16 декабря 2008
3244

Надежда Надеждина: `...Душа бы не старела!`

У заслуженной артистки России, лауреата Государственной премии имени К.С.Станиславского Надежды Владимировны Надеждиной - тройной юбилей: 75 - летие, 50 лет творческой деятельности и 30 лет работы на омской сцене. Поздравляем! Желаем сыграть еще хотя бы... одну - две - десять любимых ролей. И еще - порадовать зрителя творческим вечером, устроенным в честь юбилея. А накануне знакомим вас с монологом актрисы, записанным в концертном салоне "Ретро".

Своей основной школой я считаю Московский "Ленком". Потому что учеба у меня получилась рваная: окончила Куйбышевскую студию, после войны два года работала в Смоленске, потом поступила в студию при Московском Художественном театре, с 3 - го курса ушла оттуда... И в 50 - м, по приглашению Александра Васильевича Шубина, главного режиссера Омского драматического, год была здесь, в Сибири.

Первый муж мой, Михаил Иванович Пуговкин, популярный киноактер, был принят в Московский "Ленком". Появилась возможность оказаться в этом театре и для меня. Я приехала, поиграла, почитала перед Берсеневым, Бирман, Гиацинтовой - и меня взяли. В дуэте с Карнович - Валуа, прекрасным актером, в "Новых людях" (по роману Чернышевского) сыграла Даму в трауре - роль объемную, интересную. Ввелась в несколько спектаклей: всегда была на стреме, знала все роли, которые мне нравились, и сидела на всех репетициях и спектаклях, в которых мечтала сыграть. Если кто заболеет, меня спрашивали: "Надя, знаешь роль, мизансцены?" - "Да" - "Иди на сцену". Так сыграла и Рашель - в "Вассу Железнову" меня ввела Серафима Германовна Бирман.

В "Ленкоме" мастера сцены опекали молодежь. 14 молодых способных актеров как бы подразделялись на группы, и так случилось, что я попала в группу, которую наблюдала, пригревала, учила Серафима Германовна Бирман - за что я до сих пор благодарна судьбе. Потому что, в какой школе ни учишься, все равно актера формирует театр, режиссер. Если я что - то умею, то во многом - благодаря Серафиме Германовне.

В "Ленкоме" нас, способных девчонок, было много. И все мы, как чуда, ждали роли. Я хотела играть. А тут из Вологды получаю письмо от Шубина: зовет меня на роль Федры. И я бросила Москву, о чем не жалею: никто из моих подружек, кроме Елены Алексеевны Фадеевой, так и не расцвел: погасли, потухли, а я на свою жизнь пожаловаться не могу. Когда я уезжала, Бирман меня благословила. "Молодая актриса хочет играть, - говорила она. - И правильно делает". Перед отъездом она сказала: "Надежда! У Вас фамилия громкая - Ленина и имя красивое... возьмите себе псевдоним - Надеждина". Я так и сделала.

Были, были роли! И в Норильске, где я встретила свою любовь, судьбу - Александра Ивановича Щеголева, и в Смоленске, Саратове, Кемерове. И в Омске, куда я приехала в 1969 году.

Любимые роли... Одна из них, конечно же, в "Царской охоте" Зорина - Екатерина II. Акцент, речевую интонацию Екатерины режиссер Артур Юзефович Хайкин принял сразу. А натолкнула меня на такое решение одна обрусевшая немка, которая прожила в Омске 40 лет. Я ее слушала и соображала: елки - моталки, какая - то особая музыка речи! Как у Ножери Давидовича Чонишвили. На сцене он разговаривал великолепным русским языком, а потом заходился - и в нем прорывался подлинный грузин. Так и у этой немки было. А я в роли люблю найти что - нибудь эдакое... И вот на одной из репетиций, не предупредив Артура, я просто начала сцену с Дашковой: "Здтраффствуй, Екатерина Романоввнаа..." И продолжила: "Пойдтмтее - ка, судтарь мой, вод сюдта, ссдезсь нам никкто мешать не сстанетт..." И Артур принял. Хотя на спектаклях больше ругался: "Сильный акцент!", "жирно!". А в Куйбышеве пришел за кулисы, раскрыл руки, словно всех обнял, и - на весь театр: "Ве - ли - коо - лееп - ноо!.. Сыграли 200 раз, и один только раз - "великолепно!"

"Царская охота".

Роль Екатерины состоялась. Зорин, автор требовательный, написал мне на программке: "За умную, интеллигентную Екатерину - благодарю, буду рад нашей встрече", - и ни единого замечания в мой адрес. Признал.

Любила я Софью Андреевну в "Ясной Поляне" Орлова, считая: помогаю Щеголеву - он блистательно играл Льва Николаевича Толстого.

Очень любила Барабанову в "Ретро" Галина: пройдя через несчастья, испытания, она сберегла живую душу... Признаюсь вам: влюбляюсь в роль, над которой тружусь.

Вспоминаю Лику из "Московского хора". Режиссер мне сказал: сейчас таких женщин нет. А у меня с этой женщиной есть точки соприкосновения, потому что Лика - как громоотвод... Петрушевская написала о коммуналках 56 - го года, куда после смерти Сталина из лагерей возвращались реабилитированные. Лика и ее родственники живут в такой коммуналке, словно пчелы в улье: не продохнуть. Лика пытается, чтоб все по - доброму было, но у ее близких одни проблемы: от невестки к другой женщине уходит сын, внучка беременна. Лике 70 лет, но она находит в себе силы всех мирить, успокаивать. "Я буду с тобой, доченька, - говорит она невестке, - я тебя никогда не оставлю, только ты меня не бросай". А сыну: "Ну, что же, если у твоей новой жены родится ребенок, привози ее сюда, я буду на кухне жить. Все жены при тебе будут, все дети - тоже, все будет хорошо". Трогательный, благородный человек.

А еще раньше я играла Эржи, "Голубку", в комедии Дярфаша "Проснись и пой!" У нее тоже непростая история: муж Пишта Орбок (эту роль замечательно играл Алексей Федорович Теплов) увлекся молоденькой. Эржи, узнав об этом, быстрыми и мелкими шлепками била его по щекам - из ревности. И вдруг понимала: господи, что я делаю? От него зависима, что будет? И у меня наворачивались слезы, а зрители хохотали. Мигдат Нуртдинович Ханжаров не раз мне говорил: "Твою "Голубку" я никогда не забуду". А режиссеру Якову Марковичу Киржнеру очень нравилась моя Кукушкина из "Доходного места" Островского: "На твой акт из кабинета выхожу и сразу - в ложу, в голос хохочу: настолько ты смешная".

"Поздравляю с премьерой, с хорошей работой. Всегда с Вами интересно", - это надпись Хайкина на программке "Доходного места". Я много у него играла. В "Нашествии" Леонова - Анну Николаевну, мать Федора, человека, которого все считают пропащим. Но ведь мать, кем бы ни был ее ребенок, до последнего мгновения верит: все изменится.

Когда Хайкин ставил комедию Островского "Правда - хорошо, а счастье лучше", я страдала, болела. Он всеми, а больше всего мной, был недоволен. Не знаю, какой он представлял себе Барабошеву. Видимо, жесткой, сильной. А я помнила "основных героинь" - статных, красивых, хотя и в возрасте, женщин. Я пошла поперек этих представлений. На одной из репетиций повязала себе косыночку на лоб, едва не до бровей, концы ее завязала бантиком. И сразу мне так уютно стало в этой косыночке... И сразу же я нашла то, как она стремительно ходит, вся в заботах: сын запивается, внучка загуляла. А тут еще Грознов, его она панически боится... Зрители любили сцены с Грозновым, особенно вальсок. "Спрятался месяц за тучкой..." Мы пели, потом Александр Иванович Щеголев поднимал кверху руку с платочком, и я вокруг его руки прокручивалась - по всей сцене, уходя с ним за кулисы. В зале - гром аплодисментов...

Все было: успех, похвалы критиков... Ирина Мягкова в журнале "Театр" писала о моей Калугиной из "Сослуживцев" Брагинского и Рязанова: "Хотя, подобно многим исполнителям этой роли, актриса тоже пользуется приемами внешнего превращения из мымры в красавицу и является нам вначале самоотверженно уродливой, тем не менее в ее поведении до превращения все время проскальзывают нотки, оправдывающие разительность последующей трансформации. Надеждина тактично и тонко заявляет о человеческих возможностях своей героини, а в самой странности ее поведения нет агрессивного службизма..."

Может, и не скромно мне самой цитировать театроведов, да ведь сегодня творческая встреча. Я хочу сказать: наверное, моя актерская судьба все же состоялась. Но жизнь продолжается. Пока живу, хочу работать!

Материал подготовлен Светланой Яневской

www.ic.omskreg.ru

16.12.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован