- Принятый Государственной Думой бюджет на 2002 год значительно увеличивает социальные обязательства федерального центра перед населением страны. Однако заложенный в документе профицит отчасти имеет и искусственную природу - за счет перераспределения доходов от регионов в пользу центра. В связи с введением с 1 января очередного пакета налоговых законов особенно трудно придется тем муниципальным образованиям, в которых высока доля промышленных предприятий и которых явно обделяют субсидиями из вышестоящих бюджетов. Во-первых, с 35 до 24 процентов снижается ставка налога на прибыль. Предприятия и организации от этого выиграют, но местные бюджеты потеряют. Во-вторых, объявленный рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополий увеличат издержки и снизят совокупную прибыль предприятий, а значит, и объем поступлений в казну.
Можно предположить, что изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах еще более обострят бюджетные отношения между органами власти различных уровней. Под вопросом окажется экономическая база местного самоуправления. По большому счету в обрисованном конфликте области и города, как основной территории-донора, сказалось противоречие между политическим (федеративным) устройством страны и экономическим (унитарным) принципом формирования бюджета. В звене "область - муниципалитеты" происходит то же самое, что и на уровне "центр - регионы": вышестоящие властные структуры все больше забирают в свои руки единственный реальный инструмент управления - деньги. Идет планомерная централизация бюджетных средств. Неожиданно для многих мы становимся свидетелями возрождения некоторых элементов уравнительной системы и патернализма, характерных для советских времен. Вопрос в том, насколько удастся их совместить с задачей создания эффективной рыночной экономики.
Юрий ТРЕЩЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор Воронежского госуниверситета.
www.rg.ru
24.04.2008