19 марта 2005
1297

`... Наши действия направлены на поддержание безопасности и стабильности в мире...`

Интервью Николай Николаевича Бордюжи в рубрике "безопасность" N2-2005


Николай Николаевич Бордюжа родился 20 октября 1949 г. в Орле.
Образование высшее. В 1972 г. окончил Пермское высшее командно-инженерное училище. В 1999 г. - Высшие дипломатические курсы при Дипломатической академии МИД России.
В 1992-1994 гг. Н. Н. Бордюжа занимал пост заместителя командующего пограничными войсками РФ; 1994-1998 гг. - заместитель, директор Федеральной пограничной службы РФ; в 1998-1999 гг. - секретарь Совета Безопасности РФ, руководитель Администрации Президента Российской Федерации - секретарь Совета безопасности РФ; в 1999 г. - Председатель Государственного таможенного комитета РФ.
В 1999-2003 гг. - Посол Российской Федерации в Королевстве Дания.
28 апреля 2003 г. на сессии Совета коллективной безопасности назначен генеральным секретарем СКБ.
Н. Н. Бордюжа награжден орденом Мужества и орденом Дружбы.

- Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, о зарождении Договора коллективной безопасности и возникновении Организации Договора коллективной безопасности.
- Становление Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) происходило не просто, в обстановке геополитической нестабильности в различных регионах на обширном евразийском пространстве, в условиях возникновения и нарастания новых вызовов и угроз безопасности образовавшихся после распада СССР новых, самостоятельных государств.
Зарождение Договора о коллективной безопасности, подписанного в 1992 г. Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и в дальнейшем - Азербайджаном и Белоруссией, в первую очередь было обусловлено ожиданием сохранить хотя бы основы военного союза бывших советских республик, воссоздать единое для них оборонное пространство.
Однако в практической плоскости все эти годы прошли под знаком очевидной пассивности Договора, в основном действовавшего в тени СНГ и остававшегося подтвержденным благодаря проходившим в Содружестве центробежным процессам. В 1999 г. из Договора вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан.
В то же время такое развитие событий привело к консолидации Договора, стимулировало активизацию взаимодействия государств-участников в военно-политической и других областях. Что еще более важно, интеграционные шаги в вопросах обороны и безопасности оказались в те годы востребованными в связи с реальной угрозой безопасности и территориальной целостности государств-участников, исходившей с территории Афганистана, а также вспышками насилия в Кыргызстане.
К 2000 г. было принято кардинальное решение об адаптации ДКБ к меняющейся геополитической ситуации. Договор вышел на приоритетное направление противодействия современным вызовам и угрозам.
Одним из важнейших этапов в этом процессе стало формирование на базе Договора международной региональной организации - ОДКБ. Под деятельность Организации была подведена необходимая правовая база, обеспечивающая ей дальнейшее поступательное развитие и полноправное участие в международных и региональных делах. ОДКБ представляет собой живой организм, адаптирующийся к быстро меняющимся геополитическим реалиям. Главное - это поддержание готовности Организации адекватно реагировать на возникающие в мире ситуации, способные отразиться или реально сказывающиеся на национальных интересах государств-членов и, что еще более важно, способность ОДКБ влиять на военно-политические процессы в регионе и мире в целях обеспечения спокойствия, стабильности и безопасности в зоне ответственности ОДКБ и за ее пределами.

- Какова сегодня структура Организации Договора коллективной безопасности?
- ОДКБ - многофункциональная военно-политическая интеграционная структура. Организация располагает сложившейся иерархией руководящих, исполнительных и консультативных органов с четко прописанными полномочиями и функциями, отлаженным механизмом внешнеполитического взаимодействия, необходимым инструментарием в вопросах военного сотрудничества, опытом миротворческой деятельности и потенциалом противодействия современным вызовам и угрозам.
В рамках ОДКБ сформированы и функционируют на регулярной основе Совет коллективной безопасности в составе глав государств-членов (СКБ), Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), Постоянный Совет с участием Полномочных представителей государств-членов, Секретариат и Объединенный штаб ОДКБ.
Складывающееся в Организации положение дел заслужило высокую оценку со стороны руководства государств-членов. Выступая 19 июля 2004 г. на заседании Совета безопасности РФ, Президент В. В. Путин охарактеризовал ОДКБ как "одну из наиболее динамичных структур", ставшую "региональным центром интеграции".

- Активная военно-политическая организация не может полноценно функционировать, не взаимодействуя с другими международными организациями. Как происходит это взаимодействие?
- С окончательным оформлением ОДКБ в качестве полноправной международной региональной организации были созданы необходимые условия для успешного встраивания в систему региональных и международных отношений, прежде всего на направлении поддержания безопасности и стабильности в мире.
Занимая свою нишу в мировом сообществе, ОДКБ активно развивает рабочие контакты и взаимодействие в сфере безопасности. У нас налажены устойчивые связи со структурами ООН, включая Секретариат и Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление по наркотикам и преступности, а также с ОБСЕ.
В соответствии с принятым на сессии СКБ в Астане 18 июня 2004 г. решением Организация работает над реализацией утвержденных тогда Основных направлений диалога и взаимоотношений с НАТО. Взаимодействие с альянсом продиктовано геополитическими потребностями укрепления сотрудничества на обширном евроатлантическом и евразийском пространстве, усиления контртеррористического потенциала международного сообщества, взаимодействия по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, необходимости охраны границ, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф и т.д.
Наряду с НАТО Организация нацелена и на налаживание сотрудничества с Евросоюзом.
Центральным звеном в практическом сотрудничестве должен стать тандем "ОДКБ - ЕврАзЭС" - эти две организации, близки друг другу как по составу их участников, так и по ряду выполняемых ими функций. В рамках организационного сотрудничества между ОДКБ и ЕврАзЭС можно было бы избежать дублирования задействованных в их рамках механизмов и функций, добиться "кумулятивного эффекта" в выполнении общих для них задач, таких как пограничная политика в интересах борьбы с терроризмом, военно-экономическое сотрудничество, борьба с отмыванием преступных доходов, экспортный контроль.
Немалый интерес для ОДКБ представляет перспектива установления тесных партнерских связей с Шанхайской организацией сотрудничества особенно с учетом создаваемого в ШОС антитеррористического потенциала, заявленной этой структурой заинтересованности и готовности в практических шагах по укреплению безопасности и стабильности в Азиатском регионе, где ОДКБ и ШОС стремятся защитить и продвинуть коллективные и национальные интересы и позиции.

- Какова роль России в деятельности Организации Договора коллективной безопасности?
- Принимаемые в формате ОДКБ решения и проводимая Организацией линия в вопросах коллективной и национальной безопасности, мировой политики и противодействия новым вызовам и угрозам являются, несомненно, результатом коллективных усилий государств-членов, непростого процесса согласований ими общих подходов.
И тем не менее следует признать, что роль России в деятельности ОДКБ могла бы рассматриваться как решающая, а по сути - системообразующая.
От России всегда ожидаются лидирующая роль и максимум инициативы, прежде всего в обеспечении должной координации внешнеполитической деятельности, в согласовании позиций по кардинальным вопросам мировой политики, налаживании регулярного и содержательного обмена информацией, в поддержании консультационного процесса.
Не менее ощутима роль России в области военного сотрудничества, прежде всего в том, что касается завершения процесса формирования системы коллективной безопасности во всех ее аспектах, прежде всего с прицелом на повышение привлекательности членства в ОДКБ.

- Какими проблемами сейчас занимается ОКДБ?
- Это прежде всего такие грозные вызовы современности как международный терроризм, наркоугроза, транснациональная преступность. Продолжает вызывать озабоченность афганское направление, где все еще не просматриваются тенденции к улучшению ситуации, прежде всего в том, что касается неуклонно растущего наркотрафика.
Нельзя сбрасывать со счетов и расширение НАТО, его продвижение к внешним границам ОДКБ, сопровождающееся переводом на территорию новых членов альянса элементов военной инфраструктуры. На этот счет очевидна озабоченность ряда государств- членов ОДКБ, тем более что в результате расширяется зона, не регламентируемая ДОВСЕ. Отнюдь не решает проблем, связанных с отпором терроризму и наркоугрозе и обеспечением безопасности Центральноазиатских государств, заявленное намерение США и НАТО закрепить на бессрочной основе свое военное присутствие в регионе.
На различных направлениях деятельности ОДКБ имеют место проявления политического и религиозного экстремизма, который, если им серьезно не заниматься, может стать реальным дестабилизирующим фактором.
Принимается во внимание и сохраняющаяся сложная обстановка в кавказском регионе. Обострение региональных проблем при недружественном отношении некоторых кавказских стран к отдельным государствам-членам ОДКБ не может не вызывать озабоченности и также требует коллективной или скоординированной линии поведения.

- То есть взаимодействие государств-членов по вопросам противодействия международному терроризму, наркоугрозе и транснациональной преступности выходит сейчас на первый план в деятельности ОДКБ?
- Да. Значимость этого направления деятельности ОДКБ подкрепляется требованиями Устава, другими решениями органов ОДКБ, а также спецификой нынешней геополитической ситуацией в регионе и мире, когда прямой военной агрессии приходит на смену открытая, непредсказуемая или внезапно реализуемая угроза международного терроризма, подпитывающие ее наркобизнес, трансграничная организованная преступность, политический и религиозный экстремизм, сепаратизм.
В 2003 г. в связи с созданием Организации в новом формате важной организационной мерой в указанных целях явилось образование в структуре Секретариата ОДКБ специализированного подразделения по борьбе с международным терроризмом - Управления противодействия вызовам и угрозам.
Под задачи противодействия терроризму выстраивается в ОДКБ внешнеполитическое сотрудничество, адаптируется военная составляющая.
В рамках ОДКБ предпринимаются коллективные и скоординированные национальные меры по укреплению контртеррористического потенциала ОДКБ. В указанных целях разработаны первоочередные меры по усилению контртеррористического потенциала государств-членов Организации, в которых предусмотрены мероприятия в области формирования нормативно-правовой базы для эффективной борьбы с терроризмом, практические шаги по координации деятельности правоохранительных органов и спецслужб государств-членов Организации, а также меры в области подготовки кадров, материально-технического и финансового обеспечения борьбы с терроризмом.
В том же направлении идут обсуждаемые в рамках ОДКБ положения о взаимном использовании соответствующих инфраструктур государств-членов ОДКБ при проведении антитеррористических мероприятий.
Одним из главных объектов внимания Организации стали террористическая и наркоугроза, исходящие с территории Афганистана. ОДКБ ставит перед собой и ее партнерами по международному сообществу задачу: сформировать пояс антинаркотической безопасности вокруг Афганистана, перекрыть основные направления наркотрафика.
ОДКБ приняла единый План мероприятий по борьбе с наркоугрозой, исходящей извне, и в его рамках инициировала целый ряд практических коллективных действий в противодействии этой опасности, прежде всего, провела в 2003 г. операцию "Канал", в ходе которой скоординированными действиями было перехвачено и уничтожено около 2000 т. наркотических средств и психотропных веществ, возбуждено 1,5 тыс. уголовных дел по контрабанде наркотиков.
Планируются новые операции такого рода, к которым имеется в виду подключать другие государства в регионе и за его пределами.

- Сложность противодействия терроризму заключается еще и во внезапности, труднопредсказуемости этой угрозы...
- ОДКБ ведет серьезную работу, в том числе профилактическую, в тех сферах, откуда идет подпитка терроризма, идеологическая и материальная, будь то политический и религиозный экстремизм, или отмывание финансовых средств, полученных преступным путем. Этими вопросами в ОДКБ уже начали серьезно заниматься, сначала на путях концептуального осмысления указанных угроз, а затем - разработки и реализации адекватных ответных мер, включая принятие плана конкретных мероприятий и отдельного межгосударственного соглашения на этот счет.
Еще один вектор деятельности ОДКБ - это серьезная, рассчитанная на перспективу работа по формированию и реализации в рамках ОДКБ единой пограничной и миграционной политики. Значение единой линии в этих вопросах трудно переоценить. Она составляет своего рода тыл, основу и запас прочности в действиях Организации и ее государств по антитеррору и наркоугрозе, должна реально способствовать укреплению внутриполитической стабильности в государствах-членах. В этой связи актуальной становится работа по согласованию единых подходов к так называемым миграционно опасным государствам, вплоть до выработки единого перечня государств, в отношении которых действовали бы единые визовые и миграционные правила.

- Изначально одной из основных целей Договора о коллективной безопасности было положение о взаимопомощи государств-участников в случае вооруженной агрессии против любого из них. Какова политика ОДКБ относительно военной составляющей?
- Важным этапом в работе по этому направлению ОДКБ стало в последнее время правовое оформление и организационное становление Объединенного штаба ОДКБ, который, в соответствии с решениями СКБ, начал свою деятельность 1 января 2004 г. На ОШ возлагается широкий круг важнейших задач, прежде всего по формированию и обеспечению функционирования сил и средств системы коллективной безопасности и их оперативной и боевой подготовке.
На этом пути сейчас сделан важный шаг: разработан и утвержден на сессии СКБ в Астане в июне 2004 г. замысел развития военной составляющей Организации - Основные направления коалиционного военного строительства в рамках ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. В короткие сроки планируется определить основные параметры по группировкам, составу коллективных сил и средств, порядку их планирования, применения и управления, технического оснащения и всестороннего обеспечения. В развитие Основных направлений подготовлен План коалиционного двоенного строительства ОДКБ, определяющий практические шаги по созданию целостной и действенной системы коллективной безопасности.
В рамках этого Плана предполагается создание коалиционной (региональной) группировки войск (сил) в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности, а также реализация принятых ранее решений о создании объединенных систем военного назначения (прежде всего - объединенных систем ПВО, управления и связи, информационно-разведовательной системы), совершенствования существующих региональных группировок войск. Серьезного внимания потребует также разработка подходов к обеспечению межрегионального взаимодействия уже созданных коалиционных группировок - восточноевропейской (Россия - Белоруссия) и кавказской (Россия - Армения) - в рамках общей системы коллективной безопасности.
Будет проделана большая работа по вопросам планирования применения, технического переоснащения и всестороннего обеспечения коллективных сил и средств. За основу берутся единые стандарты подготовки, а также оснащение однотипными образцами вооружений и военной техники. Для этого предусмотрено создание и поддержание на должном уровне запасов материально-технических средств и военно-технического имущества.
Большая работа предстоит по реализации договоренностей об оперативном оборудовании территории и совместном использовании объектов военной инфраструктуры, а также о создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств-членов ОДКБ.

- Каким образом осуществляется взаимодействие по подготовке специалистов и продаже продукции военного назначения с государствами-членами ОДКБ?
- Особое внимание в ОДКБ обращается на совершенствование и расширение военно-технического сотрудничества и практики совместной подготовки военных кадров.
Основой для работы на этом направлении стали Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества (ВТС) и Решение СКБ о развитии процесса совместного обучения кадров и специалистов для вооруженных сил государств-членов Организации, подписанные президентами в 2000 и 2003 гг. Представляется важным, что поставки продукции военного назначения, а также обучение специалистов в рамках ОДКБ осуществляются на льготной основе. Однако, чтобы Соглашение о ВТС заработало в полном объеме, еще необходимо завершить внутригосударственные процедуры, обеспечивающие вступление в силу Протокола от 22 сентября 2003 г. о внесении в Соглашение о ВТС соответствующих изменений и дополнений. В частности, этот Протокол распространяет действие Соглашения о ВТС не только на коллективные силы, но и на национальные воинские формирования государств-членов ОДКБ.
Параллельно в рамках Организации были отработаны вопросы по реализации Соглашения по ВТС, касающиеся практических поставок продукции военного назначения также на льготных условиях. На сегодняшний день государства-члены ОДКБ уже могут заявлять и получать продукцию военного назначения по льготным ценам. Все зависит только от объемов национальных финансовых средств, выделенных на эти цели.
Принципиально важным представляется принятие решения об интеграции ВТС с военно-экономическим сотрудничеством в формате ОДКБ, что позволит выйти на совместные программы НИОКР, модернизацию и ремонт ВВТ с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий.
Что касается совместного и льготного обучения специалистов, то оно сегодня в той или иной мере организовано. В декабре 2003 г. Президентом РФ было дано поручение о подготовке предложений по организации подготовки военных кадров для стран-участниц ОДКБ на бесплатной основе. Данное поручение заинтересованными министерствами и ведомствами РФ выполнено. Мы готовы выйти в ближайшее время на межгосударственное соглашение в формате ОДКБ.

- В 2001 г. были созданы Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Каково сейчас их положение?
- ОДКБ предпринимаются практические шаги для дальнейшего укрепления и наращивания этих сил, их переоснащения современными образцами ВВТ, специальными средствами для борьбы с терроризмом, противодействия новым вызовам и угрозам. Численность КСБР составляет на данный момент более 4 тыс. человек с участием воинских подразделений Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана с приданными им вооружениями и военной техникой.
Крупным событием на этом направлении стало открытие и включение в состав КСБР в октябре 2003 г. придаваемой КСБР российской авиационной базы на аэродроме Кант на территории Кыргызской Республики. Есть планы дальнейшего укрепления авиационного компонента КСБР наряду с уже принятым решением о выделении в состав Коллективных сил дополнительных воинских формирований. Во исполнение принятых решений и для совершенствования практической подготовленности КСБР ЦАР в августе на территории Республики Казахстан и Киргизии прошли и показали высокие результаты совместные учения под кодовым названием "Рубеж 2004". В марте-апреле 2005 г. пройдут учения "Рубеж-2005" в Таджикистане и Киргизии...

Александр ОРЛОВ

http://voin-brat.ru/content/view/238/20/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован