22 ноября 2004
928

Народ уверен: делиться все-таки надо...

15 ноября в Москве Национальный инвестиционный совет совместно с Институтом комплексных социальных исследований РАН провел презентацию аналитического доклада "Крупный российский бизнес: социальная ответственность (позиция населения и оценки экспертов)".
Сложилось стойкое ощущение, что, рассказывая о результатах исследований, ученые старательно избегали слова "иждивенцы". Но, как ни крути, получается именно так: наш народ по-прежнему считает, что бизнес ему сильно должен, даже если он примерно платит налоги и занимается социалкой активнее государства. На вопрос: "При каких условиях люди вправе требовать от крупного бизнеса дополнительного участия в решении их социальных проблем?" - 43% нелояльно настроенных к бизнесменам граждан и каждый четвертый россиянин в целом ответили: "Вправе всегда, в любом случае". Из принципа близости своей рубахи к телу 61% считает, что бизнес прежде всего обязан повышать свою социальную ответственность, а уж потом (37%) - экономическую эффективность. Они по-прежнему далеки от народа Столь несправедливо-холодное отношение к бизнесу объяснимо. Сегодня за бортом успеха остались не только люди солидного возраста, с низким образованием и жители провинции, но и вполне молодые граждане, жители крупных городов, которые всего каких-то два-три года назад были вполне лояльны к бизнесу, а теперь относятся к нему с настороженностью. Среди опрошенных жителей мегаполисов - молодых людей и людей средних возрастов - треть считает себя проигравшими от проводимых в стране реформ. Как сказал один из авторов доклада, профессор Российского независимого института социальных и национальных проблем Александр Чепуренко, "к бизнесу позитивнее всего относятся подвижные слои общества - молодежь и жители мегаполисов, но они-то и высказывали к нему самые большие претензии. Получается, что российский бизнес оторвался от своей социальной основы. Сегодня он существует в социальном вакууме, ему неоткуда рекрутировать людей и идеи". Особенность российской действительности и в том, что бизнес, по мнению людей, должен решать проблемы, которые даже государству решить не под силу и которые, в принципе, решать не обязан. А то, что бизнес в цивилизованной стране решает прежде всего: кредитование, защита прав человека, поддержка социальных инициатив, - наши граждане задвинули на четвертый и пятый план. Меньше знаешь - крепче спишь Граждане откровенно желают подменить беспомощное в вопросах социалки государство бизнесом. Это, говорят исследователи, обусловлено плохой информированностью об участии последнего в решении социальных проблем. Почти каждый второй (48,3%) из опрошенных ничего не знает о социальных акциях российских предпринимателей, 37,1% что-то слышали об их положительных деяниях, 5,5% точно знают, что наш бизнес - самый добрый бизнес в мире, и 9,1% затруднились что-либо сказать по этому поводу. (Возникает, правда, вопрос: если бизнес сможет удовлетворить все запросы и чаяния нашего народа, то зачем тогда государство?) Именно неинформированностью граждан об участии нашего бизнеса в социальных программах объясняется рейтинг самых ответственных компаний. И получается, что самой социально ответственной компанией называют Сбербанк (46,4%) и "Аэрофлот-Российские авиалинии" (43,8 %), а известные своими меценатскими и социальными программами "Норникель" (24,6%) и ЮКОС (23,1%) остались далеко позади. Большинство экспертов уверены: бизнес крайне мало делает, чтобы донести до общества информацию о своих благодеяниях. Объясняется это прежде всего осторожностью: как бы родное государство на "общественных началах" не напрягло еще больше... или не оттяпало бы лишних налогов. В целом же эксперты оценивают социальную ответственность бизнеса как крайне низкую. Побеждает "разумный эгоизм"... У бизнеса на притязания обиженных реформами соотечественников подготовлен свой ответ. Большинство опрошенных бизнесменов (69%) справедливо считают, что не царское это дело - заниматься благотворительностью, помогая малоимущим, беженцам и переселенцам. Они уверены: их дело - создавать рабочие места, предоставлять своим работникам социальные гарантии (45,5%) и выплачивать премии и стипендии талантливым студентам и ученым (52,7%). Что касается создания рабочих мест, то тут народ и бизнес едины. Именно этого и ждут простые российские граждане (55,8%). Но еще они считают, что именно бизнес, а не государство должен развивать материальную базу здравоохранения (56,6%), решать социальные проблемы регионов: заниматься строительством дорог и озаботиться водоснабжением (35,3%) и денежной помощью представителям наиболее уязвимых слоев населения (41,6%). А вот никакие премии и стипендии талантливым студентам наше народонаселение не приветствует: нечего "бездельников" кормить, когда провинция голодает. По конкретным формам социальной деятельности ученые-авторы исторического доклада разделили предпринимателей на три группы: "прагматики" (25%), "разумные эгоисты" (50%) и "социально ответственные" (25%). У представителей этих групп суждения о разных областях социальной деятельности сильно расходятся. Первые считают своим долгом лишь обеспечивать своих работников социальными пакетами и платить налоги. Вторые занимаются благотворительными проектами в регионах, где действует их фирма. Социальная деятельность последних носит межрегиональный характер и предполагает участие в крупных программах. Обреченные на дружбу На многих присутствующих доклад произвел глубокое впечатление. В прениях выступил руководитель Агентства по труду и занятости Александр Починок, ныне помощник Фрадкова по социальным вопросам: "В докладе затронута скользкая и неисследованная тема. Наш бизнес неоднороден. Компаниям, которые выходят на западный рынок, выгодно быть социально ответственными. Потребителю важно, чтобы товар был выпущен добропорядочной компанией, не использующей, к примеру, детский труд. И бизнес это понимает. Но те, кто работает в России, тоже обнаружили: надо проводить социальные программы там, где живешь. Чтобы не возникали социальные перекосы". А вообще, сказал Починок, в скором времени, примерно к концу 2006 года, страну ждет тотальный дефицит рабочей силы. Начнется жестокая борьба за кадры, беспардонное переманивание специалистов. И пусть тогда капиталисты попробуют не проводить грамотную социальную политику, мы в сторону таких работодателей даже не посмотрим! Подводя скорбный пока итог масштабного исследования, экономисты оперировали подчас неведомыми обывателю терминами. Среди прочих назывался коэффициент социального расслоения. В России он равен 0,5, а в Европе - 0,32. Знающие люди говорят - к добру это не приведет. Особенно на Кавказе, где этот коэффициент еще выше общероссийского. Впрочем, есть свет в конце тоннеля: по мнению 40,7% россиян, за последние 10-15 лет наш бизнес все же стал более цивилизованным и ответственным. Есть и среди бизнесменов та категория, которую народ все же более или менее уважает, - это те, кто начал свое дело с нуля. ...Сегодня российский бизнес ежегодно тратит на социалку 90 млрд. рублей. Государство выделяет на эти цели почти в два раза меньше. Но в России все же любят его по-прежнему больше.


www.profile.ru

22.11.2004

Анна Амелькина
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован