16 марта 2005
3978

Народный артист России Сергей Юрский: `Мне грех на публику роптать`

Main 74012b
Сегодня исполняется 70 лет актеру, режиссеру и писателю Сергею Юрскому. Солидный юбилей совпадает с 50-летием его актерской деятельности. В ознаменование двух круглых дат виновник торжества устроил целый фестиваль своих работ последних лет. Четыре вечера подряд он играет спектакли "Стулья", "Ужин с товарищем Сталиным", "Домашние радости" (вечер своих стихов и прозы) и "Провокация". Не будет ни пышного чествования, ни приветственных адресов. Только театр. Накануне дня рожденияСергей ЮРСКИЙ дал интервью "НИ".

- Сергей Юрьевич, я слышал, будто вы в эти предъюбилейные дни вместо подготовки банкета устроили какую-то провокацию для своих товарищей, актеров Театра Моссовета?

- Драматург Игорь Вацетис, мы с ним давно сотрудничаем, написал новую пьесу. И я, устав уже слушать от дирекции театра: "Ну, когда вы у нас что-нибудь новенькое поставите?", выбрал шесть актеров, назначил им окошко в рабочем графике, чтобы все нашли три свободных часа, усадил за стол и раздал роли. Я заранее каждого из них присмотрел на одну из ролей и решил проверить, совпадет ли мой замысел с их пониманием для начала просто текста. Ни о чем пьеса, ни кто они в ней - об этом я им не рассказал. Просто сидел и слушал, как они читают.

- И каков результат?

- Один "выстрел" в "десятку", один - что мне было страшно обидно - в "молоко". Результат как при любой провокации. Осмыслит ли человек ситуацию, в которую попал, найдет ли в ней свое точное место - вот ведь в чем цель каждой провокации...

- Пьесу-то ставить будете?

- Посмотрим...

- Знаете, Сергей Юрьевич, мое самое первое впечатление от того, чем вы 50 лет занимаетесь, - "Горе от ума", которое я посмотрел в БДТ в младшем школьном возрасте... До сих пор не могу забыть вашего Чацкого.

- Да, "Горе от ума" замечательный был спектакль.

- Все то, что было в нем, - это актуально сегодня?

- Нет!

- Почему?

- Потому что театральное искусство не очень быстро, но меняется. Актуальность того театра для того времени, времени оттепели, была невероятной и для меня незабываемой. Но мне кажется, что сейчас, если говорить о профессии, такой театр не актуален. Другое дело - такие взаимоотношения зала и сцены, которые будоражат умы, раскалывают зрителей, - это для меня все 50 лет работы неизменно. К сожалению, многие сегодня считают, что задача театра не будоражить, а развлекать: "Все преодолимо, все нормально, договоримся, веселая ведь жизнь!"

- То есть "Горе от ума" для сегодняшней публики - это слишком серьезно? А почему же тогда это комедия?

- У Грибоедова?

- Да.

- Потому что человек имел прекрасное классическое образование и комедией называл то, что не есть трагедия. Пьеса не кончается смертью героя, в ней нет роковых обстоятельств, это бытовая история: неудачная любовь, обман, осмеяние близкими - это все признаки классической комедии...

- И почти прыжок Подколесина в финале, только не в окошко...

- Нет, то, что человек в отчаянии уезжает из дома, где рухнули все его надежды, - печальный финал. Но пьесу-то заканчивает не Чацкий выкриком "Карету мне! Карету!" - пьесу заканчивает Фамусов: "Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?!" - чтобы публика захохотала, узнав себя. Конечно, это комедия. Что не означает бездумного, безудержного смеха публики... Мы вообще странным образом говорим: а что имел в виду Чехов, когда писал, что "Вишневый сад" - комедия? Да опять то же самое. Люди театра ХIХ и ХХ веков комедию от трагедии отличали по таким вот естественным признакам. А мы уже в ХХI веке и имеем дело с другим театром, с другим искусством, с полностью размытыми, какими бы то ни было признаками... Мне, в общем, грех на публику роптать, но критика, в последние дни осаждающая меня в связи с юбилеем, ничего, по-моему, не поняла во всем, что я пытался сделать - и не только в театре, - в связи с совершенно новой и общественной, и культурной ситуацией. И сегодня, когда я затеваю новые проекты, я заранее готов к тому, что ничего не поймут. Как ничего не поняли в моем телевизионном "Онегине", что было особенно обидно... Ведь не нашелся ни один человек, который бы попытался осмыслить не прочитанного, не зачитанного "Онегина", а разыгранного в декорациях, поставленного, снятого. Ничего не произошло...

- Прямо как у Хармса, которого вы фантастически - и опять-таки без отклика со стороны критики - многие годы читаете: "Раз. Два. Три. Ничего не произошло..." Но все-таки чудо на ваших спектаклях и концертах всегда происходит. Потому что вы всегда провоцируете зрителя на диалог, начиная с Чацкого и Остапа Бендера.

- Провоцирую, да... Но провоцировать хорошо, когда это вызывает радость, и веселье, и оторопь. А вы попробуйте-ка провоцировать, если люди после каждой провокации упрямо пишут одно и то же: "Вот это или это было у Юрского 15 или 25 лет назад". Какая ж тут провокация?! Если бы я не был актером и режиссером, единственной формой обмена веществ осталось бы только газеты читать. А если б я только газеты читал все эти годы, если б не было живого, прямого обмена с моей публикой, я бы 15 лет назад повесился бы.

- Я упомянул сыгранных вами, и не 15, а 40 лет назад, Александра Чацкого и Остапа Бендера. Кто из них герой нашего времени? Или оба? Или ни тот, ни другой?

- Из нашего времени глядя, один - живший 200, другой - почти 100 лет назад, гораздо ближе друг с другом, чем с нами. Потому что умеют излагать свои мысли свободно и искренне. По-разному, имея разные цели - но это два человека, достойные, чтобы их слушали. Герои нашего времени показывают нам примером для подражания или свое убожество, или свои физические силы. И мы готовы с ними сдружиться. Бендер с Чацким, встреться они, быстро могли бы сдружиться. А вот с нами - в этом я сомневаюсь...


16 марта 2005 г.

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ, "Новые Известия"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован