15 ноября в Москве Национальный инвестиционный совет совместно с Институтом комплексных социальных исследований РАН провел презентацию аналитического доклада "Крупный российский бизнес: социальная ответственность (позиция населения и оценки экспертов)".
Сложилось стойкое ощущение, что, рассказывая о результатах исследований, ученые старательно избегали слова "иждивенцы". Но, как ни крути, получается именно так: наш народ по-прежнему считает, что бизнес ему сильно должен, даже если он примерно платит налоги и занимается социалкой активнее государства. На вопрос: "При каких условиях люди вправе требовать от крупного бизнеса дополнительного участия в решении их социальных проблем?" - 43% нелояльно настроенных к бизнесменам граждан и каждый четвертый россиянин в целом ответили: "Вправе всегда, в любом случае". Из принципа близости своей рубахи к телу 61% считает, что бизнес прежде всего обязан повышать свою социальную ответственность, а уж потом (37%) - экономическую эффективность. Они по-прежнему далеки от народа Столь несправедливо-холодное отношение к бизнесу объяснимо. Сегодня за бортом успеха остались не только люди солидного возраста, с низким образованием и жители провинции, но и вполне молодые граждане, жители крупных городов, которые всего каких-то два-три года назад были вполне лояльны к бизнесу, а теперь относятся к нему с настороженностью. Среди опрошенных жителей мегаполисов - молодых людей и людей средних возрастов - треть считает себя проигравшими от проводимых в стране реформ. Как сказал один из авторов доклада, профессор Российского независимого института социальных и национальных проблем Александр Чепуренко, "к бизнесу позитивнее всего относятся подвижные слои общества - молодежь и жители мегаполисов, но они-то и высказывали к нему самые большие претензии. Получается, что российский бизнес оторвался от своей социальной основы. Сегодня он существует в социальном вакууме, ему неоткуда рекрутировать людей и идеи". Особенность российской действительности и в том, что бизнес, по мнению людей, должен решать проблемы, которые даже государству решить не под силу и которые, в принципе, решать не обязан. А то, что бизнес в цивилизованной стране решает прежде всего: кредитование, защита прав человека, поддержка социальных инициатив, - наши граждане задвинули на четвертый и пятый план. Меньше знаешь - крепче спишь Граждане откровенно желают подменить беспомощное в вопросах социалки государство бизнесом. Это, говорят исследователи, обусловлено плохой информированностью об участии последнего в решении социальных проблем. Почти каждый второй (48,3%) из опрошенных ничего не знает о социальных акциях российских предпринимателей, 37,1% что-то слышали об их положительных деяниях, 5,5% точно знают, что наш бизнес - самый добрый бизнес в мире, и 9,1% затруднились что-либо сказать по этому поводу. (Возникает, правда, вопрос: если бизнес сможет удовлетворить все запросы и чаяния нашего народа, то зачем тогда государство?) Именно неинформированностью граждан об участии нашего бизнеса в социальных программах объясняется рейтинг самых ответственных компаний. И получается, что самой социально ответственной компанией называют Сбербанк (46,4%) и "Аэрофлот-Российские авиалинии" (43,8 %), а известные своими меценатскими и социальными программами "Норникель" (24,6%) и ЮКОС (23,1%) остались далеко позади. Большинство экспертов уверены: бизнес крайне мало делает, чтобы донести до общества информацию о своих благодеяниях. Объясняется это прежде всего осторожностью: как бы родное государство на "общественных началах" не напрягло еще больше... или не оттяпало бы лишних налогов. В целом же эксперты оценивают социальную ответственность бизнеса как крайне низкую. Побеждает "разумный эгоизм"... У бизнеса на притязания обиженных реформами соотечественников подготовлен свой ответ. Большинство опрошенных бизнесменов (69%) справедливо считают, что не царское это дело - заниматься благотворительностью, помогая малоимущим, беженцам и переселенцам. Они уверены: их дело - создавать рабочие места, предоставлять своим работникам социальные гарантии (45,5%) и выплачивать премии и стипендии талантливым студентам и ученым (52,7%). Что касается создания рабочих мест, то тут народ и бизнес едины. Именно этого и ждут простые российские граждане (55,8%). Но еще они считают, что именно бизнес, а не государство должен развивать материальную базу здравоохранения (56,6%), решать социальные проблемы регионов: заниматься строительством дорог и озаботиться водоснабжением (35,3%) и денежной помощью представителям наиболее уязвимых слоев населения (41,6%). А вот никакие премии и стипендии талантливым студентам наше народонаселение не приветствует: нечего "бездельников" кормить, когда провинция голодает. По конкретным формам социальной деятельности ученые-авторы исторического доклада разделили предпринимателей на три группы: "прагматики" (25%), "разумные эгоисты" (50%) и "социально ответственные" (25%). У представителей этих групп суждения о разных областях социальной деятельности сильно расходятся. Первые считают своим долгом лишь обеспечивать своих работников социальными пакетами и платить налоги. Вторые занимаются благотворительными проектами в регионах, где действует их фирма. Социальная деятельность последних носит межрегиональный характер и предполагает участие в крупных программах. Обреченные на дружбу На многих присутствующих доклад произвел глубокое впечатление. В прениях выступил руководитель Агентства по труду и занятости Александр Починок, ныне помощник Фрадкова по социальным вопросам: "В докладе затронута скользкая и неисследованная тема. Наш бизнес неоднороден. Компаниям, которые выходят на западный рынок, выгодно быть социально ответственными. Потребителю важно, чтобы товар был выпущен добропорядочной компанией, не использующей, к примеру, детский труд. И бизнес это понимает. Но те, кто работает в России, тоже обнаружили: надо проводить социальные программы там, где живешь. Чтобы не возникали социальные перекосы". А вообще, сказал Починок, в скором времени, примерно к концу 2006 года, страну ждет тотальный дефицит рабочей силы. Начнется жестокая борьба за кадры, беспардонное переманивание специалистов. И пусть тогда капиталисты попробуют не проводить грамотную социальную политику, мы в сторону таких работодателей даже не посмотрим! Подводя скорбный пока итог масштабного исследования, экономисты оперировали подчас неведомыми обывателю терминами. Среди прочих назывался коэффициент социального расслоения. В России он равен 0,5, а в Европе - 0,32. Знающие люди говорят - к добру это не приведет. Особенно на Кавказе, где этот коэффициент еще выше общероссийского. Впрочем, есть свет в конце тоннеля: по мнению 40,7% россиян, за последние 10-15 лет наш бизнес все же стал более цивилизованным и ответственным. Есть и среди бизнесменов та категория, которую народ все же более или менее уважает, - это те, кто начал свое дело с нуля. ...Сегодня российский бизнес ежегодно тратит на социалку 90 млрд. рублей. Государство выделяет на эти цели почти в два раза меньше. Но в России все же любят его по-прежнему больше.
www.profile.ru
22.11.2004
Анна Амелькина