Подводя итоги работы своей службы за 2007 год, главный судебный пристав Курганской области Владимир Морозкин дал следующую оценку деятельности своих коллег: "В нашем Управлении Федеральной службы судебных приставов есть две оценки результатов труда - "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". За результаты работы в 2007 году я бы поставил Управлению "удовлетворительно", несмотря на то что пару показателей нам осилить так и не удалось. А за инициативу и энергетическую отдачу, с которой наши приставы вели эту работу, - "хорошо".
Всего в 2007 году на исполнении в УФССП находилось 434063 исполнительных производства. В пользу граждан, юридических лиц, а также в бюджеты всех уровней взыскано 528048000 рублей, что примерно на один миллион больше, чем в предыдущем году. Однако специфика деятельности судебных приставов такова, что по одним только цифрам судить о масштабах проделанной работы нельзя. Управление судебных приставов - организация, деятельность которой можно назвать стратегической, отдача от нее приходит не сразу, поэтому важно наладить сам процесс труда приставов, укрепить связи Управления с такими организациями, как правоохранительные органы, миграционная служба, служба занятости, соцстрах, Пенсионный фонд и другие.
Владимир Морозкин считает, что судебные приставы являются посредниками между законной властью в лице суда, выносящего решение о взыскании, и лицом, в пользу которого это решение выносится, поэтому труд этих людей необходим властям, несмотря на то что сами приставы постоянно подвержены нападкам и со стороны государства за "неэффективную" работу, и со стороны "раскулачиваемых" лиц. "Структуры, аналогичные УФССП, известны в истории со времен Древнего Рима и везде выполняют одну задачу - розыск должников и "выбивание" долгов. В смутные времена перестройки в нашей стране таких людей называли рэкетирами, а вот, например, в некоторых странах Запада существует легализованный институт "частных судебных приставов", и ряд отечественных законодателей были бы не прочь ввести его и в России наряду с УФССП. Чем может обернуться такой эксперимент с учетом русского менталитета - неизвестно", - размышляет главный пристав Курганской области.
Наряду с этим Владимир Морозкин интересно комментирует идею о введении в нашей стране так называемых "долговых тюрем": "Для несознательных граждан-должников это - хороший способ принуждения, ведь, разыскав такого человека, мы выполняем только полдела, а заставить его работать и платить мы, к сожалению, не можем. Конфискация имущества также возможна далеко не всегда, поэтому привлечение должников к принудительным и "непопулярным" работам с удержанием заработанных средств можно рассматривать как хороший вариант мотивации граждан не только возвращать долги, но и не делать их вообще". К всеобщей радости судебных приставов в действие вступил новый Федеральный закон об исполнительном производстве, который во многом способствует реализации целей и задач службы судебных приставов.
Важным нововведением закона являются нормы, посвященные вопросам обращения взыскания на ценные бумаги и имущественные права. В документе представлены совершенно новые, доработанные с учетом имеющегося опыта положения об оценке и продаже арестованного имущества должника. В отличие от прежней, новая редакция закона четко определила виды имущества, реализация которого осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Немаловажное значение имеет то, что в законе четко урегулированы очень важные вопросы, например, как распределять взысканные денежные средства, если их недостаточно для удовлетворения всех требований, предъявленных к должнику. Расширены полномочия судебного пристава-исполнителя в части доступа к информации, необходимой для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов. Закон существенно увеличил размеры штрафов с должников, уклоняющихся от исполнения решения суда: первичные штрафы теперь составят уже не сотни, а тысячи рублей, а для банковских организаций - до миллиона.
Новый закон не только добавляет удобства в работе приставов, он на руку тем матерям, которые годами растят детей в ожидании, когда с нерадивого мужа взыщут алименты, а ребенок тем временем нуждается в питании, одежде и учебных пособиях. Теперь появилась возможность получать выплаты в размере установленных алиментных обязательств через органы социального страхования, а те в свою очередь в порядке регресса смогут предъявить свои денежные требования к службе ФССП, когда должник будет найден и с него начнут наконец-то удерживать алименты.
30.01.2008
www.kurgan.ru