06 июня 2002
2077

Мурманская область. Областная администрация обсудила причины низкой загруженности местных судоремонтных компаний.

Вчера в администрации Мурманской области состоялось совещание, на котором рассмотрены причины низкой загруженности местных судоремонтных компаний. В работе совещания принимали участие заместитель губернатора Владимир Мотлохов, заместитель губернатора Вячеслав Силин, председатель комитета по рыбохозяйственному комплексу Анатолий Евенко, председатель комитета по экономической политике Владимир Довгань, депутат Мурманской областной думы, рыбопромышленник Юрий Задворный, руководители ряда судоремонтных и рыбодобывающих предприятий.

В области зарегистрировано 80 предприятий, оказывающих услуги по ремонту судов. Только на территории ОАО "Мурманская судоверфь - судоремонтно-доковое производство" находится 20 таких фирм. Между предприятиями развиты кооперативные связи. Материально-техническая база компаний находится на высоком уровне, сохранен состав высококвалифицированных работников. Судоремонтники готовы подготовить к промыслу любое океанское судно, и даже военный корабль. Что касается стоимости работ, то, по мнению самих судоремонтников, она вполне приемлемая для заказчиков. Стоимость нормо-часа при среднем ремонте составляет 24 рубля, при сложном ремонте с докованием судна - 37 рублей. Сроки также невелики, к примеру, полностью переоборудовать рыбофабрику можно за 2,5 месяца.

- Главная причина недозагруженности судоремонтных компаний определена в нашем письме губернатору Юрию Евдокимову: в Мурманск заходит только половина флота, - говорит генеральный директор "Мурманской судоверфи - СДП" Владимир Храпов. - Мы должны выработать экономические механизмы, чтобы к нам пошла другая половина кораблей, сегодня базирующихся в портах Норвегии. Наши рабочие выезжают туда "в командировки". Но качество такого ремонта страдает, это рыбаки хорошо знают.

Судовладельцы "выжимают" из кораблей все возможное для обеспечения рентабельности добычи. Если возникает необходимость отремонтировать судно, ищут более дешевый и наиболее удобный в организационном отношении порт. Один из последних ремонтов Мурманский тралфлот решил сделать в Норвегии. Не получилось. Тогда судно было заведено в Клайпеду. По данным за 2000 год, стоимость ремонта российских судов, который выполняется в Норвегии, составляет 20 миллионов долларов. Еще 5 миллионов долларов освоили мурманские верфи. Итого: 25 миллионов - цифра, выражающая фактический объем судоремонта в позапрошлом году. В связи со старением флота сегодня эта цифра должна была бы возрасти. Однако, по мнению генерального директора ОАО "Мурманский траловый флот" Владимира Бондаренко, общая стоимость судоремонта будет снижаться в связи с платностью морских биоресурсов.

Владимир Бондаренко привел такие данные: рыбодобывающие предприятия Мурманской области производят товарной продукции на 600 миллионов долларов за год. На судоремонт, включая затраты на материалы, они могут затратить около 40-45 миллионов (от 7 до10% от этой суммы). На долю мурманских предприятий, по мнению Владимира Бондаренко, может приходится 8 -10 миллионов долларов, также включая стоимость материалов. На сегодняшний день рыбаков устраивает качество производимых в Мурманске работ, но хотелось бы большего. Должно быть сервисное обслуживание флота, чтобы судовладельцы имели дело только с генеральным подрядчиком. Нет удовлетворенности и по срокам ремонта кораблей.

Судоремонтники не берут на себя поставку запасных частей в комплексе с заказом. Поскольку все суда иностранного производства, владельцам судов приходится самим закупать и предоставлять запчасти. Номенклатура запчастей состоит из тысяч разных позиций. Не столько эта процедура обременительна по стоимости, сколько по затратам времени и сил. Здесь начинаются проблемы с контролирующими органами - таможней и центром стандартизации. Бюрократические препоны в порту Мурманск - бесчисленные. В итоге - сроки ремонта существенно затягиваются. Таким образом, судоремонтники Мурманска могут выполнить ремонт любой сложности с отличным качеством, но рыночные условия оставляют их без работы. Следовательно, эти условия нужно менять. Один вопрос Правительство России уже решило: в перечень товаров, не подлежащих обязательной сертификации, вошел длинный ряд продукции производственно-технического назначения. Вопрос с налогом на добавленную стоимость за ввозимые материалы, оборудование и запчасти для ремонта также разрешим - НДС через несколько месяцев возвращается предприятиям. Остается вопрос таможенных сборов. Есть пример: предприятия, замыкающиеся на Министерство морского флота, два года не платили таможенные пошлины за отремонтированные за рубежом корабли. Почему федеральная власть не идет на подобный шаг и в отношении судоремонта рыбопромыслового флота? Найти поддержку в Госкомрыболовстве судоремонтники не могут, Госкомитет как следует не занимается и судостроением. Кто же защитит их интересы в правительстве? На Западе дотируют судоремонтные заводы, так как эта сфера производства играет еще и важную социальную роль. В России, и в частности, в Мурманске - этого не происходит.
Многое можно было бы решить на местном уровне. Все еще в планах областной администрации остается содействие в модернизации докового хозяйства. Такой проект был начат два года назад, и в результате судоверфь отремонтировала док собственными силами. Так и не состоялся проект создания на территории Мурманской судоверфи зоны экономического роста, в то время как такая зона в Санкт-Петербурге создана. Руководитель тралфлота на совещании публично заявил, что все деньги, которые зарабатывают мурманские рыбаки, находятся в России. Главное задача чиновников областной администрации - договориться с фискальными органами, чтобы они делали свое дело не в ущерб, а на благо. Тогда будет снята основная преграда для заходов в родной порт, поставки рыбы и судоремонта. Северная торгово-промышленная палата осуществляет проект, в результате которого будут выработаны меры по сокращению времени обработки судов в порту.

Уже десять лет мэрия Мурманска не идет на уступки по арендной плате за землю, а между тем земля намывная - искусственно созданная самими судоремонтниками. Плата за землю, на которой расположена Мурманская судоверфь, составляет 3,5 млн. рублей за год. Но чтобы земля не уплыла - в буквальном смысле слова - в залив, судоверфь раскошеливается еще на 5 млн. рублей.

www.regnum.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован