24 октября 2000
1579

Народная артистка СССР Полина Куманченко в детстве хотела стать дрессировщицей хищников

20 октября исполнилось 90 лет со дня рождения выдающейся украинской актрисы

В 40 лет она блестяще сыграла подростка Радика Юркина из "Молодой гвардии"

Театроведы и поклонники творчества Полины Владимировны Куманченко особенно часто вспоминают эпизод из ее жизни, связанный с великим украинским оперным певцом Иваном Сергеевичем Паторжинским. Это случилось во время гастролей в Киеве Харьковского театра им.Т.Шевченко. Паторжинский жил тогда на Пушкинской, через дорогу от Театра им.Леси Украинки, где гастролировали "шевченковцы". В тот вечер он плохо себя чувствовал, вышел подышать свежим воздухом и встретил писателя Александра Копыленко, который явно куда-то торопился. На вопрос "Куда?" Копыленко ответил: "В театр, Полину Куманченко смотреть. Идемте вместе!" -- "Не могу, -- ответил Паторжинский, -- в театре духота, а мне нужен воздух, чтобы кровь живей бежала". -- "Как хорошую актрису увидите, кровь забурлит как у восемнадцатилетнего!" -- "Не убеждайте!" -- сказал Паторжинский, как отрезал.

Заканчивалось первое действие. "Хорошо, правда, хорошо", -- сказал вдруг кто-то сзади. Копыленко оглянулся. В ложе стоял Паторжинский. "Она действительно потрясающая актриса. Знаете, что в искусстве Куманченко самое удивительное? То, что искусства этого не замечаешь, -- она так естественна!"

Полина (по метрике -- Пелагея) Куманченко родилась в 1910 году в Херсоне в семье железнодорожника, но рано осталась сиротой и воспитывалась у старшей сестры в Николаеве. Уже тогда она выказывала недюжинные актерские способности -- кого увидит, того и передразнит.

Когда в Николаеве гастролировал бродячий цирк, Поля решила стать дрессировщицей хищников. Вместо львов и тигров подобрала с десяток кошек и собаку. Судьба последней сложилась трагически -- она попала под машину. А Поля, проплакав несколько дней, решила стать... балериной. Она танцевала везде, даже по дороге в школу. А когда впервые попала в театр, очень переживала, что спектакль так быстро закончился.

Судьбу Полины определил школьный драмкружок. А в 1929 году ее приняли в Николаевский рабоче-крестьянский драматический театр -- так Полина Куманченко стала профессиональной актрисой. Потом были Харьковский ТЮЗ и Театр рабочей молодежи (ТРАМ). Именно там она сыграла роль, о которой мечтает любая украинская актриса, ибо в ней блистала когда-то великая Мария Заньковецкая, -- Харитину в "Наймичке" И.К.Карпенко-Карого.

В страшном 1937 году она пришла в Харьковский театр им.Т.Г.Шевченко. И хоть его знаменитого основателя, Леся Курбаса, когда Куманченко поступила в труппу, уже не было в театре, его школу, традиции "Березиля" в коллективе чтили... Дебютировала Куманченко на шевченковской сцене двумя диаметрально противоположными ролями -- 60-летней Захаровны в спектакле "Кубанцы" и юнги-подростка Юрки в "Загибелi ескадри". Актрисе в ту пору было 27 лет... Когда, уже в послевоенные годы, в театре ставили "Молодую гвардию" А.Фадеева, все были уверены, что Куманченко достанется роль шальной, бесшабашной Любки Шевцовой, а она почти в 40 лет блестяще сыграла... подростка, Радика Юркина. Полина Владимировна потрясающе владела даром перевоплощения. Если надо было сыграть красавицу, становилась красивой какой-то удивительной, почти неземной красотой, если надо было стать смешной -- зрительный зал просто умирал от хохота.
Влюбленный в актрису Леонид Быков покупал ей на всю свою небольшую зарплату розы

Жизни -- сценическая и личная -- у каждой актрисы идут параллельно, никогда не пересекаясь. Власть актрисы на сцене безгранична, но мало кому удается хоть малую ее часть перенести в собственную жизнь...

Первым мужем Полины Куманченко был детский писатель Сергей Раснянский -- молодой, талантливый, красивый и очень добрый. Они безумно любили друг друга. Когда началась война, Харьков почти сразу стали бомбить. Раснянский и Куманченко помогали эвакуировать сирот из детского дома -- детей успели спасти, но взрывом снаряда Раснянскому оторвало обе ноги. Самолетом его эвакуировали в Москву, но он умер по дороге от потери крови. Наверное, только всеобщее горе вокруг помогло ей выжить, не сойти с ума, не озлобиться. Фотографию Раснянского, которую Полина Владимировна хранила всю жизнь, племянница актрисы нашла в день похорон, когда искала, во что одеть покойную... Она его так и не забыла.

Актеры Театра имени Т.Шевченко организовали фронтовую бригаду: по всей линии фронта они возили блестящую комедию Г.Квитки-Основьяненко "Шельменко-денщик". Куманченко играла Присиньку. Играли без декораций, в холодном сарае, под разрывы бомб. Куманченко переодевалась в легкое сценическое платье и бальные туфельки в хате, в которой останавливалась бригада. Потом кто-нибудь из бойцов на руках переносил ее через размытую дождями и разбитую снарядами дорогу, а потом солдаты... передавали ее на сцену из рук в руки. "Присинькой в шинели" называли тогда Полину Куманченко.

Там же, на фронте, встретила Полина Владимировна своего второго мужа -- актера Михаила Федоровича Покотило. Любила ли она его, трудно сказать. Возможно, она просто устала быть одна -- ей надо было на кого-то опереться. А вот он любил ее до конца жизни и до конца жизни ревновал... У Покотило была семья, и жена не давала ему развод. Тем не менее они прожили в гражданском браке тридцать лет...

Расцвет творчества Полины Владимировны Куманченко пришелся на послевоенное время. Ее популярность в Харькове не знала границ. В театр ходили не на спектакль, а на нее -- на Куманченко. Игравшая в молодости старух и подростков, после 40 она вдруг расцвела на сцене в ролях романтических красавиц и героинь-вамп. В это трудно было поверить, зная Полину Владимировну в жизни: она была маленького роста, с милым, но далеким от классических канонов красоты лицом. В Москве, во время Декады украинской культуры, московские актрисы усомнились в способности Куманченко с такими внешними данными сыграть роковую женщину: "Но она же такая маленькая!" За Полину Владимировну вступился ее друг, академик Абалкин. "Да, -- сказал он, -- она маленькая, но великая актриса!"

Тогда же в Полину Куманченко отчаянно влюбился Леонид Федорович Быков. Еще будучи студентом, он часто приходил на ее спектакли. Закончив театральную студию, играл с ней на сцене. Быков часами наблюдал за ней со стороны, на сцене, в гостях, даже на пляже. А на всю свою небольшую зарплату мог купить Полине Владимировне розы -- что и говорить, Быков умел красиво ухаживать.
В Киеве она встретила свою последнюю, самую горькую любовь...

После того как Полине Куманченко исполнилось 50, ее вдруг стали много снимать в кино. "Килина", "Кров людська -- не водиця", "Старий"... На ее счету больше 20 картин. Она ездила на съемки в Киев и именно тут встретила свою последнюю, самую горькую любовь. Трудно сказать, чего больше дал ей этот человек -- счастья или боли, известно одно: только из-за него она приняла приглашение Киевского театра имени И.Франко и вместе с Михаилом Федоровичем Покотило в 1961 году переехала в Киев. Роман был бурным и коротким. Однажды любимый человек просто не пришел -- Полина Владимировна долго его ждала, а потом узнала, что в это время он был у ее лучшей подруги. Это произошло как раз в день рождения Полины Куманченко...

В Театр имени И.Франко она буквально ворвалась, сыграв кубинскую революционерку Терезу в спектакле "День рождения Терезы". Были и другие спектакли -- "Лимерiвна", "Ретро", а вот отношения в театре у Куманченко и Покотило как-то не сложились -- франковские звезды неохотно принимали в свои ряды чужаков. Полина Владимировна страдала молча, а Михаил Федорович запил. Если вечером он приходил домой пьяный, то просто крушил в квартире все, что попадалось под руку. Полину Владимировну, правда, не трогал. Утром он горько плакал, просил прощения... Несколько дней не пил, а потом все начиналось сначала.

1971 год стал для Полины Куманченко и очень счастливым, и очень несчастным. За участие в спектакле "Память сердца" по пьесе А.Корнейчука она получила Шевченковскую премию. А 1 сентября умер Михаил Федорович Покотило. Почти сразу же к Полине Владимировне приехала его законная жена -- делить имущество. Но ничего для себя интересного она в скромной квартире не нашла, с тем и удалилась.

Ролей становилось все меньше, она тосковала. Выручали друзья -- в маленькой квартирке в доме на бульваре Шевченко собирались Александр Корнейчук (он очень любил Куманченко, называл ее "солнечным зайчиком") и его жена Марина, Николай Амосов, приезжали актеры из Харькова. Много помогала актрисе и ее племянница Луиза Филимонова, ныне актриса Молодого театра, ставшая для Полины Владимировны, пожалуй, единственной опорой в старости -- своих детей у актрисы не было.

Театр по-прежнему оставался ее жизнью, она все готова была отдать, чтобы только оставаться в нем, -- народная артистка Советского Союза согласна была играть самые маленькие роли, просто дышать пылью кулис. Но ее отправили на пенсию... И тогда ей стало совсем плохо. Со всех сторон навалились болезни. Она еще на что-то надеялась, все ждала, что ей позвонят из театра, мечтала сыграть матушку Кураж в пьесе Брехта... Но чуда не случилось... Только однажды, в 1990 году, когда праздновали 70-летие Театра имени И.Франко, из театра позвонили и сказали, что для народной артистки СССР и 80-летней женщины пригласительный билет на торжественный вечер... оставлен в кассе театра. Племянница уговорила ее пойти, помогла одеться, причесаться. Но перед самым выходом из дома Полина Владимировна вдруг, обессиленная, присела на стул: "Нет, не могу идти. Я им не нужна -- не могу через это переступить".

В последние два года жизни она много общалась с Аркадием Евгеньевичем Гашинским -- таким же отверженным своим родным театром, таким же страдающим (недавно погиб его единственный сын), как и она. Когда в декабре 1991 года Гашинский умер, от Полины Владимировны это скрыли -- ее племянница понимала, какой удар это нанесет пожилой женщине. Но нашлись "добрые" люди -- позвонили и рассказали. А через полтора месяца не стало и Полины Куманченко.

Когда она уезжала в больницу, из которой ей уже не пришлось вернуться домой, уже в такси вдруг требовательно спросила племянницу: "Луиза, ты положила мне зеркальце и крем?" В 82 года, перед лицом смерти она оставалась Женщиной и Актрисой -- и оба эти слова в данном случае надлежит писать с большой буквы.


www.facts.kiev.ua

Людмила ГРАБЕНКО специально для "ФАКТОВ"

24.10.2000
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован