21 сентября 2000
2189

На фоне Отечества: аура Ивана Драча

Волнующее событие нежданно-негаданно выпало на вечер 29 мая с. г. в Синем зале киевского Дома кино: парочка новых документальных фильмов "смотрела" своих авторов и зрителей. То есть экран оценивал-тестировал публику, хотя та, разумеется, думала, что дело обстоит аккурат наоборот...

Первая картина называлась незатейливо и даже сухо - "Иван Драч" (режиссер Олег Волоткевич). Вторая была озаглавлена тоже просто, но не без сентименталинки - "Расти, расти, клен" (режиссер Сергей Марченко). Первый фильм был 50-минутным (авто)биографическим киноочерком о жизненном пути и творчестве известного всей стране поэта, сценариста и общественного деятеля Ивана Федоровича Драча. Фильм был снят, очевидно, в связи с позапрошлогодним 70-летием героя, но вот возымел премьеру только сейчас.

Вторая 10-минутная лента являла собой хронику методичного распиливания-уничтожения работниками горадминистрации Киева 70-летнего клена в одном из старых двориков по улице Золотоворотской. Символический параллелизм сюжетов был самоочевиден. Тем более что если в первом из них Иван Драч был основным героем повествования, то во втором он же - автор идеи и сценария. И на стыке этих подряд показанных картин неизбежно возникал своего рода гиперсюжет, исполненный экзистенциальной грусти: Sic transit gloria mundi...

Но элегическое настроение в зале после просмотра неожиданно сменилось приметами чуть ли не скандала. Дело в том, что сценарист "Ивана Драча" Леонид Череватенко - тоже поэт и хорошо известный в нашем кино драматург - избрал для своей работы настолько смелое творческое решение, что сразу же после просмотра к микрофону потянулись некоторые возмущенные почитатели таланта Ивана Федоровича: чтобы защитить почтенного юбиляра от якобы очернительской тенденциозности авторов картины о нем.

Дыханье почвы и судьбы

Фильм об Иване Драче начинается оттуда, откуда "есть пошел" и он сам - один из самых маститых героев нашего времени. Мы видим, как писатель в его традиционном артистическом берете бродит по своей малой родине - селу Телиженцы Киевской области и его окрестностям. Дивные по щемящей красе осенние ландшафты сняли операторы Владимир Гуевский, Игорь Иванов и Юрий Мещеряков. Нежные акварели панорам с только-только начинающейся агонией зелени. Свежевспаханное на зиму картофельное поле. Иссохшие камыши. Осень природы - осень судьбы...

Знатная столичная "птица" бродит по земле детства и вспоминает отца, который, вернувшись после Гражданской войны в село, так и не расстался с револьвером и, наверное, много им попользовался в те первые советские годы. Ибо нравом Драч-старший был ох как крут! Однажды, вспоминает сын, когда речь зашла о китайцах, отец воскликнул: "Та я тих тво╖х китайц╕в ус╕х би постр╕ляв!.."

И зритель, помнящий, с какой лучистой яростью еще совсем недавно сам Иван Федорович говорил о "притеснителях украинской этнической нации", невольно поежится, несмотря на общую лиричность и шутливость настроения в кадре. Гены, однако!

Вот герой у могилы былой красавицы-матери, а вот предается воспоминаниям у надгробия школьной учительницы, в которую еще пацаном был по уши влюблен. И чудится, что милые тени невидимо входят в кадр и, конечно же, безмерно гордятся своим дорогим Ванечкой. Не обманул надежд, блистательно "вышел в люди". На деревенской улице герой встречает свою одноклассницу - совсем по виду старушку, не чета ему, молодцеватому, осанистому и вальяжному. Да, село быстрее изнашивает человека... Вот не уехал бы Иван полвека назад в город и был бы ныне, наверное, точно таким же по виду местным дедком. Карма у него, однако, случилась иная. О том и все дальнейшее повествование.

Каждый пишет, как он дышит...

Монтажно чередуясь, далее на экране возникают еще три повествовательных пласта фильма. Как известно, Иван Драч - один из фундаторов славной "школы украинского поэтического кино", и в картине возникают символически мотивированные фрагменты уже классических ныне киноработ, снятых по его сценариям: "Колодец для жаждущих" (1964), "Каменный крест" (1968), "Иду к тебе" (1971), "Пропавшая грамота" (1972).

Другая ипостась Драча - пафосный поэт-трибун, постепенно трансформировавшийся в яркого политика из национал-патриотического лагеря. Эту линию в судьбе героя иллюстрирует в фильме подборка из архивных кадров кинохроники, где мы увидим, в частности, эпизод, в котором молодой и вдохновенный комсомольский активист Иван Драч читает свою поэму о Ленине: "...Нам випала доля лен╕нцями зрости... Дихаю Лен╕ним до останнього подиху... Застигла земля у передчутт╕ вогнеликого подвигу..." И т. п.

А вот кинодокументы периода становления "Руха", где уже возмужавший поэт, напротив, обличает свою партию как виновницу голодомора, и прочих "вогнеликих" свершений. Жаль, в картину не попали и еще более поздние высказывания Ивана Федоровича, когда он уже в статусе "министра информации" в правительстве премьера Ющенко горько раскаялся и в излишнем либерализме "руховской" национальной программы, предполагавшей, что "еврей в Киеве должен чувствовать себя лучше, чем в Иерусалиме, русский - лучше, чем в Москве и Петербурге" ("День", 10.03.2000).

В общем, много зигзагообразного было в этой личной судьбе, и этот как бы "юбилейный" фильм (удивительное дело!) не уклонился от нескромных прикосновений к столь болезненным пунктам.

А ведь судьба-то у Ивана Драча сложилась отнюдь не рядовая, а напротив, думаю, знаковая для всей нынешней Украины. И получилось кино про непростую историческую долю Украины в новейшем времени.

Место "совести нации" вакантно?

Надо отдать должное по нынешним временам отчаянному правдоискательскому посылу сценариста "Ивана Драча" - Леониду Череватенко. Он решил, видимо, не только изгнать из своей работы всяческую елейную "юбилейщину" и обострить конфликтную канву всей истории, но и, воспользовавшись формальным поводом, на самом деле честно разобраться в противоречиях украинских путей к украинской же мечте. Вот кинодраматург в фильме о кинодраматурге и решил собрать чуть ли не всех былых "драматургов" всей нашей независимости. Вячеслав Брюховецкий, Лесь Танюк, Дмитро Павличко, Николай Жулинский, Борис Олийнык, Юрий Ильенко, Николай Мащенко - все эти видные гуманитарии так или иначе сотрудничали с Иваном Драчом в искусстве и (или) политике, и их экранные высказывания о времени и о "виновнике торжества" составили особый ряд картины. Итак, в фильме Череватенко и Волоткевича "по поводу Драча" фактически случился своеобразный "съезд" отцов-основателей постсоветской украинской культуры.

Причем все вышеозначенные известные личности были не только кабинетными идеологами постсоветских трансформаций в культуре Украины, но и каждый в свое время побывал у руля реальной власти, занимал высокие посты в гуманитарном истеблишменте страны. И сегодня вряд ли кто-либо из этих "шестидесятников" может быть удовлетворен статусом-кво в национальной культуре. То есть наличными результатами собственных профессионально-гражданских усилий за все эти почти два десятилетия. Но вот что интересно: ни один из этих "корифеев" ни словом не коснулся пикантной темы их личной ответственности перед историей культуры Отечества. Все выглядели сугубо довольными своим вкладом в духовное возрождение нации и предавались исключительно ретро-лирике в форме воспоминаний о своем легендарном прошлом.

Особняком здесь стояли только экранные высказывания относительно молодого, но уже популярного литератора новейшего времени Андрея Кокотюхи. "...Те, що в╕н робив, назива╓ться колаборац╕он╕змом... В╕н служив радянськ╕й влад╕, а пот╕м став служити ╕нш╕й влад╕, а нормальний письменник нав╕ть поряд з владою не повинен стояти... Мен╕ зда╓ться, що ми зараз говоримо про трагед╕ю людини, тр╕умф яко╖ в╕дбувся у 60-╕ роки, а трагед╕я - у 90-╕. Коли у життя Драча ув╕йшла пол╕тика, ╕ в╕н цьому не опирався..." - эти-то и им подобные резкие пассажи Кокотюхи, как и вообще его приглашение в кадр "Ивана Драча", и вызвали после просмотра настоящую ярость самозабвенных поклонников героя фильма.

И если совесть - это способность человека к нравственному САМОсуду, то можно было бы считать, что именно Андрею Кокотюхе авторы "Ивана Драча" и доверили "партию" как бы заговорившей вдруг совести украинского "шестидесятничества" - поколения, которое действительно просто-таки выбило из СССР независимость Украины, а потом ее про... проспало. Потом Родине по давнему национальному обыкновению предпочли "р╕дну хату". Однако г-ну Кокотюхе роль "совести нации" тут все же великовата будет: ведь не с самым трудным - не с личным покаянием - он вышел к людям, а всего лишь с критикой чужих прегрешений. А на такой способ самоудовлетворения все мы мастаки...

А вот тут-то и случилась кульминация вечера (не зря его авторами были профессиональные драматурги!). Пред очи возмущенных поклонников Ивана Драча вышел сценарист фильма Леонид Череватенко и в присутствии самого героя своей работы сообщил публике неожиданную и все радикально меняющую деталь: именно "юбиляр" и настоял на том, чтобы в картину, посвященную его биографии, пригласили самого сурового его критика, и даже предложил конкретную кандидатуру... То есть, получается, художник сознательно передоверил своему "врагу" то, что он мог бы и сам сказать себе "внутренним голосом" на исповеди перед Историей, Отечеством и Всевышним. А слепые поклонники "не врубились", приняли все на условных рефлексах и принялись скандалить. Браво, маэстро! Если я правильно Вас понял...

Неотвязная наша аура

Доброго слова достоин, по-моему, и молодой постановщик "Ивана Драча" Олег Волоткевич. Есть, скажем, в фильме и такой превосходный образный ход режиссера: на общем плане слева направо кадр пересекает герой всей этой истории, погруженный в свои думы. А когда он уже скрывается за правой кромкой кадра, из-за левой границы экрана в кадр вступает... его тень и тоже совершает весь путь своего обладателя. Не так ли и последствия всех дел наших прижизненных вечно следуют за нами до гробовой доски?

Древние христианские мистики называли это "аурой" - эфирным полем каждого человека, где вечно хранится своего рода информационное "досье" его добрых и злых дел. Вплоть до Страшного Суда, где, собственно, по ауре и должно быть принято решение относительно всякой данной конкретной кандидатуры на поступление сами знаете куда...

О том-то, по-моему, и получился фильм. О предварительных итогах одной яркой судьбы. О неотвязной власти прошлого и о (без)ответственности перед ним. И о предварительных итогах одной сомнительной независимости - личной и общенациональной. И о попытке практически незаметного покаяния. И о неистребимой надежде все исправить и искупить хотя бы в последний момент...

Тем временем в самом финале "Ивана Драча" старушка - землячка героя ведет нас в чисто-поле, где, как она обещает показать, прикопано ею в укромном месте старинное казачье надгробие - каменный крест с некими неразборчивыми письменами. И вот бабушка на наших глазах собственноручно вскапывает нетронутый дерн и извлекает из-под него обещанный каменный крест.

Точнее - фрагмент такого креста. (Сценарист фильма Леонид Череватенко подчеркнул, что этот эпизод - вовсе не его авторская придумка, а абсолютно спонтанное обстоятельство.)

Здесь мы и оставляем героя фильма. Он, "живой классик" украинской культуры нового времени 70 с гаком лет, некогда начинавший свою кинематографическую славу со сценария для шедевра Леонида Осыки - "Каменного креста", стоит над реальным обломком подобного же креста.

Знак обретения цели жизни? Примета неполноты достижений? Знамение финала? Бог весть. И именно эта неясность итогового баланса идей больше всего волнует в новой картине, которая касается всех нас. Тех, кто все-таки взыскует смысла бытия и добра этой бедной бедностью своих детей страны.

www.2000.net.ua

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован