Начальник воронежского УФНС Сергей Дуканов рассматривает ликвидацию фирм-однодневок как причину роста цен на ГСМ
В рамках кампании по борьбе с фирмами-однодневками воронежское управление ФНС аннулировало свидетельства на право оптовой реализации нефтепродуктов в регионе у всех семи местных фирм - компании не платили акцизов в бюджет. Как считают аналитики, для изменения ситуации на региональном рынке, где около 45% топлива реализуется по теневым схемам, действий УФНС недостаточно - необходимо привлечь владельцев компаний к уголовной ответственности за неуплату налогов.
Как сообщил вчера руководитель управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Воронежской области Сергей Дуканов, воронежские налоговики аннулировали свидетельства на право оптовой продажи ГСМ у ООО "Эрко", ООО "Реал-строй", ООО "ФОРТ", ООО "Бриз", ООО "Агро-ойл", ООО "Т.Р.К.", ООО "ВЭЛТЭКС". "В области не осталось ни одной региональной фирмы, которая имеет свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами", - пояснил господин Дуканов.
Руководитель УФНС назвал компании "мошенническими", поскольку они торговали бензином оптом "только на бумаге". По его словам, все перечисленные юрлица не платили акцизы в бюджет, а только накапливали долги. "Использование такой схемы позволяло заниматься реализацией бензина в розницу без акциза, что ставило их АЗС в неравное положение с честными игроками рынка", - добавил Сергей Дуканов. Он считает, что ужесточение контроля УФНС за осуществлением операций с нефтепродуктами на территории Воронежской области повлекло за собой повышение цен на бензин, которое произошло в регионе не в августе, как в других областях, а в июле. Господин Дуканов сообщил, что материалы в отношении оптовых поставщиков направлены в правоохранительные органы.
По данным управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, в регионе наиболее крупными топливными операторами являются ОАО "Воронежнефтепродукт" (сбытовое предприятие НК ЮКОС, занимает 52,6 % рынка), ООО "Лукойл-Воронеж" (входит в структуру ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", 2,7 %). По информации ЗАО "ЮКОС РМ", джобберам ТНК-ВР, работающим по франчайзингу, принадлежит около 6,5%. Таким образом, по разным оценкам, доля местных участников рынка составляет от 27,6 до 38,2%, из них доля независимых операторов, входящих в Воронежскую топливную ассоциацию, - 10,7% (около 40 АЗС в Воронеже). Как предположили участники рынка, по схеме, которую использовали фирмы-однодневки (регистрирующиеся на срок менее года), топливные компании закупали безакцизный бензин (с октановым числом менее 76-ти) или бензино-газовую смесь и направляли на одну из 80-ти воронежских нефтебаз якобы на хранение. По документам у фирм значилось, что через некоторое время они забирали свой бензин и реализовывали по цене, соответствующей реально закупленному топливу. На самом деле приобретенный бензин оставляли на нефтебазе, где с помощью химических присадок октановое число доводили до 76-го или даже 92-го, и реализовывали бензин уже по более высокой цене.
Как считает вице-президент Воронежской топливной ассоциации (ВТА) Александр Лубенцов, доля подобного "буторенного" топлива, реализуемого в области, на данный момент составляет чуть менее половины (около 45%) от общего объема продаваемого бензина. "Фирмы, у которых аннулировали разрешения, не входят в ВТА", - уточнил господин Лубенцов.
Таким образом фирмы-однодневки "экономят" на тонне бензина от 2,657 тыс. (ставка налога на бензин с октановым числом менее 80-ти) до 3,629 тыс. рублей (ставка налога на бензин с иным октановым числом). Скажем, по данным ЗАО "ЮКОС РМ", воронежский филиал ООО ТД "ЮКОС" уплатил за январь-август нынешнего года акцизов около 535 млн рублей.
"Безусловно, лицам, стоящим за этими фирмами, осложнили жизнь - адрес учредителей занесли в ,,черный список" налоговой службы, и реальным владельцам придется искать другой вариант своего бизнеса", - считает Александр Лубенцов. Однако, по его словам, действия УФНС нельзя считать сильным ударом по теневому топливному бизнесу, поскольку реальные владельцы в скором времени "найдут выход из ситуации".
Заместитель начальника службы по связям с общественностью и внутренним коммуникациям ЗАО "ЮКОС РМ" Елена Жукова полагает, что аннулирование семи "однодневных" компаний "не входит в перечень причин, влияющих на рост топливных цен, пусть даже и на местном, воронежском рынке".
Впрочем, как считают участники топливного рынка, налоговики смогут вывести топливных операторов "из тени", если с помощью правоохранительных органов вычислят реальных владельцев фирм-однодневок. "Можно, например, навести справки, какие нефтебазы получают большое количество безакцизного бензина, и соотнести с объемом реального потребления подобного топлива, который достаточно невелик", - считает Александр Лубенцов. По его мнению, если за реализацию "буторенного" бензина владельцы фирм или АЗС практически не несут никакой ответственности, то за неуплату налогов их можно привлечь к уголовной ответственности. "Устроить образцово-показательный процесс и отправить в Читинскую область вслед за Михаилом Ходорковским", - посоветовал налоговым и правоохранительным органам господин Лубенцов.
Татьяна Карабут
Коммерсантъ(Воронеж) N 164 (3495) от 05.09.2006