06 ноября 2003
2976

На митинг, к Эдварду Радзинскому



Можно было бы упрекнуть Радзинского в том, что пошел на поводу у моды. Моды на документальный театр (поскольку выступает он в историческом жанре, стараясь следовать логике и слову документа и свидетелей времени). На малозатратные зрелища (по сложившейся традиции Радзинский выходит на экран, а теперь и на сцену в гордом одиночестве). И т.д. Но все это, если можно так сказать, родовые приметы театра Радзинского, не его драматургии, а его собственного театра, ибо то, чем занимается Радзинский, - это, конечно, театр.
Вечер в Концертном зале Чайковского следовало бы назвать сенсационным. Почти полный зал, билеты по тысяче с лишним, более дешевые перекупщики загоняли втридорога. И все это ради одного-единственного автора и исполнителя - Эдварда Радзинского, который не обещал ничего, кроме рассказа об убийстве Александра Второго, императора-освободителя.
Впервые Радзинский решился на такую вот публичную лекцию-спектакль, из которой впоследствии обещают сделать три телепередачи из нового цикла "Политические убийства в России". Причина - самая что ни на есть театральная: выйдя на сцену, Радзинский с объяснения и начал - публично было объявлено об освобождении крестьянства, публично был убит император Александр Освободитель, публичным следует сделать и рассказ о судьбе, быть может, самого знаменитого - после Петра Великого - реформатора в России. Реформатора сверху: как известно, все самые удачные в России реформы и единственно счастливые революции - это реформы и революции сверху.
Пожалуй, наиболее любопытное в рассказе Радзинского - почти совершенное отсутствие каких-либо незнакомых, только-только выявленных источников. Он не пытается ошарашить доселе незнакомым фактом. Его рассказ, вероятнее всего, построен по законам классической трагедии, в которой финал предопределен и сомнению не подлежит. Соответственно интрига заключается не в том, чтобы избежать предопределения рока, а в искусстве рассказчика, который - если сумеет - добьется сочувствия публики.
Наверное, так или примерно так завораживали толпу революционные трибуны. Радзинский именно трибуном и смотрелся на сцене Концертного зала Чайковского. Не сидел, а стоял (хотя только первое отделение затянулось на полтора часа, в течение которых зал сидел не шелохнувшись). Говорил негромко, время от времени помогая слову взмахом руки, в эту минуту и впрямь напоминая революционного оратора (поскольку внешностью известные революционеры не блистали, воздержусь от каких-либо конкретных сравнений).
Публика была разношерстная, много молодежи, руководство одного крупного банка пришло почти в полном составе - во главе со своим руководителем, который недавно объявил о намерении сменить кресло банкира на кабинет московского градоначальника.
Реформатор, пожирающий свои реформы. Прошедший естественный для любого реформатора путь - от всеобщей любви до всеобщего недовольства, путь, в конце которого его ждала смерть на миру... Страна свободы в год или два превращающаяся снова в страну страха. Когда посадили Чернышевского, его место заняли "молодые люди, впоследствии разбойники". Те, которые начинали и поддерживали реформы, люди образованные и состоятельные, вынуждены покинуть Россию... Чтобы еще сильнее любить Россию, лучше всего жить в Женеве или Париже (или - в Лондоне?).
Страх как похоже. Хотя - с учетом всех исторических подробностей - неизвестно, кому именно сейчас должно быть особенно страшно. Так сказать, в краткосрочной перспективе.
Все повторяется. История никого ничему не учит. И это - пожалуй - самый распространенный, "общеупотребимый" и краткий вывод изо всех исторических уроков.
Моя знакомая, известный театральный критик, в антракте сравнила выступление Радзинского с митингом с одним-единственным оратором. Сравнение показалось точным: наша демократическая общественность как-то скоро утомилась, перестав выражать свой протест либо одобрение публичными выступлениями проходами по Тверской или на Манежной, ныне переделанной в большой караван-сарай. Митинги вышли из моды, но мысли-то, как говорится, остались. И желание осталось - если не высказаться самим, то хотя бы услышать кого-то другого, готового вслух сказать о том, что наболело у многих.
Радзинский эти тайные муки российского либерального сознания заметил и откликнулся. Был услышан. И понят.
Григорий Заславский



Независимая газета" No240 (3072)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован