05 сентября 2006
1655

Налоговики вышли на рынок ГСМ // Воронежские компании лишены разрешения на оптовые поставки бензина

Начальник воронежского УФНС Сергей Дуканов рассматривает ликвидацию фирм-однодневок как причину роста цен на ГСМ


В рамках кампании по борьбе с фирмами-однодневками воронежское управление ФНС аннулировало свидетельства на право оптовой реализации нефтепродуктов в регионе у всех семи местных фирм - компании не платили акцизов в бюджет. Как считают аналитики, для изменения ситуации на региональном рынке, где около 45% топлива реализуется по теневым схемам, действий УФНС недостаточно - необходимо привлечь владельцев компаний к уголовной ответственности за неуплату налогов.
Как сообщил вчера руководитель управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Воронежской области Сергей Дуканов, воронежские налоговики аннулировали свидетельства на право оптовой продажи ГСМ у ООО "Эрко", ООО "Реал-строй", ООО "ФОРТ", ООО "Бриз", ООО "Агро-ойл", ООО "Т.Р.К.", ООО "ВЭЛТЭКС". "В области не осталось ни одной региональной фирмы, которая имеет свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами", - пояснил господин Дуканов.

Руководитель УФНС назвал компании "мошенническими", поскольку они торговали бензином оптом "только на бумаге". По его словам, все перечисленные юрлица не платили акцизы в бюджет, а только накапливали долги. "Использование такой схемы позволяло заниматься реализацией бензина в розницу без акциза, что ставило их АЗС в неравное положение с честными игроками рынка", - добавил Сергей Дуканов. Он считает, что ужесточение контроля УФНС за осуществлением операций с нефтепродуктами на территории Воронежской области повлекло за собой повышение цен на бензин, которое произошло в регионе не в августе, как в других областях, а в июле. Господин Дуканов сообщил, что материалы в отношении оптовых поставщиков направлены в правоохранительные органы.

По данным управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, в регионе наиболее крупными топливными операторами являются ОАО "Воронежнефтепродукт" (сбытовое предприятие НК ЮКОС, занимает 52,6 % рынка), ООО "Лукойл-Воронеж" (входит в структуру ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", 2,7 %). По информации ЗАО "ЮКОС РМ", джобберам ТНК-ВР, работающим по франчайзингу, принадлежит около 6,5%. Таким образом, по разным оценкам, доля местных участников рынка составляет от 27,6 до 38,2%, из них доля независимых операторов, входящих в Воронежскую топливную ассоциацию, - 10,7% (около 40 АЗС в Воронеже). Как предположили участники рынка, по схеме, которую использовали фирмы-однодневки (регистрирующиеся на срок менее года), топливные компании закупали безакцизный бензин (с октановым числом менее 76-ти) или бензино-газовую смесь и направляли на одну из 80-ти воронежских нефтебаз якобы на хранение. По документам у фирм значилось, что через некоторое время они забирали свой бензин и реализовывали по цене, соответствующей реально закупленному топливу. На самом деле приобретенный бензин оставляли на нефтебазе, где с помощью химических присадок октановое число доводили до 76-го или даже 92-го, и реализовывали бензин уже по более высокой цене.

Как считает вице-президент Воронежской топливной ассоциации (ВТА) Александр Лубенцов, доля подобного "буторенного" топлива, реализуемого в области, на данный момент составляет чуть менее половины (около 45%) от общего объема продаваемого бензина. "Фирмы, у которых аннулировали разрешения, не входят в ВТА", - уточнил господин Лубенцов.

Таким образом фирмы-однодневки "экономят" на тонне бензина от 2,657 тыс. (ставка налога на бензин с октановым числом менее 80-ти) до 3,629 тыс. рублей (ставка налога на бензин с иным октановым числом). Скажем, по данным ЗАО "ЮКОС РМ", воронежский филиал ООО ТД "ЮКОС" уплатил за январь-август нынешнего года акцизов около 535 млн рублей.

"Безусловно, лицам, стоящим за этими фирмами, осложнили жизнь - адрес учредителей занесли в ,,черный список" налоговой службы, и реальным владельцам придется искать другой вариант своего бизнеса", - считает Александр Лубенцов. Однако, по его словам, действия УФНС нельзя считать сильным ударом по теневому топливному бизнесу, поскольку реальные владельцы в скором времени "найдут выход из ситуации".

Заместитель начальника службы по связям с общественностью и внутренним коммуникациям ЗАО "ЮКОС РМ" Елена Жукова полагает, что аннулирование семи "однодневных" компаний "не входит в перечень причин, влияющих на рост топливных цен, пусть даже и на местном, воронежском рынке".

Впрочем, как считают участники топливного рынка, налоговики смогут вывести топливных операторов "из тени", если с помощью правоохранительных органов вычислят реальных владельцев фирм-однодневок. "Можно, например, навести справки, какие нефтебазы получают большое количество безакцизного бензина, и соотнести с объемом реального потребления подобного топлива, который достаточно невелик", - считает Александр Лубенцов. По его мнению, если за реализацию "буторенного" бензина владельцы фирм или АЗС практически не несут никакой ответственности, то за неуплату налогов их можно привлечь к уголовной ответственности. "Устроить образцово-показательный процесс и отправить в Читинскую область вслед за Михаилом Ходорковским", - посоветовал налоговым и правоохранительным органам господин Лубенцов.

Татьяна Карабут

Коммерсантъ(Воронеж) N 164 (3495) от 05.09.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован