29 апреля 2009
1450

На переднем крае борьбы с `тремя силами зла`

Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС генерал-полковник Мырзакан Субанов ответил на вопросы информационно-аналитического портала ИнфоШОС.

- В этом году у Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества юбилей - пять лет назад он официально приступил к работе. Чем было вызвано появление этой организации и каковы, на Ваш взгляд, главные итоги её пятилетней деятельности, насколько она успешна?

М.С. - Деятельность международных террористических, сепаратистских и экстремистских организаций в последние годы стала реальностью современного мира. Обстановка, складывающаяся в государствах-членах ШОС в сфере противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, потребовала создания в рамках ШОС постоянно действующего органа, который бы успешно противостоял новым вызовам и угрозам. Поэтому, во исполнение поручений глав государств-членов ШОС и в целях реализации Соглашения между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 года, и была создана РАТС, которая начала функционировать с 1 января 2004 года в столице Узбекистана Ташкенте.

Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что пятилетний напряженный труд коллектива единомышленников из шести государств принес свои определенные плоды. Главный итог нашей деятельности состоит в том, что мы, совместно с компетентными органами Сторон, наладили эффективный обмен информацией, что позволило на ранних стадиях выявлять, предупреждать и пресекать деятельность террористических, сепаратистских и экстремистских организаций на разных территориях. Необходимо отметить, что Исполком РАТС ШОС противодействует терроризму, сепаратизму и экстремизму исключительно на правовой основе, которая разрабатывается и принимается, в виде оформленных правовых документов, всеми государствами-членами ШОС.

- Как РАТС взаимодействует с Секретариатом ШОС и другими международными организациями, в чем конкретно заключается это взаимодействие?

М.С.- Советом министров иностранных дел ШОС утвержден "Регламент взаимодействия РАТС с государствами и межправительственными международными организациями, получившими статус наблюдателя при ШОС". В рамках афганской проблематики Секретариату ШОС направлены предложения по привлечению стран-наблюдателей при ШОС, граничащих с Афганистаном, в целях создания "поясов антинаркотической безопасности" - при координирующей роли ООН.

С учетом новых предложений Сторон , а также динамики развития сотрудничества в рамках ШОС по вопросам борьбы с новыми вызовами и угрозами, разработан проект "Программы сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010-2012 годы".

Особое внимание в работе РАТС уделяется укреплению взаимодействия с международными организациями и дипломатическими представительствами. На регулярной основе проводятся рабочие встречи с руководителями компетентных органов государств-членов ШОС, представителями ОДКБ, АТЦ и Координационной службы СКПВ СНГ, Регионального представительства Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии, послами зарубежных стран в Узбекистане. В процессе встреч обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся проблем борьбы с "тремя злами", определяются конкретные направления сотрудничества в этой области. Установлен контакт с Комитетом Совета безопасности ООН по санкциям против "Аль-Каиды" и движения "Талибан" (Комитет-1267). Намечены конкретные пути повышения эффективности совместной работы.

Весь комплекс мероприятий РАТС ШОС, проводимых с антитеррористическими подразделениями ООН, осуществляется в контексте инициативы постоянных представителей государств-членов ШОС по включению в повестку дня 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН пункта о сотрудничестве между ООН и ШОС.

С учетом положений Душанбинской декларации глав государств-членов ШОС от 28 августа 2008 года об углублении взаимодействия с СНГ и ОДКБ, на основе подписанных меморандумов в марте 2009 года, проведены рабочие встречи с должностными лицами Секретариата ОДКБ и АТЦ СНГ. Стороны обменялись мнениями о состоянии, динамике, тенденциях распространения международного терроризма на пространстве ШОС, ОДКБ и СНГ, источниках и каналах финансирования террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, в том числе на афганской территории. Определены пути дальнейшего взаимодействия, подписан "Протокол о намерениях между РАТС ШОС и Советом командующих Пограничными войсками государств-участников Содружества Независимых Государств". Недавно состоялся рабочий визит Председателя Координационной службы Совета командующих пограничными войсками СНГ в Исполком РАТС ШОС, где были обсуждены пути реализации положений этого Протокола.

- Понятно, что не все можно говорить о деятельности РАТС в открытых СМИ. Но не могли бы Вы рассказать о каких-то успешных операциях Вашей структуры? Например, об участии в обеспечении безопасности на Олимпийских играх в Пекине, о том, будет ли ваша структура выполнять такие задачи на зимних играх в Сочи?

М.С. - Непосредственно нашей структурой операции не проводятся. Но она принимала активное участие в разработке мер, направленных на обеспечение безопасности Олимпийских игр 2008 года, для чего были разработаны и утверждены соответствующие документы, позволившие создать правовую основу сотрудничества в этой сфере. Насколько мне известно, в мировой практике аналогов этому нет, ничего подобного ранее не делалось. Работа, скажу прямо, была не простая, тем не менее, она нам удалась. Реализация мер государств-членов ШОС по содействию в обеспечении безопасности Олимпийских игр 2008 года полностью отражает "Шанхайский дух", а также показывает всему миру положительный опыт сотрудничества государств в таком значительном и нужном деле мирового масштаба.

Что касается Олимпиады в Сочи, то, считаю, накопленный опыт работы поможет нам выработать эффективные меры по оказанию содействия в обеспечении безопасности этих зимних Игр. Естественно, в этом вопросе мы не сможем заменить правоохранительные и специальные службы России, но помочь информацией, в том числе и оперативного характера, нам вполне по силам.

- В июне 2004 года было подписано соглашение о создании общего банка данных о международных террористических, сепаратистских и экстремистских организациях, а также об источниках их финансирования, включая незаконный оборот наркотических средств. Как выполняется это соглашение и какую помощь оказывает банк данных в повседневной работе?

М.С. - У нас продолжается работа по созданию "Перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС". Проведена определенная работа по изучению и анализу действующих нормативных правовых актов государств-членов ШОС, других международных организаций в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

В целях выработки эффективной системы информационного обмена компетентных органов Сторон изучен вопрос о целесообразности создания в рамках уже существующего Банка данных Исполкома РАТС ШОС специализированного информационного массива (СИМ), находящихся в незаконном обороте и розыске оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ОБВВ). Начата работа по разработке критериев учета ОБВВ, используемых при совершении терактов.

- Понятия кибертерроризм и киберпреступность, к сожалению, уже прочно вошли в наш лексикон. Сейчас идет работа над проектом Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Участвует ли в ней РАТС, в чем суть и новизна этого документа?

М.С. - Вы затронули очень важную и сложную тему, которая, скажу прямо, требует колоссальных усилий большинства цивилизованных государств.

Очевидно, что одной из важнейших особенностей современности является стремительное развитие и повсеместное внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Практика показывает, что многие международные террористические, экстремистские и сепаратистские организации также "идут в ногу со временем". Вместе с тем необходимо отметить, что одним лишь кибертерроризмом проблема не исчерпывается. В первую очередь это касается Интернета. Простота доступа, неограниченная аудитория, мгновенная передача информации, возможность передачи закодированных сообщений и т.п. делают его незаменимым помощником террористов. Поэтому для решения этой проблемы, на наш взгляд, старых методов как законодательного, так и технологического характера уже явно недостаточно.

Характер современных террористических угроз с использованием ИКТ диктует необходимость глубокого и всестороннего изучения и анализа этой проблемы. Только после этого можно приступать к разработке конкретных мер по противодействию кибертерроризму, а также использованию Интернета в террористических и иных противоправных целях. Мы эту проблему видим, работаем над ней и готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами.

- На рассмотрение предстоящего в июне саммита ШОС в Екатеринбурге будет вынесен проект конвенции против терроризма. Расскажите, пожалуйста, в чем необходимость принятия этого документа?

М.С. - Необходимость разработки нового антитеррористического международно-правового документа была обусловлена ростом влияния идеологии терроризма в современном виде. Назрела необходимость в принятии таких новых правовых инструментов, которые позволили бы более эффективно противодействовать терроризму в современных условиях.

В проекте Конвенции ШОС против терроризма предлагается дать понимание терроризма как социально-политического явления, определить сферу применения конвенции, установить пределы её юрисдикции, закрепить норму о защите суверенитета сторон, дать примерный перечень внутригосударственных мер по предупреждению терроризма, установить, какие деяния отнесены к терроризму и могут быть признаны преступлением. Кроме того, определить виды ответственности юридических лиц в случае их причастности к терроризму, сформулировать основания и порядок оказания правовой помощи, в том числе, по вопросам ареста и конфискации имущества, используемого для совершения терактов, и разработать правовой механизм выдачи лиц, подозреваемых в террористической деятельности.

Главное здесь, по нашему мнению, состоит в том, чтобы выработать понимание терроризма именно как социально-политического явления, что позволит разработать меры по устранению одной из главных причин, порождающих терроризм - идеологии, обосновывающей возможность и необходимость использования насилия и иных устрашающих действий для достижения каких-либо политических, социальных и иных целей.

- В рамках Вашей структуры за последние годы было проведено несколько учений. Какие страны участвовали в них и какие ставились цели?

М.С. - Цель у нас у всех одна это - повышение эффективности деятельности компетентных органов Сторон в выявлении, предупреждении и пресечении противоправной деятельности лиц и организаций, использующих или намеревающихся использовать террористическую деятельность для достижения своих целей.

Проводимые совместные учения демонстрируют возможности органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС в совместной антитеррористической борьбе, показывают высокий уровень подготовки личного состава при проведении специальных операций по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности, а также в ликвидации отдельных лиц или незаконных вооруженных формирований, действующих в регионе государств-членов ШОС.

Для совершенствования практических навыков взаимодействия компетентных органов государств-членов ШОС, при содействии и координирующей роли РАТС, в 2006, 2007 и 2008 годах на территориях Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана были проведены совместные антитеррористические командно-штабные учения "Восток-Антитеррор-2006", "Тянь-Шань-2006", "Иссык-Куль-Антитеррор-2007" и оперативно-стратегическое командно-штабное учение "Волгоград-Антитеррор-2008". А недавно, 17-19 апреля, успешно прошло антитеррористическое учение компетентных органов государств-членов ШОС на территории Таджикистана - "Норак-Антитеррор-2009".

- В марте 2009 года в Ташкенте состоялось очередное 14 заседание Совета РАТС ШОС. Какие вопросы стояли в повестке дня этой встречи?

М.С. - В очередном четырнадцатом заседании Совета РАТС ШОС приняли участие представители всех шести государств. В ходе заседания до членов Совета была доведена информация о ходе выполнения решений Совета РАТС ШОС, одобрен проект доклада Совета РАТС ШОС Совету глав государств-членов ШОС о деятельности РАТС ШОС в 2008 году. Была также дана оценка деятельности Исполкома РАТС ШОС за истекший период. Совет отметил, что его деятельность в реализации запланированных мероприятий отвечает современным угрозам и вызовам в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

В целях реализации Программы сотрудничества было поддержано предложение Российской Федерации о проведении Совместного заседания руководителей специальных служб и правоохранительных органов государств-членов ШОС по выработке мер практического взаимодействия подразделений специального назначения компетентных органов государств-членов ШОС в мае 2009 года на территории Российской Федерации. Одобрен проект Программы сотрудничества стран ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010-2012 годы. Планируется вынести этот проект Программы для рассмотрения и подписания на Совете глав государств-членов ШОС, который пройдет в июне 2009 года в Екатеринбурге. Целью Программы является повышение эффективности сотрудничества стран ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Программа предусматривает организацию и проведение профилактических, оперативно-розыскных, антитеррористических и иных совместных мероприятий, а также антитеррористических учений, информационный обмен, подготовку кадров Сторон. Совет принял ряд решений по дальнейшему формированию правовой базы сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Они имеют организационно-кадровый характер, касаются вопроса финансового обеспечения деятельности Исполнительного комитета РАТС ШОС.

- Мырзакан Усурканович, а теперь, если позволите, личный вопрос. Вы - профессиональный военный, прошли путь от командира взвода до министра обороны, а затем председателя Пограничной службы Кыргызской Республики. Нравится ли Вам нынешняя работа , приносит ли она удовлетворение?

М.С. - Своей нынешней работой я, несомненно, доволен, она приносит мне удовлетворение. Главной ее целью, главным смыслом, как я говорил, является содействие компетентным органам государств-членов ШОС в обеспечении стабильной и прогнозируемой обстановки на всём пространстве Шанхайской организации сотрудничества. Дело необходимое, жизненно важное.



29.04.2009
ИнфоШОС
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован