Окончание процедуры импичмента ознаменовало собою переход российского политического кризиса через перевал. Решив судьбу президента, российские депутаты должны теперь решить судьбу нового премьера. Вначале несколько слов о результатах процедуры импичмента.
Следует отметить следующие обстоятельства.
Внешне спокойное ожидание президентом итогов голосования. Представляется, что дело в данном случае не только в уверенности президентской команды в благоприятных для президента итогах голосования. Во-первых, изменилась обстановка: силовые методы разрешения политических конфликтов стали невозможны, общество боится насилия и любой, кто обратится к нему первым, будет обществом отвергнут. И в этом смысле оппозиция добилась очень важного для всего общества результата - удержалась сама и заставила президентскую команду удержаться в правовом поле. Во-вторых, лидеры западного мира уже не готовы были поддержать президента, как это было в 93-м, поскольку они уже вряд ли считают Ельцина гарантом демократии и реформ. Хотя, возможно, им уже просто все равно, что происходит в России. В-третьих, пример США, где президент спокойно ожидал результатов процедуры импичмента, бесспорно оказывал сдерживающее влияние и на российских политиков. В России политики даже при коммунистах хотели выглядеть цивилизованно в глазах Запада.
В то же время налицо поражение тактики левой оппозиции, которая искренне рассчитывала на импичмент, правильно считая, что поддержка импичмента в Думе может вызвать такой кумулятивный эффект в обществе, при котором другие государственные институты, такие как Верховный и Конституционный Суды, Совет Федерации, вынуждены будут поддержать Думу, но недооценила страх многих депутатов именно перед этим эффектом и способность президентской администрации этот страх поддержать. Ставя на импичмент, левые отказались от соглашения с президентом по изменению Конституции, что было возможно, и подставили Примакова. Пока трудно оценить, как все это скажется на настроениях избирателей, но на отношении к ним политической элиты, особенно региональной, это, скорее всего, скажется отрицательно. Можно ожидать, что их перестанут воспринимать как серьезных политиков. Левые показали элите, что они ничему не научились с 1993 года. Они снова выбрали месть, а не серьезную политику, они снова выбрали тактику "бури и натиска" и снова проиграли.
Наконец, судя по поведению Жириновского во время импичмента, он нашел сейчас новую для себя политическую нишу и успешно ее осваивает. Традиционная для него ниша политического хулигана занята новыми персонажами, да и сам Жириновский "потяжелел". Последние выступления Жириновского выглядят как пародия на выступления лидеров праволиберального блока: тот же антикоммунизм, но до истерики, пародийная апелляция к либеральным ценностям и "сильной руке". Известно, что в определенной части либерального электората действительно присутствует тяга к крайним формам политической риторики. Не зря один из лидеров либералов Чубайс, выступая на съезде партии "Выбор России", провозгласил необходимость создания сильного и наглого правого движения. Складывается впечатление, что этот призыв услышал Жириновский, понял его перспективность именно для себя и решил подхватить, озвучив в маргинальной среде и в привычной для себя манере. Последние опросы общественного мнения показывают рост его рейтинга, что говорит о том, что избиратели его тоже услышали и одобрили. Надо отметить, что, судя по реакции СМИ, зависимых от президентской администрации и "олигархов", последние тоже оценили и одобрили изменения в политической позиции Жириновского. Такое "одобрение" существенно повышает шансы Жириновского на выборах белгородского губернатора, так как обеспечивают ему доступ на центральное телевидение, что мы уже наблюдаем. Возможно, кресло губернатора и центральные СМИ и есть цена, заплаченная Жириновскому за отказ от поддержки импичмента и за призывы к роспуску КПРФ.
Следует заметить, что хотя в обществе превалирует отрицательное отношение к президенту и при спокойном отрешении его от должности многие были бы довольны, но при любом обострении ситуации общество, как показывают опросы, тут же "проклянет" нарушителей спокойствия, что уже показал 93-й год. Вот почему неудача с импичментом объективно на руку "Яблоку" и "Отечеству", которые - одно прямо, другое косвенно - выступили против президента и одновременно против безответственности коммунистов.
Покончив с импичментом, депутаты переходят к не менее горячей теме -утверждению премьера. До последнего времени эта процедура наряду с утверждением бюджета была самым драматическим представлением в политическом театре современной России. Однако, судя по всему, на этот раз обойдется без особых страстей. Коммунисты после неудачи с импичментом не успевают разработать новую стратегию своего поведения и, скорее всего, поддержат Степашина с ритуальным перекладыванием ответственности на президента. Степашин производит впечатление беспристрастного чиновника, а не ангажированного политика, он силовик (именно это коммунисты традиционно уважают), без видимых претензий на будущее политическое лидерство. В общем молодой Примаков без примаковского академизма и поэтому даже более социально близкий современным коммунистам и большинству чиновников.
Подводя итоги, можно сказать, что так круто завернувшийся очередной политический кризис в России заканчивается удивительно благостно. Остается только ждать, не устроит ли нам сладкая парочка поджигателя-президента и пожарника-премьера маленький пожар просто из любви к пожарам. В России возможно все.
Александр Механик
директор Института современной политики
99-05-18
www.old.russ.ru