10 февраля 2005
4216

Направление инвестиционных потоков в различные отрасли промышленности

В: Добрый день! Вы смотрите "Деловую Москву". В студии Татьяна Алексеева и Григорий Бутлицкий. Сегодня мы будем рассуждать, спорить: Нужен ли протекционизм в российской экономике? Если да, то каким он должен быть? Гости нашей студии - Валерий Гальченко, председатель подкомитета Госдумы по бюджетным и внебюджетным фондам и Александр Суэтин, профессор Финансовой академии. Также Степан Лакшин, председатель комитета Российской торговой промышленной палаты по промышленному развитию и высоким технологиям. Михаил Берновский, консультант по вопросам таможенного урегулирования. Просим зрителей присоединиться к нашему разговору по телефонам, которые вы сейчас видите на ваших экранах.
КОР: Если взять любую деловую газету, то складывается впечатление, что кроме газа и нефти в России никакой другой промышленности нет. На первый взгляд, все вроде бы и так: носки мы носим китайские, спим на итальянских кроватях, пишем на финской бумаге. Тем не менее отечественные товары на прилавках есть, правда в малом количестве. Удивляться не стоит, на пути промышленников встречается множество препятствий, преодолеть которые без поддержки государства невозможно. К примеру, не помешало бы помочь мебельщикам и издателям. Сырье приходится закупать за границей, а таможенные пошлины на ввоз и вывоз у нас, мягко говоря, завышены. Сколько чиновников нужно пройти, чтобы наладить свое производство? Нормативы, ограничения - заставляют задуматься даже самых настойчивых, не говоря уже о несовершенстве налоговой системы. Так, может быть, стоит заинтересовать бюрократию в разрешении бумажной волокиты. В этом году власти определяют приоритеты. Министр экономического развития Герман Греф предложил отказать в поддержке производства автомобилей и авиастроения. Текстильную промышленность в проекте бюджета внести в раздел: прочее. Как и в большинстве стран, власти должны направлять инвестиционные потоки. Уж если целая отрасль государству не под силу, может, стоит отдавать их в руки среднего и малого бизнеса?
В: Вот здесь прозвучала мысль, что нужно направлять инвестиционные потоки. Куда их направлять? Каких направлять? Давайте, наверное, начнем с этой темы "Инвестиции".
С. СУЛАКШИН (председатель комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям): Прежде всего их надо иметь, чтобы их направлять, а вот показали уважаемого министра, который вкупе с Минфином фактически инвестиционный потенциал страны превратили в ноль. Они кланяются Западу, говорят, дайте нам инвестиции. Запад говорит, ведите себя хорошо в интересах Запада и круг замкнут. А вообще, вот если говорить о неотъемлемых .., презумпции ответственности государства, то оно обязано отвечать за развитость экономики, за гармоничность отраслевого развития, регионального, за гуманистичность показателей жизни населения и так далее.
- Я согласен за структуру безусловно, тут думать даже нечего.
В. ГАЛЬЧЕНКО (председатель подкомитета Госдумы РФ по бюджетным и внебюджетным фондам): Ну, а кроме того, на мой взгляд, сегодня приходит понимание этого у государства, и, в частности, я думаю вы знаете о том, что практически готов проект закона об особых экономических зонах, он, действительно, сегодня внесен правительством, министерством экономического развития. И я очень надеюсь, что дату, которую обозначил президент, 1 марта она будет выполнена и закон будет внесен в Государственную думу. Я готовлюсь, так скажем, к обсуждению этого законопроекта в Государственной думе и...
В: Эти зоны, извините, подразумевают все-таки скорее интеллектуальный такой момент, это наукограды?
В. ГАЛЬЧЕНКО (председатель подкомитета Госдумы РФ по бюджетным и внебюджетным фондам): Это все же технико-внедренческие и производственные зоны. И речь идет как раз о создании точек роста нашей экономики, потому что совсем недавно, осенью, я наблюдал заседание правительства нашего, на котором была довольно сильная растерянность, как мне показалось, потому что все видят, понимают, что темпы роста, по крайней мере, роста нет. А идет спад на самом деле, с точки зрения темпов роста.
И это связано с тем, что предыдущее развитие было связано с наращиванием, как раз, нефтегазового комплекса и продажа нефти и так далее. Собственно, промышленность не развивалась и тогда, мне кажется, это было толчком для того, чтобы этот законопроект в конце концом был представлен, и при этом я очень опасаюсь того, что как бы нам не вернуться к советским подходам, когда речь пойдет о развитии отраслей.
В: А скажите, а вообще, средства-то есть внутри страны, чтобы их направить на инвестиции?
В. ГАЛЬЧЕНКО: Безусловно, вот только что буквально Кудрин говорил о том, что по январю даже получено доходов на 190 миллиардов больше, чем предполагалось. Но дело не только в этих деньгах на самом деле, речь идет о необходимости создания условий, при которых в том числе и частный бизнес пойдет в такого рода зоны.
В: Говорите, не стесняйтесь, если вы не согласны?
МИХАИЛ БЕРНОВСКИЙ (консультант по вопросам таможенного регулирования): Ну вот, с точки зрения таможенного регулирования на сегодняшний день. А какую инвестицию мы регулируем, иностранную инвестицию, нашу инвестицию, или у нас есть какая-то разница по подходам, между отечественными инвесторами и инвесторами зарубежными?
- Конечно, есть, и очень большая.
В: В том-то и дело, а какая экономически-то разница государству?
СТЕПАН СУЛАКШИН (председатель комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям): А вот послушайте того же Кудрина, который говорит, в стране слишком много денег, их надо стерилизовать, такую медицинскую операцию имеет в виду, загнали эти дополнительные доходы в стабфонд, народ называет, известно, собака на сене, и при этом говорит, нельзя вкладывать деньги в экономику и это будет вредно, но при этом, говорит, Запад давай нам инвестиции. Не стыковка, а главный вопрос, просто без инвестиций быть не может.
В: Нам звонок, говорите, пожалуйста?
- Алло?
В: Здравствуйте! Вы в эфире.
- Здравствуйте! Слышите меня?
В: Да, да, да.
- Очень приятно. Это Балтийск, Калининградская область, Домогарский Михаил Владимирович. Вот вы говорите сейчас о нефте, газе, всем остальном, но вот, в частности, у нас в Калининградской области огромная потеря электроэнергии за счет использования и прогона через силовые подстанции, где стоят силовые трансформаторы, потребляющие электроэнергию, как утюг. Почему не вкладываются инвестиции в совершенствование передачи электроэнергии? При допустимых мировых стандартах потерь электроэнергии, допустим, 5%, у нас это 22%! Представляете?
В: Ну, вопрос понятен.
- Снизив потери на электропередачи, мы сможем снизить цены на коммунальное хозяйство, цены и так далее почти на 50%!
В: Очень коротко.
СТЕПАН СУЛАКШИН (председатель Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям): Вопрос об инноватике - это еще более рискованные инвестиционные вложения. Нет обычных, даже гарантированных, а уж в рискованные - и вовсе их нет.
МИХАИЛ БЕРНОВСКИЙ (консультант по вопросам таможенного регулирования): Вы знаете, наверное, не надо путать инвестиции и латание дыр. Вот на сегодняшний день есть как бы текущие проблемы, правильно? Вот из Калининграда был звонок о текущих проблемах. Если из Калининграда звонок о текущих проблемах, должен быть механизм решения текущих проблем, да? А инвестиционные, так сказать, проекты и текущие проблемы - это две большие, как говорится, разницы.
В: А давайте.
СТЕПАН СУЛАКШИН (председатель комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям): Михаил, все-таки технологический прогресс, в том числе ресурсосбережение - это не текущая задача, это постоянная задача государства.
ВАЛЕРИЙ ГАЛЬЧЕНКО (председатель подкомитета Госдумы РФ по бюджетным и внебюджетным фондам): Вот знаете, вот все же, на мой взгляд, здесь очень сложно делить. Сегодня основная задача - это создание условий, чтобы хотя бы в стране появились точки роста, которые в конечном итоге потащат за собой экономику и, в конце концов, прекратится латание дыр. При этом я хочу сказать следующее..
В: А давайте, давайте..
ВАЛЕРИЙ ГАЛЬЧЕНКО (председатель подкомитета Госдумы РФ по бюджетным и внебюджетным фондам): Известный экономист Поттер проанализировал ситуацию с наиболее динамично развивавшимися странами в последнее время и пришел к выводу о том, что вот все это произошло благодаря тому, что в странах вольно или невольно был реализован так называемый кластерный подход. Когда на определенных территориях не в отраслевом смысле, а именно в территориальном смысле были созданы условия для того, чтобы наука, внедрение и производство объединили свои усилия. Причем, речь идет не об отраслевом, а о таком межотраслевом
В: У нас интересные видеоматериалы еще об одной спорной отрасли, давайте посмотрим, и продолжим.
КОР: Закрытая советская система создавала тепличные условия для российского производителя. Выход отечественного автопрома на мировой рынок, заставил ощутить жесткую конкуренцию и показал, что мы из себя представляем.
ВАЛЕРИЙ НИКУЛИН (вице-президент РСПП): Недостаточно средств вкладывалось и в советские времена и особенно вот в этот период, вот когда после разброда и шатаний, естественно почти не вкладывались средства, а в результате, вы знаете, АЗЛК стоит, ЗИЛ на грани развала.
МИХАИЛ КОЗЛОВ (вице-президент российского автотранспортного союза): Негоже мне критиковать автомобильную промышленность, я знаю, что они приняли программу автомобилестроения до 2010 года, там есть и научные разработки и практические и я уверен в том, что наш автомобиль российский займет достойное место на нашей маршрутной сети, как автобусных, так и для грузовых перевозок.
КОР: Автопром сегодня предоставлен сам себе и должен выживать, как может. На данный момент все зависит от толкового руководителя, от того, какую программу развития производства он составит, насколько она будет реалистична и не подвержена рискам. Не надо изобретать велосипед, сегодня на первое место выходят вопросы интеграции. Если обособицей пытаться выйти из создавшегося положения собственными силами, мало что получится.
МИХАИЛ НИЗОВ (вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков): На первую очередь выходят технологии взаимодействия, ну, скажем, с ведущими производителями мировыми, это технологии взаимодействия основаны прежде всего на создании такого цикла производства, когда завод-производитель расположен на территории Российской Федерации, является определенным звеном общего производства производителя мирового уровня.
ВЛАДИМИР ТОРИН (директор департамента внешних связей "Руспромавто"): Мы должны везде ориентироваться на тех людей, которые уже достигли чего-то в мировом автомобилестроении, и я думаю так, что в ближайшее время, все-таки нам что-то сделать удастся, иначе бы не стоило просто браться, вы видели наши бульдозеры, ну это же супер, вы что, у нас лучшие в мире бульдозеры.
В: Это как раз к вопросу об отраслевом урегулировании.
МИХАИЛ БЕРНОВСКИЙ (консультант по вопросам таможенного регулирования): Тут очень трудно говорить, потому что если под интеграцией понимать, чтобы колеса прикручивать к готовой машине, какой-нибудь большой, иностранной, то это тоже форма интеграции. Вопрос в том, насколько она нужна. На мой взгляд, самое главное - говорить о тех приоритетах, о той степени российской добавленной стоимости, которую, кстати, можно достигать и в результате интеграции с иностранными производителями, и также достигать в каком-то отраслевом и территориальном, в том числе, ключе. Нужно биться и бороться за возрастание российской доли добавленной стоимости. Примерно три, четыре года назад, интересная цифра, у нас при цене нефти в 28 - 30 долларов за баррель, объем экспорта китайской игрушки мягкой из Китая был сопоставим с нашим объемом экспорта нефти. Сопоставимые цифры. Но в нефти - ноль целых одна миллионная зарплаты сидит, трудовой составляющей, а в китайской мягкой игрушке, простите, до сорока процентов сидит зарплаты. Поэтому, если мы интеграцию и особо экономические анклавы будем заводить в степень формальной интеграции: дайте нам чего-нибудь и мы чего-нибудь сделаем, чего можем - это не правильно; нужно рассчитать структура занятости, какую структуру использовать в местных ресурсов.
СТЕПАН СУЛАКШИН (председатель Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям): У нас танки, БТР и другая военная техника - лучшая в мире. Никакой кооперации не было и не нужно было. Почему? Вкладывали в производство в технологию, в кадры, в оборудование. Я опять возвращаюсь к той байке о бане. Греф и Кудрин, отдайте деньги в экономику, которую вы украли в макроэкономическом балансе страны.
В: Надо ли развивать эту экономику? Надо ли развивать производство автомобилей, если они у нас мало того, что небезопасны, так они еще и плохого качества.
С. СУЛАКШИН: Это были лучшие машины в мире, относительно тех средств, которые вкладываются в ее производство. Вложи достойную сумму - и они будут конкурентоспособны.
- Может, БТР будем делать?
- Так их делают, экспортируют.
- А в межотраслевом балансе нужны и БТР, и "Жигули", и речь идет о том. что на сегодняшний день мы имеем совершенно четкое возрастание качества продукции, и "Жигули" в том числе.
- Скажите, а это пропорция - сколько "Жигулей", а сколько БТРов.
- Ну, в свое время НИИ Госплана эти пропорции мастерски считал, просто речь идет о том, что на сегодняшний день это считается, видимо, с потолка. Но пропорции межотраслевого баланса есть.
- Он так мастерски считал, что в конце концов пришел 91-й год с пустыми полками и всем остальным.
В. ГАЛЬЧЕНКО (председатель подкомитета Госдумы РФ по бюджетным и внебюджетным фондам): Эта проблема Кудрина и стабилизационного фонда.
- Да.
В. ГАЛЬЧЕНКО (председатель подкомитета Госдумы РФ по бюджетным и внебюджетным фондам): Я участвовал в свое время в прошлом составе Государственной думы в подготовке и принятии решения по поводу формирования стабилизационного фонда. Я думаю, что решение правильное, необходимое, безусловно, потому что очень серьезно мы зависим от мировой экономики. И изменения на мировых рынках могут привести действительно к последствиям сложным социальным в стране.
- Простите, проедим фонд не развиваясь сегодня ...
В. ГАЛЬЧЕНКО (председатель подкомитета Госдумы РФ по бюджетным и внебюджетным фондам): Речь не о еде, речь идет о накоплении. Решалась задача не только стерилизации, решалась задача в том числе накопления с целью иметь подушку в случае чего. Сегодня процесс. Мы определили эту сумму 500 миллиардов рублей. Сегодня эта сумма достигнута и известно, что к концу этого года объем собственно вот этих средств накопленных превысит 900, может быть, достигнет триллиона. И как раз сегодня, я знаю, что Михаил Ефимович Фрадков наложил резолюции, смысл которой - он согласен на правительстве рассматривать вот эти 400 миллиардов, которые сверху 500 с точки зрения инвестирования в собственную экономику. Это правильно, я считаю, что так и надо было поступить.
- Все должно созреть, но я слышу, что, я слышу, что в том..
- Вот не со всем согласен..
- Мозги высокопоставленных чиновников.
- Ну, дайте друг другу сказать.
- Говорите сейчас о необходимости участия...
- Чиновник он, 7 лет назад говорилось, что нужно инвестировать в экономику. Лучше подушка, чтобы мы выплывали на конкурентных мировых рынках, это собственное развитие.
- Несколько лет назад?
- ..а вовсе не проедание накопления.
- Я напомню, я напомню, что несколько лет назад до прихода Путина к власти, у нас пенсии не выплачивались. О чем вы говорите?
- Да, а сегодня пенсии выплачиваются из стабилизационного фонда, совсем сдохнуть.
- Так вот надо было сначала порядок навести в финансах.
МИХАИЛ БЕРНОВСКИЙ (консультант по вопросам таможенного регулирования): Давайте из политики в экономику перейдем обратно.
- Именно поэтому...
МИХАИЛ БЕРНОВСКИЙ (консультант по вопросам таможенного регулирования): Из политики надо перейти в экономику..
- Никаких фондов не хватит.
МИХАИЛ БЕРНОВСКИЙ (консультант по вопросам таможенного регулирования): Нас не за этим немножко сюда позвали, чтобы мы о политике говорили. Мы говорим о системе госрегулирования. Вот, например, есть на сегодняшний день такое очень неплохое, так сказать, нормативные документы, значит, о том, что если инвестиции приходят в размере 100 миллионов долларов, да, то государство обеспечивает серьезно на государственном федеральном уровне протекционизм, и таможенные, так сказать, пошлины, и налоговые условия, и так далее. Вот, кто придумывал эту границу 100 миллионов долларов? То есть, если нам инвестор предлагает 90, мы что говорим, мы бедные, но гордые? 90 не возьмем, только неси 100? А если он это не приносит, а если он это не приносит, позвольте, если это не приносит вообще, то их вообще нисколько никуда не поступает. Это первый момент. Второй момент - я абсолютно с вами согласен относительно того, что сегодня созрел вопрос о какой-то некой государственной инвестиционной политике. Абсолютно правильно. Но в сегодняшних условиях классический инвестор - это представитель все-таки среднего бизнеса, среднего, но ближе к крупному. И там не о миллиардах речь идет, там идет речь о миллионах или, как максимум, о десятках миллионов. Но что сегодня в государстве не учтено вообще? То, что для легкой промышленности 5 миллионов долларов для какого-то города областного - это сумасшедшая цифра, а эти же 5 миллионов, так сказать, для металлургического комбината, это так - стены подремонтировать.
В: Михаил Юрьевич, давайте посмотрим еще один интересный видеоматериал, потом прокомментируем.
КОР: Вступление в ВТО станет серьезным испытанием для наших производителей. Ведь выпускаемая продукция и по качеству, и по цене должна быть конкурентоспособной.
Ю. ХРАПКОВ (сотрудник мебельной компании): Нет льгот, нет инвестиций, вопросы бизнеса, в хозяйственную деятельность государство должно вмешиваться минимально. А вот помочь бизнесу в развитии, создать условия для развития бизнеса, для его роста, для опять же инвестиционного климата, это, я считаю, задача государства.
КОР: Более того, ряду крупных промышленников даже помощь не требуется. Полностью самостоятельные предприятия сами хотят диктовать условия в своей сфере. Многие пищевики просто мечтают работать согласно уровню мировых экспертиз. В России требования ГОСТа к продуктам питания настолько завышены, что в итоге наши колбасы ценятся гораздо ниже европейских, хотя качество отечественного мяса лучше в разы. В таком случае, может, дать шанс хозяевам самим разобраться в своих палисадниках, и тогда это принесет больший урожай.
В: Я предлагаю, давайте поговорим об приоритетах в инвестиционной политике, и вы что-то хотели сказать.
С. СУЛАКШИН (председатель Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям): Один очень короткий приоритет, может быть, нетрадиционный в финансово-экономических координатах, это рабочие места, это уровень жизни и традиционные уклады производства населения в регионах. В Иваново там, в Чите там, в Приморье, еще где-нибудь.
- Все это замечательно, но когда мы говорим о приоритетах, принципиально мы должны определить область специализации страны.
- Отраслевой специализации, национально.
- Вопрос первый. Сколько отраслей должно быть.
АЛЕКСАНДР СУЭТИН (комментатор): У нас сейчас их больше тысячи. При Советском Союзе их было гораздо больше, сколько их должно остаться? Сколько надо.
- Страна развивалась устойчиво в долгосрочной перспективе, а люди бы не вымирали, а жили более 85 лет.
А. СУЭТИН: В этом направлении что-нибудь делается?
- В этом направлении делается, безусловно, но речь идет о том, что приоритетов на сегодняшний день никто не определил. Вот я, например, считаю приоритетом легкую промышленность.
А. СУЭТИН: Ну, с другой стороны, поддерживаются убыточные предприятия.
- Чем поддерживаются?
А. СУЭТИН: Ну как чем, наверное, государственными субсидиями, финансированием и массой других вещей, обещаниями даже.
- Если это производство атомной бомбы, его надо поддерживать, это не рыночный товар, но это обязанность государства.
- Ну, давайте от атомной бомбы к легкой промышленности все-таки двигаться каким-то образом, потому что все-таки атомную бомбу на себя не оденешь.
В: Ну сейчас есть отрасли, которые, на ваш взгляд, нам не нужны, или такого понятия даже не должно быть?
- Нету и не должно быть.
А. СУЭТИН: Ну почему не должно быть, как раз должно быть.
- Пример приведите?
А. СУЭТИН: Да сколько хочешь.
ВАЛЕРИЙ ГАЛЬЧЕНКО: От отраслевых подходов необходимо уходить, мы не при Советской власти, когда выстраивалась некая отрасль и финансировалась за счет государства только. Еще раз хочу повторить то, что я в начале сказал. Сегодняшние вот эти вот тигры и все остальные, как бы составляющие мировой экономике развивались благодаря не отраслевому подходу, а кластерному, еще раз говорю, речь идет о совмещении на одной территории производств науке близких, но тем не менее ни одной отрасли, к примеру, речь идет, я из севера Подмосковья, в частности город Дубна. Сейчас речь идет о создании одного из центров российского программирования, я об этом говорил президенту, правительству, и в этот контексте сейчас будет работать закон, если это будет создан как центр программирования отраслевой, то он умрет.
В: Мы с вами в прямом эфире, и мне подсказывают, что время заканчивается, очень короткое резюме.
- Россия - это слон. И подобного животного.... на этой территории население, проблемы и ответственность за исторические, в том числе, преступления..
- Мы об экономике?
В: Я думаю, что...
......
- Свои решения в том числе...
В: Мы уже закончили с вами общаться. Мы уже прощаемся с гостями. Думаю, что, может быть, мы пригласим вас, и неоднократно, к нам в студию.
В2: Ну, что ж, а дальше у нас в программе об акции протеста автомобилистов, гримасах капитализма и косметики после рекламы на канале ТВЦ.
В: Не переключайте.


ТВЦ Деловая Москва.

10 февраля 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован