14 ноября 2007
6412

На дороги в России потратят больше, чем на армию

Вчера в Красноярске президиум Госсовета во главе с президентом в очередной раз вернулся к долгоиграющему вопросу развития в России транспортной инфраструктуры.

На этом уровне к транспортным вопросам государство обращается не в первый раз. Как подчеркнул министр транспорта Игорь Левитин, в течение последнего года прошло сразу два президиума - на одном обсуждали развитие морских портов, а на втором - дорожное строительство. На сей раз президент, члены правительства и губернаторы попытались комплексно взглянуть на развитие транспортной инфраструктуры страны.

"Мы сегодня обсуждаем не решение проблем выживания - мы решаем вопросы развития" - эта фраза о повестке дня прозвучала из уст президента Путина в конце заседания. Хотя вполне имела право предварять все обсуждение. "Для нашей страны с ее огромной территорией современная передовая транспортная инфраструктура - дорога в будущее без всяких преувеличений, - заявил глава государства, открывая заседание. - В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. Однако сегодня транспортная инфраструктура не отвечает потребностям экономики". Большинство показателей в транспорте исключительно отрицательные. Так, привел данные Владимир Путин, за 15 лет количество аэропортов сократилось в 4 раза, значительно изношены железнодорожный и речной парки.

Исправить ситуацию призваны сразу несколько программ. В частности, транспортная стратегия, рассчитанная до 2020 года, и в целом одобренная программа развития железных дорог до 2030 года. "Для опережающего развития транспортной инфраструктуры запланированных мер тоже недостаточно, - тут же развеял мечты Владимир Путин. - Сегодня надо знать, какой транспорт и где востребован".

Регионы, по мнению президента, тоже должны обратить пристальное внимание на то, как должен развиваться транспорт. "В каждом регионе необходимо обеспечить сочетание внутри и межрегиональной транспортной инфраструктуры", - подчеркнул глава государства. Особо он остановился на ситуации с авиаобеспечением в стране. Недопустимой Путин назвал ситуацию, когда из-за стагнации рынка авиаперевозок все перевозки проходят через Москву. По данным главы рабочей группы губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, две трети авиаперевозок в России проходят через столицу.

"За последние годы значительно увеличились государственные расходы на транспортную инфраструктуру", - отметил Путин, переходя к финансовой базе проекта. Вместе с тем он снова призвал активнее привлекать в отрасль частный капитал через частно-государственное партнерство. Такая работа, признал президент, в регионах ведется, но чересчур медленно. В основном из-за долгих согласований вопросов, причем иногда из-за банально неправильно поставленной запятой.

Выступавший вслед министр транспорта оказался большим, чем президент, оптимистом, и рисовать мрачные картины не стал. Наоборот, по его данным, едва ли не по всем направлениям в транспортной отрасли идет рост. Так, в этом году в отрасль в основной капитал должно прийти в общей сложности 770 миллиардов рублей. Экспорт транспортных услуг в денежном выражении составляет 8 миллиардов долларов, и по итогам года рост должен составить еще 32 процента. В этом году завершается строительство многих долгостроев, на что дополнительно было привлечено 100 миллиардов рублей. В авиации после реконструкции будут введены в строй 53 объекта. Да и в целом в гражданской авиации в последние годы удалось остановить выбывание аэродромной сети.

Пожалуй, больше всего Игоря Левитина беспокоит ситуация в дорожной отрасли. "Рост темпов автомобилизации, грузопотока значительно превышает рост транспортной инфраструктуры, - признался министр. - Сегодня большое количество автомобильных дорог работает в режиме перегрузки примерно на 20 процентов". На этом порыве он предложил уже сейчас продлить стратегию транспортного развития до 2030 года.

"4,8 процента от ВВП - это та цифра, которая сделала бы минтранс счастливым", - огласил Владимир Путин запросы министерства, проглядев новое предложение. Сегодня на транспортную инфраструктуру расходуется 2 процента ВВП. То есть до 2030 года минтрансу требуется удвоение расходов. И хотя только половину из них предлагается возложить на плечи государства - остальное покроет частный капитал, - сумма, признал Путин, все равно немалая. Больше, чем на армию.

Другое дело, что особых вопросов относительно того, где брать деньги, на заседании не возникло. Существуют Инвестиционный фонд, Банк развития, институт частно-государственного партнерства. В конце концов, минтранс предлагает выпускать так называемые дорожные и инфраструктурные облигации. Идея даже не вызвала нареканий ни у минэкономразвития, ни у минфина. Вице-премьер Алексей Кудрин сам предложил организовать пилотный проект.

Первый вице-премьер Сергей Иванов призвал не заниматься простым механическим расширением транспортных сетей, а переходить на инновационные рельсы и современные технологии. "Только таким образом мы сможем в полном объеме обеспечить приемлемое функционирование транспортных магистралей", - заявил он. Да к тому же снизить транспортные издержки.

Также Сергей Иванов попросил не забывать, что будущее нашего транспорта напрямую зависит от развития авиа-, судо- и машиностроительных отраслей экономики. "В противном случае огромная часть средств, которые мы тут планируем расходовать, окажется просто бессмысленной или обесценится", - предупредил первый вице-премьер. Или же уйдет за границу, где российские перевозчики будут приобретать самолеты.

Последнее замечание Иванова моментально подействовало на главу государства. Из перечня поручений он исключил пункт о дифференцированном снижении импортных пошлин на самолеты и комплектующие к ним. "Я не против того, чтобы мы закупали иностранную технику, - объяснил Путин представителям авиакомпаний. - Но это мы должны делать осознанно и взвешенно. Это должно быть увязано с планами производства российских производителей".

Пребывание президента в Красноярске стало удачным поводом для того, чтобы обратить свое внимание на национальный проект в области образования. Один из двух федеральных университетов, созданных в рамках нацпроекта - Сибирский, - сформировался именно в Красноярске. Второй - Южный - в Ростове-на-Дону. Вчера представители обоих вузов встретились с главой государства, чтобы обсудить дальнейшие шаги по развитию российской системы образования.

"Два этих университета должны быть прообразом новой образовательной системы России, - заявил президент Владимир Путин. - Целью создания этих университетов не является простое механическое укрупнение. Целью является повышение качества образовательных услуг".

Создавая крупные федеральные университеты в Сибирском и Южном федеральных округах, пояснил президент, государство преследовало две конкретные цели. Первая - приблизить образование к крупным населенным регионам, важным с экономической точки зрения. Вторая заключается в необходимости наполнения экономики новыми специалистами, что позволило бы решить главную на сегодня задачу - придание инновационного характера нашей экономике. "Нужно обеспечить собственную экономику собственными высокопрофессиональными кадрами", - отметил глава государства.

Новая образовательная система требует и новых подходов в преподавании. Пополнять преподавательский состав в высшей школе президент предлагает не только за счет собственных ресурсов. Создавая нормальные условия для работы и жизни вузовских преподавателей, Россия, уверен Путин, может не только вернуть из-за границы ранее уехавших отечественных специалистов. Возможно приглашать и иностранных профессоров.

Как показал дальнейший разговор, для самой образовательной среды и федеральных университетов в частности первостепенным по важности остается вопрос финансирования. Причем на долгосрочную перспективу. Путин напомнил, что только в этом году государство на федеральные университеты выделило более 5 миллиардов рублей. Но главное, после чего ректоры, наверное, вздохнули с облегчением, - "это не закончится двумя годами". Однако глава государства требует при этом оптимизировать расходы.

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, курирующий реализацию национальных проектов, подтвердил финансовые выкладки относительно двух федеральных университетов. "По объему финансирования федеральные университеты являются самыми крупными в рамках национального проекта", - подчеркнул он. Владимир Путин вчера смог ознакомиться с проектом современного учебного комплекса и кампуса для Сибирского федерального университета.

В какой-то момент Владимир Путин решил, что послушать чиновников он еще всегда успеет. А чтобы понять университетскую жизнь изнутри, надо дать слово непосредственным пользователям образовательными услугами - студентам. Первый же из них сразу пожаловался президенту, что всех их учат, но чему-то не тому, чего им не надо будет в будущем, и попросил, чтобы студентам самим предоставили какой-то выбор, что именно изучать. Тогда, пытался доказать свою позицию студент, по специальности будут работать не 30 процентов выпускников, как сейчас, а больше.

"Интересы студентов и интересы экономики точно совпадают, - заявил на это Путин. - Экономике нужны специалисты". Надо только добиться того, чтобы образовательная система гибко реагировала на потребности экономики.

Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин поддержал посыл о преподавательском составе российской системы образования, а заодно в очередной раз показал себя более чем прагматичным человеком в части бюджетных расходов. Кудрину не очень нравится, что сегодня во многих вузах соотношение учителей к ученикам составляет 1 к 4. Это, уверен Кудрин, оправданно для тех специальностей, где обучать необходимо, как говорится, на пальцах. Например, в медицине. Но для гуманитарных наук один учитель на четырех студентов - это излишество.

- Алексей Леонидович (Кудрин. - Прим. "РГ") продемонстрировал любовь к образованию, - усмехнулся Путин. - Любовь и деньги несовместимы. Платить не хочет. Но будет...

И хотя с Кудриным глава государства в целом согласился, на ближайшие годы университеты могут быть спокойны за свою финансовую базу. Тем более что президент поручил детально просчитать национальный проект в области образования на следующие несколько лет.


Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4517 от 14 ноября 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован