09 сентября 2011
1195

Нам есть чем гордиться в прошлом, и практически нечем - в настоящем

11:368.09.2011,
Черняховский Сергей


Наша родина - СССР

Справка KM.RU

Согласно опросу ВЦИОМ, слово "антисоветское" в первую очередь вызывает такие ассоциации, как "осуждение", "разочарование", "ненависть, гнев", "стыд, вина", "страх, ужас", "скепсис", собравшие вместе 66% из общей суммы 120%, при этом позитивные чувства - "надежда", "одобрение", "восхищение", "ностальгия", "гордость", "благодарность" - возникли у 8% граждан. Также слово "антисоветский" вызывало такие ассоциации, как "нечто нехорошее, вызывающее неприязнь, негативные эмоции", "предательство Родины, все, кто против нашей страны", "анархия, разруха, неуверенность в завтрашнем дне", "враг народа, диссидент", "война, Гитлер, фашисты", "безразличие к людям, унижение народа" и т. п.

if(tn.tid IN(7883),term_data.weight+200,term_data.weight)

Все, что связано с СССР, по-прежнему определяет наше отношение к Родине

C чего сегодня начинается Родина? Картинки в букваре сменились. Товарищи подчас разошлись по разным политическим лагерям. Насчет буденновки возникли очень большие вопросы. Клятва, принесенная в юности, во-первых, давалась другой Родине, а во-вторых, сегодня явно не всеми воспринимается как актуальная.

Родина сегодня - это что? Родина - это не территория и не государство. В той песне все, в общем, было точно сказано: Родина - это та система образов, "амаркордов", которые восходят к детству. На простом уровне - это то, что связано с местом детства, малой Родиной. И у многих и она оказывается сегодня не в той стране, в которой они теперь живут. Что касается "большой Родины" - она тоже строится из образов, идентификаций и самоидентификаций. Родина - это страна, но не страна как таковая, а та, которую ты принял как Родину, как нечто родное и близкое, т. е. как образ. То, что ты воспринимаешь изначально как свое, с чем на эмоционально-гражданском уровне себя ассоциируешь, за что переживаешь и чем гордишься.

По данным ВЦИОМ, при вопросе самому себе "Кто я такой?" 58% респондентов ответили бы: "гражданин России", 15% - "гражданин СССР" (первый показатель после роста в последние годы обозначил свое падение, второй - после некоторого падения - рост), 2% обозначили себя как "европейцев", 19% - как "жителей своего региона", 6% - как "граждан мира". Опрос предполагал до трех ответов, поэтому наряду с вышеназванными были и иные идентификации, не связанные с территориальной и государственной принадлежностью: "житель своего региона", национальность, вероисповедание, профессия, семейное положение и т. д.

Сегодня наиболее многочисленных являются две государственно-страновые идентификации - Российская Федерация и, по-прежнему, СССР. Но, с одной стороны, это - идентификации в значительной степени не по категории "Родина" и ее образу, а по признаваемому гражданству. С другой, если идентификация с СССР явно носит как гражданско-юридический, так и образно-эмоциональный характер, то идентификация с РФ - скорее только первый. В эмоционально-образном отношении эта самоидентификация носит не только не вполне точный (что это именно), но и взаимоисключающий характер: одна полярная характеристика РФ - это некое новое государство, возникшее на территории прежнего СССР и по факту противоположное ему, "не СССР", "новая Россия". Другая, сформулированная и оглашенная Путиным: "Мы сохранили ядро территории СССР и назвали его "Российская Федерация". Т. е. РФ - это "сохранная территория СССР".

В первом случае и для первых гражданство РФ означает, что их Родина - это в первую очередь "не СССР", для вторых Родина - РФ как части СССР, Родина - СССР.

При этом, конечно, здесь дело не в самой по себе территории. Для российской самоидентификации в силу ряда причин, в перечень которых сейчас не стоит углубляться, всегда была первична не некая географическая или национальная самоидентификация, а образно-смысловая. Территория в этом отношении воспринималась как не нечто изначально первичное, а как пространство, на котором утвердилось торжество этих образов, некой особой значимости истины, образа, в т. ч. образа жизни. Причем не столько реально существующего, сколько декларировавшего свое намерение на самоутверждение и воплощение.

СССР как Родина в этом отношении воспринимался большей частью граждан не просто как страна рождения, а как самая свободная, передовая и прогрессивная страна - форпост создаваемого нового мира.

И даже при прошедшей катастрофе этого форпоста это отношение на не всегда осознаваемом уровне сохранилось. Здесь интересны данные ВЦИОМ, проводившего в январе прошлого года опрос об отношении граждан к терминам "советское" и "антисоветское". Как оказалось, первое вызывает прежде всего такие чувства, как "ностальгия", "гордость", "одобрение", "благодарность", "восхищение", "надежда" - 99% при общих 142% (было возможно несколько ответов). Негативные чувства - "разочарование", "осуждение", "скепсис", "страх, ужас", "стыд, вина", "ненависть, гнев" - возникали у 17% из этого же числа.

Слово "антисоветское" в первую очередь вызывает такие ассоциации, как "осуждение", "разочарование", "ненависть, гнев", "стыд, вина", "страх, ужас", "скепсис", собравшие вместе 66% из общей суммы 120%, при этом позитивные чувства - "надежда", "одобрение", "восхищение", "ностальгия", "гордость", "благодарность" - возникли у 8% граждан.

Также слово "антисоветский" вызывало такие ассоциации, как "нечто нехорошее, вызывающее неприязнь, негативные эмоции", "предательство Родины, все, кто против нашей страны", "анархия, разруха, неуверенность в завтрашнем дне", "враг народа, диссидент", "война, Гитлер, фашисты", "безразличие к людям, унижение народа" и т. п.

Одновременно при ответе на вопрос "Как Вы считаете, допустимо ли использовать в названии гостиниц, ресторанов и других заведений общественного пользования слово "антисоветский"?" 14% ответили: "скорее допустимо" и 68% - "скорее недопустимо".

В этом отношении нужно признать, что "советское" и все то, что связано с СССР, остается доминирующим началом в ощущении и представлениях россиян о Родине. Это может нравиться или не нравится, можно не соглашаться с теми, кто так думает, но даже в этом случае нужно понять, что это - факт, и учитывать этот факт в своих оценках, анализе и умозаключениях.

Однако есть и другая сторона вопроса. Если рассматривать Родину как нечто, чем ты гордишься, то вопрос о предметах гордости граждан России в значительной степени является обращением к прошлому. Для большинства предметом гордости за свою страну в первую очередь является прошлое, история - 47%. Место рождения вызывает гордость у 32%, территория - у 30%, великие люди "моей национальности" - у 22%, природа - у 21%, государство - у 19%, литература и искусство - у 17%, военная мощь - у 16%, "душевные качества моего народа" - у 15%, язык - у 13%, обычаи - у 12%, победы спортсменов - у 11%, религия "моего народа" - у 9%, "наше трудолюбие и умение хозяйствовать" - у 6%.

Не уходя в вопрос о динамике этих показателей за последние годы и в распределение их по различным категориям граждан, можно, с одной стороны, отметить как некую частность, что по большей части позиций показатели "гордости" снизились на последние годы - т. е. что это время дало гражданам меньше оснований для гордости и самоуважения, нежели период по 2007 год.

С другой стороны, как общая тенденция выглядит то, как основа для гордости в большей части воспринимается то, что связано с прошлым, с воспоминаниями, в первую очередь - история. Качества деятельностного типа, которые можно связать с современностью, оказываются в этом отношении аутсайдерами.

Т. е. граждане страны считают, что им есть чем гордиться в прошлом, и практически нечем - в настоящем. В этом отношении их чувство Родины оказывается в прошлом. И получается, что в сегодняшнем дне у них действительно нет Родины. Как у пролетариев по Марксу. Собственно, такими они, в строгом смысле слова, и являются - лично свободными гражданами, не обладающими средствами производства и вынужденными обеспечивать себя за счет продажи своей рабочей силы.

Для большей части граждан России все то, что было им изначально дорого, их комплекс образно-интуитивных представлений, формирующих ощущение Родины, оказался если и не разрушен, то уже точно не связан с сегодняшней действительностью, сегодняшним миром. Остаточно он существует - но как прошлое.

В фильме "Корона Российской империи" один из эмигрировавших белых офицеров спрашивает героя Армена Джигарханяна, капитана Овечкина: "Я иногда спрашиваю себя: а во имя чего мы все это делаем (имеется в виду борьба эмигрантов с советской властью), если не из-за денег?". И тот ему отвечает: "Даже не ради будущего. Прошлое - вот то, что у нас осталось. Вот во имя этого прошлого".

Россия сегодня превращается в страну людей, у части которых Родины нет как таковой: она для них - место пребывания и обогащения. Родину они видят там, где деньги и комфорт. А у другой части Родина как будто и есть, но она - в прошлом. Если в 1990-е гг. Россией правили люди, которые видели в ней некий краткосрочный проект, предполагавший, что нужно как можно быстрее сделать здесь состояние и уехать туда, где уже были куплены дома и виллы, то в 2000-е на смену им пришли люди, рассматривающие Россию как "среднесрочный проект", который еще некоторое время может давать возможность делать деньги, и который так просто бросать не надо, но с которым нужно быть готовым расстаться, как только эта возможность исчезнет.

Первые страну разрушали и конвертировали в короткие деньги. Вторые само по себе активное разрушение прекратили или приостановили, но и не ставили себе задач перспективного развития страны. Первыми страна в принципе не воспринималась как Родина, и жить здесь они не собирались. Вторыми она воспринимается как Родина, но отчасти как "амаркорд"; долгосрочное будущее они с ней не связывают и приносить жертвы ее будущему не хотят.

Но страна, даже в капиталистическом векторе, не может развиваться вне долгосрочного проекта. Без людей, которые пусть и ориентированы на обогащение, но связывают его в первую очередь именно со своим господством в своей стране - своей Родине - и готовы ради нее (и своего господства в ней) приносить жертвы и бросать вызов всему миру.

У одних нет Родины, потому что у них ее отобрали, у других ее нет потому, что их Родина - там, где комфорт и деньги.

Можно было бы попытаться сказать, что все они подобны английским переселенцам, оставившим Старый Свет для того, чтобы обрести новую Родину в Новом. Но эти пионеры несли с собой в Америку как раз образ - образ нового мира, родившийся на их прежней Родине, - и в этом отношении они сами несли с собой свою Родину как комплекс воспринятых и выработанных ценностей, представлений, образов, рожденных в их прежней жизни. Потому что, конечно, Родина - не территория. Родина - это образы родного и близкого.

Но современная Россия не имеет таких выращенных и являющихся для нее родными образов нового мира. И от всего чувства Родины остаются лишь детские воспоминания, о которых можно грустить, но ради которых не совсем понятно, что можно и нужно делать.

Родина же, в частности, не существует без готовности людей ей служить и чем-то ей жертвовать. В сегодняшней России можно найти тех, кто готов приносить жертвы своей Родине во имя ее прошлого - т. е. Родине, оставшейся в прошлом. Но не слишком заметны те, кто готов был бы приносить их во имя ее будущего.

Скорее всего, когда Путин с коллегами пели "С чего начинается Родина" (т. е. песню прошлой Родине), они пели ее и потому, что другой Родины у граждан России сегодня нет.

Темы: Внутренняя политика в России, Общественно-политическая жизнь в России, История СССР

Источник: KMnews


http://www.km.ru/v-rossii/2011/09/08/istoriya-sssr/nam-est-chem-gorditsya-v-proshlom-i-prakticheski-nechem-v-nastoyas#
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован