Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС генерал-полковник Мырзакан Субанов ответил на вопросы информационно-аналитического портала ИнфоШОС.
- В этом году у Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества юбилей - пять лет назад он официально приступил к работе. Чем было вызвано появление этой организации и каковы, на Ваш взгляд, главные итоги её пятилетней деятельности, насколько она успешна?
М.С. - Деятельность международных террористических, сепаратистских и экстремистских организаций в последние годы стала реальностью современного мира. Обстановка, складывающаяся в государствах-членах ШОС в сфере противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, потребовала создания в рамках ШОС постоянно действующего органа, который бы успешно противостоял новым вызовам и угрозам. Поэтому, во исполнение поручений глав государств-членов ШОС и в целях реализации Соглашения между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 года, и была создана РАТС, которая начала функционировать с 1 января 2004 года в столице Узбекистана Ташкенте.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что пятилетний напряженный труд коллектива единомышленников из шести государств принес свои определенные плоды. Главный итог нашей деятельности состоит в том, что мы, совместно с компетентными органами Сторон, наладили эффективный обмен информацией, что позволило на ранних стадиях выявлять, предупреждать и пресекать деятельность террористических, сепаратистских и экстремистских организаций на разных территориях. Необходимо отметить, что Исполком РАТС ШОС противодействует терроризму, сепаратизму и экстремизму исключительно на правовой основе, которая разрабатывается и принимается, в виде оформленных правовых документов, всеми государствами-членами ШОС.
- Как РАТС взаимодействует с Секретариатом ШОС и другими международными организациями, в чем конкретно заключается это взаимодействие?
М.С.- Советом министров иностранных дел ШОС утвержден "Регламент взаимодействия РАТС с государствами и межправительственными международными организациями, получившими статус наблюдателя при ШОС". В рамках афганской проблематики Секретариату ШОС направлены предложения по привлечению стран-наблюдателей при ШОС, граничащих с Афганистаном, в целях создания "поясов антинаркотической безопасности" - при координирующей роли ООН.
С учетом новых предложений Сторон , а также динамики развития сотрудничества в рамках ШОС по вопросам борьбы с новыми вызовами и угрозами, разработан проект "Программы сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010-2012 годы".
Особое внимание в работе РАТС уделяется укреплению взаимодействия с международными организациями и дипломатическими представительствами. На регулярной основе проводятся рабочие встречи с руководителями компетентных органов государств-членов ШОС, представителями ОДКБ, АТЦ и Координационной службы СКПВ СНГ, Регионального представительства Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии, послами зарубежных стран в Узбекистане. В процессе встреч обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся проблем борьбы с "тремя злами", определяются конкретные направления сотрудничества в этой области. Установлен контакт с Комитетом Совета безопасности ООН по санкциям против "Аль-Каиды" и движения "Талибан" (Комитет-1267). Намечены конкретные пути повышения эффективности совместной работы.
Весь комплекс мероприятий РАТС ШОС, проводимых с антитеррористическими подразделениями ООН, осуществляется в контексте инициативы постоянных представителей государств-членов ШОС по включению в повестку дня 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН пункта о сотрудничестве между ООН и ШОС.
С учетом положений Душанбинской декларации глав государств-членов ШОС от 28 августа 2008 года об углублении взаимодействия с СНГ и ОДКБ, на основе подписанных меморандумов в марте 2009 года, проведены рабочие встречи с должностными лицами Секретариата ОДКБ и АТЦ СНГ. Стороны обменялись мнениями о состоянии, динамике, тенденциях распространения международного терроризма на пространстве ШОС, ОДКБ и СНГ, источниках и каналах финансирования террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, в том числе на афганской территории. Определены пути дальнейшего взаимодействия, подписан "Протокол о намерениях между РАТС ШОС и Советом командующих Пограничными войсками государств-участников Содружества Независимых Государств". Недавно состоялся рабочий визит Председателя Координационной службы Совета командующих пограничными войсками СНГ в Исполком РАТС ШОС, где были обсуждены пути реализации положений этого Протокола.
- Понятно, что не все можно говорить о деятельности РАТС в открытых СМИ. Но не могли бы Вы рассказать о каких-то успешных операциях Вашей структуры? Например, об участии в обеспечении безопасности на Олимпийских играх в Пекине, о том, будет ли ваша структура выполнять такие задачи на зимних играх в Сочи?
М.С. - Непосредственно нашей структурой операции не проводятся. Но она принимала активное участие в разработке мер, направленных на обеспечение безопасности Олимпийских игр 2008 года, для чего были разработаны и утверждены соответствующие документы, позволившие создать правовую основу сотрудничества в этой сфере. Насколько мне известно, в мировой практике аналогов этому нет, ничего подобного ранее не делалось. Работа, скажу прямо, была не простая, тем не менее, она нам удалась. Реализация мер государств-членов ШОС по содействию в обеспечении безопасности Олимпийских игр 2008 года полностью отражает "Шанхайский дух", а также показывает всему миру положительный опыт сотрудничества государств в таком значительном и нужном деле мирового масштаба.
Что касается Олимпиады в Сочи, то, считаю, накопленный опыт работы поможет нам выработать эффективные меры по оказанию содействия в обеспечении безопасности этих зимних Игр. Естественно, в этом вопросе мы не сможем заменить правоохранительные и специальные службы России, но помочь информацией, в том числе и оперативного характера, нам вполне по силам.
- В июне 2004 года было подписано соглашение о создании общего банка данных о международных террористических, сепаратистских и экстремистских организациях, а также об источниках их финансирования, включая незаконный оборот наркотических средств. Как выполняется это соглашение и какую помощь оказывает банк данных в повседневной работе?
М.С. - У нас продолжается работа по созданию "Перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС". Проведена определенная работа по изучению и анализу действующих нормативных правовых актов государств-членов ШОС, других международных организаций в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
В целях выработки эффективной системы информационного обмена компетентных органов Сторон изучен вопрос о целесообразности создания в рамках уже существующего Банка данных Исполкома РАТС ШОС специализированного информационного массива (СИМ), находящихся в незаконном обороте и розыске оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ОБВВ). Начата работа по разработке критериев учета ОБВВ, используемых при совершении терактов.
- Понятия кибертерроризм и киберпреступность, к сожалению, уже прочно вошли в наш лексикон. Сейчас идет работа над проектом Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Участвует ли в ней РАТС, в чем суть и новизна этого документа?
М.С. - Вы затронули очень важную и сложную тему, которая, скажу прямо, требует колоссальных усилий большинства цивилизованных государств.
Очевидно, что одной из важнейших особенностей современности является стремительное развитие и повсеместное внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Практика показывает, что многие международные террористические, экстремистские и сепаратистские организации также "идут в ногу со временем". Вместе с тем необходимо отметить, что одним лишь кибертерроризмом проблема не исчерпывается. В первую очередь это касается Интернета. Простота доступа, неограниченная аудитория, мгновенная передача информации, возможность передачи закодированных сообщений и т.п. делают его незаменимым помощником террористов. Поэтому для решения этой проблемы, на наш взгляд, старых методов как законодательного, так и технологического характера уже явно недостаточно.
Характер современных террористических угроз с использованием ИКТ диктует необходимость глубокого и всестороннего изучения и анализа этой проблемы. Только после этого можно приступать к разработке конкретных мер по противодействию кибертерроризму, а также использованию Интернета в террористических и иных противоправных целях. Мы эту проблему видим, работаем над ней и готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами.
- На рассмотрение предстоящего в июне саммита ШОС в Екатеринбурге будет вынесен проект конвенции против терроризма. Расскажите, пожалуйста, в чем необходимость принятия этого документа?
М.С. - Необходимость разработки нового антитеррористического международно-правового документа была обусловлена ростом влияния идеологии терроризма в современном виде. Назрела необходимость в принятии таких новых правовых инструментов, которые позволили бы более эффективно противодействовать терроризму в современных условиях.
В проекте Конвенции ШОС против терроризма предлагается дать понимание терроризма как социально-политического явления, определить сферу применения конвенции, установить пределы её юрисдикции, закрепить норму о защите суверенитета сторон, дать примерный перечень внутригосударственных мер по предупреждению терроризма, установить, какие деяния отнесены к терроризму и могут быть признаны преступлением. Кроме того, определить виды ответственности юридических лиц в случае их причастности к терроризму, сформулировать основания и порядок оказания правовой помощи, в том числе, по вопросам ареста и конфискации имущества, используемого для совершения терактов, и разработать правовой механизм выдачи лиц, подозреваемых в террористической деятельности.
Главное здесь, по нашему мнению, состоит в том, чтобы выработать понимание терроризма именно как социально-политического явления, что позволит разработать меры по устранению одной из главных причин, порождающих терроризм - идеологии, обосновывающей возможность и необходимость использования насилия и иных устрашающих действий для достижения каких-либо политических, социальных и иных целей.
- В рамках Вашей структуры за последние годы было проведено несколько учений. Какие страны участвовали в них и какие ставились цели?
М.С. - Цель у нас у всех одна это - повышение эффективности деятельности компетентных органов Сторон в выявлении, предупреждении и пресечении противоправной деятельности лиц и организаций, использующих или намеревающихся использовать террористическую деятельность для достижения своих целей.
Проводимые совместные учения демонстрируют возможности органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС в совместной антитеррористической борьбе, показывают высокий уровень подготовки личного состава при проведении специальных операций по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности, а также в ликвидации отдельных лиц или незаконных вооруженных формирований, действующих в регионе государств-членов ШОС.
Для совершенствования практических навыков взаимодействия компетентных органов государств-членов ШОС, при содействии и координирующей роли РАТС, в 2006, 2007 и 2008 годах на территориях Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана были проведены совместные антитеррористические командно-штабные учения "Восток-Антитеррор-2006", "Тянь-Шань-2006", "Иссык-Куль-Антитеррор-2007" и оперативно-стратегическое командно-штабное учение "Волгоград-Антитеррор-2008". А недавно, 17-19 апреля, успешно прошло антитеррористическое учение компетентных органов государств-членов ШОС на территории Таджикистана - "Норак-Антитеррор-2009".
- В марте 2009 года в Ташкенте состоялось очередное 14 заседание Совета РАТС ШОС. Какие вопросы стояли в повестке дня этой встречи?
М.С. - В очередном четырнадцатом заседании Совета РАТС ШОС приняли участие представители всех шести государств. В ходе заседания до членов Совета была доведена информация о ходе выполнения решений Совета РАТС ШОС, одобрен проект доклада Совета РАТС ШОС Совету глав государств-членов ШОС о деятельности РАТС ШОС в 2008 году. Была также дана оценка деятельности Исполкома РАТС ШОС за истекший период. Совет отметил, что его деятельность в реализации запланированных мероприятий отвечает современным угрозам и вызовам в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
В целях реализации Программы сотрудничества было поддержано предложение Российской Федерации о проведении Совместного заседания руководителей специальных служб и правоохранительных органов государств-членов ШОС по выработке мер практического взаимодействия подразделений специального назначения компетентных органов государств-членов ШОС в мае 2009 года на территории Российской Федерации. Одобрен проект Программы сотрудничества стран ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010-2012 годы. Планируется вынести этот проект Программы для рассмотрения и подписания на Совете глав государств-членов ШОС, который пройдет в июне 2009 года в Екатеринбурге. Целью Программы является повышение эффективности сотрудничества стран ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Программа предусматривает организацию и проведение профилактических, оперативно-розыскных, антитеррористических и иных совместных мероприятий, а также антитеррористических учений, информационный обмен, подготовку кадров Сторон. Совет принял ряд решений по дальнейшему формированию правовой базы сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Они имеют организационно-кадровый характер, касаются вопроса финансового обеспечения деятельности Исполнительного комитета РАТС ШОС.
- Мырзакан Усурканович, а теперь, если позволите, личный вопрос. Вы - профессиональный военный, прошли путь от командира взвода до министра обороны, а затем председателя Пограничной службы Кыргызской Республики. Нравится ли Вам нынешняя работа , приносит ли она удовлетворение?
М.С. - Своей нынешней работой я, несомненно, доволен, она приносит мне удовлетворение. Главной ее целью, главным смыслом, как я говорил, является содействие компетентным органам государств-членов ШОС в обеспечении стабильной и прогнозируемой обстановки на всём пространстве Шанхайской организации сотрудничества. Дело необходимое, жизненно важное.
29.04.2009
ИнфоШОС