09 августа 2007
1846

Наша профессия - одна из самых опасных

- Наверное, часто приходится объяснять людям, что вы - две разные актрисы? Вот и Голуб оговорилась. С рождения ваше имя все-таки Елена.

- Я даже написала в своей актерской анкете, что мое имя Алена. И это принципиально! Елена Яковлева - совсем другая актриса. Много лет назад, когда Елена только снялась в "Интердевочке", нас путали и мне постоянно звонили знакомые: "Господи, как ты могла?" Или приехали мы с гастролями в Ленинград, везде висят афиши с моим спектаклем, на которых написано: "Во всех главных ролях Интердевочка!" Мне лично было неприятно. Мне чужая слава не нужна. Поэтому я принципиально сменила имя.

- Театральные актеры обычно стесняются работы в сериалах. А вы об этом говорите с удовольствием...

- Чего стесняться? Это наша профессия. А критики всегда найдутся. Встречают меня на вокзале друзья-коллеги. "Ой, Алена, а куда это ты?" - "В Киев" - "Да-а-а? Ну-ну, понятно... Чего ж ты, такая артистка серьезная, драматическая - и в сериалах?" Проходит месяц-другой, встречаю этих же людей в Бортничах, где снимают сериалы. "Батюшки мои! Какие люди! А чего это мы, серьезные драматические артисты, и тоже сюда? Денежку хочется?" Так что на критику коллег я вообще не обращаю внимания. К тому же есть у меня и полнометражные ленты. Один авторский проект называется "Человек безвозвратный". Я играла женщину, у которой погибли муж и дочь в автокатастрофе, другая дочь парализована, но ее ждет новая любовь.

- От таких ролей многие отказываются, боятся навлечь проклятия...

- Мне уже нечего бояться после того, как сыграла Маргариту в Театре сатиры. Тоже мистики хватило. Погиб режиссер спектакля, вывалился из окна. Умерли почти все мужчины-актеры из той постановки. Двое - от рака, один - в автокатастрофе, другой пошел в бассейн, там и умер... Наша профессия предполагает опасность, но как можно отказаться от роли Маргариты?! Приходилось рисковать, мне судьба особых подарков не делала, в театре легко ничего не доставалось.

- Лукавите, Алена! Без ролей, кажется, вы не сидите.

- Не могу пожаловаться, у меня почти каждый год была премьера. Но были разные взаимоотношения - с тем же Плучеком. Валентин Николаевич два года со мной не разговаривал. Однажды только сказал: "Ты считаешь ниже своего достоинства прийти ко мне в кабинет и объясниться?"

- В чем?

- Почему-то ему представилось, что у меня роман со Спартаком Мишулиным. Он меня застал, когда я на гастролях выходила из его номера в бигуди. Просто у Мишулина был телевизор, а у меня нет, и я напросилась в гости. Плучеку это не понравилось, хотя все доказывали, что мы со Спартаком всего лишь друзья. Валентин Николаевич считал, что я должна объясниться. А в чем я должна оправдываться? При нем было непросто, но надо отдать должное - театром Плучек руководил правильно, хотя и жестко. С Мироновым у него были непростые отношения. Ходят легенды, будто перед уходом из труппы его послала Пельтцер.

- Вы после школы пошли на журфак МГУ и только потом в театральное училище. Почему метались?

- Мой отчим много лет проработал в журналистике. Я не хотела на журфак, но так как девочка я была крайне скромная, нерешительная, задавленная авторитетом, то выбирать не приходилось. Влияние отчима было очень сильное. Они с мамой увезли меня в 8 лет в Германию, где был корпункт. Жизнь там была, как в деревне - дом, собака, сад, школа. Потом родители жили в Дании, Исландии, Финляндии, Норвегии.

- Какой элитарный отчим!

- Да, он был первый рекламист в Москве. Умер в 55 лет от того, что сказал: "Я не умею воровать!" Не пил, не курил, занимался спортом, но через год после возвращения в Москву получил первый инфаркт, через полгода - второй. Не вписался в новую жизнь...

- Почему вы не взяли фамилию отчима?

- Его фамилия Иванов... Ну как я могла обменять Яковлеву на Иванову? Меня часто спрашивают - почему не взяла фамилию мужа. Простите, я не знаю, сколько у меня еще будет мужей. И потом, менять Яковлеву на Козакову - смешно. Папа бы не понял...

- А вы называли папой отчима?

- Нет. Выкручивалась, придумывала прозвища. Я была ранимый, но крайне закрытый ребенок. Хотела сразу поступать в театральный, но они с мамой сказали: "Знаешь, какой там конкурс, как там сложно?" Принесли сборник МГУ. И я прочитала, что там есть студенческий театр, где играли Ролан Быков, Ия Саввина, Алла Демидова. Думаю: "Ах! Вот это нам и надо". Сразу после поступления пошла в студию при театре МГУ. Как мне сказал потом Фима Шифрин, "я ж тебя помню, ты была такая худенькая-худенькая, скромная, с огромными глазами". Ну да, Фима, получается теперь я толстая, наглая и с маленькими глазками? В общем, я плакала ночами, не хотела на журфак, но сказать не решалась. И только на третьем курсе тайком поступила на актерский.

- Скажите, Алена, зачем вы придумали легенду о том, что были в юности гадким утенком? Сказывается журналистская школа?

- Да не придумывала я! Представь себе абсолютно худого человека, руки ниже колен, полное отсутствие вторичных половых признаков. И еще я вырывала с корнями ресницы. Моя несчастная мама заливалась слезами: "Ты же альбинос!", глядя на безволосые глазницы за толстыми очками с заклеенными стеклами. Красоты я была невероятной! Однажды мама потащила меня в немецкую клинику. Там посмотрели - все нормально, волосяные мешочки в норме, хотели взять кожу на пробу. Только тогда я призналась, что выдрала ресницы. Естественно, меня потащили к невропатологу.

- В семье вы были одна?

- У отчима рос ребенок в другой семье. А я была очень закомплексованной. Могла тупо по полдня сидеть у окошка и смотреть, как мои одноклассницы вот с такими, извиняюсь, формами (Алена показала арбузный бюст. - "НИ") ходят с прапорщиками гулять в лес. А я за этим лишь наблюдала. Только после 10-го класса ко мне стали подходить на улице мальчики. А потом я поступила в МГУ, отрастила ресницы... Меня стала опекать Алена Сетунская, потом она уехала в Америку и стала Алена Зандер. Известный персонаж, бывшая жена Карена Шахназарова, про нее снят фильм "Американская дочь". Мы с ней весело жили. Нас знал весь университет, назначали по шесть-семь свиданий в день, но мы всех динамили. Бывало, даже через окно в туалете сбегали.

- В театре МГУ в то время был Виктюк. Отчего же не играете сейчас у маэстро?

- Мне хватает Житинкина. Мы с ним сделали четыре спектакля. Первой работой вообще можно гордиться, жалко спектакль не был замечен. Назывался "Ночь Трибат - ночь лесбиянок".

- Интересно...

- Никакой физиологии. Тема только в названии. Спектакль про Стринберга, его играл Тараторкин. Я играла его жену. Моего любовника играл Сережка Чонишвили, а мою любовницу - актриса из Маяковки Галя Шевякова.

- Вы были женой Кирилла Козакова. Он - актер, вы - актриса. Он - красавец, вы - красавица. У кого было больше повода ревновать?

- Он мне не давал повода, был все время при мне. Потом - мы с ним так мало прожили, порядка двух лет. Я родила Машку и через 4 месяца уже ушла от него, а через полтора года вышла замуж за другого человека и прожила с ним 10 лет.

- Что должно произойти, чтобы молодая жена ушла с крошечным ребенком?

- Понимание того, зачем жить с человеком плохо, если можно жить без него - и хорошо.

- А как же любовь?

- Значит, любви особой не было или она разрушилась. Любое чувство можно разрушить. Я ведь не хотела замуж. Жениться хотел Козаков. У них это семейная история - они с папой любят жениться. Я у Кирилла была то ли второй, то ли третьей. Когда мы сошлись, у него уже был 4-летний ребенок.

- Может, стоило пожить гражданским браком, прежде чем идти в загс?

- Он не хотел. Я с последним мужем прожила гражданским браком 8 лет, потом мы расписались и через два года развелись. Это было в прошлом году. Мой последний муж снял "Козленка в молоке". У него свое рекламное агентство, медицинская передача на телевидении.

- Значит, сейчас вы абсолютно свободная женщина?

- К счастью. Испортить можно все, любые взаимоотношения. Это тяжелый труд. Нужно понимать ответственность, если ты уже не один.

- В семье, где есть актеры, быт очень важен?

- Мой последний муж был к быту абсолютно равнодушен, даже с перебором. Я любила посидеть дома вечером после спектакля, а он меня тащил в ресторан. Говорила ему: "Не хочу идти, я устала, мне несложно приготовить тебе ужин". Козаков - тот был более домашним, его раздражали горы посуды, но сам-то не очень рвался их вымыть, любил больше поговорить об искусстве.

- Трудно быть главой семьи?

- В прошлом году, после развода, мы с Машкой остались на пяти тысячах моей зарплаты в театре. Решала, что купить на последние деньги - дочке фрукты или себе колготки. Ничего, выжили. Хорошо, что есть сериалы. У меня сейчас четыре проекта. И Машка тоже снимается, после школы сказала: "Сейчас заработаю и отдам тебе деньги за выпускной". Еще чего! Я в состоянии устроить дочке праздник.


www.peoples.ru

09.08.2007

Юрий Ненев
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован