Эксклюзив
17 октября 2013
2292

Наталья Розова: Маркетинг в свете мегатенденций мирового развития

К.э.н., доцент Международной высшей школы управления ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет"



Двадцать первый век продолжает набирать обороты. В среде политологов, социологов и культурологов не затихают бурные споры по поводу прогнозируемых сценариев развития человечества в третьем тысячелетии. Одним из активно обсуждаемых вопросов остается проблема осмысления мегатенденций мирового развития - медленно развивающихся крупных изменений, оказывающих влияние на человечество посредством формирования новых стереотипов поведения, стилей мышления, ценностных ориентаций и образа жизни людей.

Уже сбылось большинство опубликованных в 1990 году "предсказаний" Дж. Нейсбита и П. Абурден [1], выделивших следующие 10 мегатенденций конца ХХ века: мировой экономический бум; возрождение искусств; переход к рыночной экономике в бывших социалистических странах; глобализация стиля жизни и культурный национализм; индивидуализация понятия "богатство"; подъем в странах Азиатско-Тихоокеанского региона; начало эпохи женского лидерства; наступление века биологии; возрождение религии.

Наступило время осмысления результатов и оценки футурологических идей о мегатенденциях в смежных областях, к числу которых относится и маркетинг.
В настоящее время в зависимости от уровня анализа сущности маркетинга его трактуют как:

1. социально-экономическое явление;
2. концепцию предпринимательства;
3. философию бизнеса;
4. систему управления фирмой;
5. интегративную функцию менеджмента;
6. процесс информационной поддержки управленческих решений;
7. набор специфических рыночных инструментов [ ].

В данной статье маркетинг будет рассматриваться, в основном, как концепция предпринимательства, в рамках которой субъекты рыночных отношений должны учитывать тенденции развития факторов внешней среды и отслеживать происходящие в ней события в целях своевременной адаптации к ним своих стратегий. Как концепция предпринимательства маркетинг отражает постоянную ориентацию фирмы на рынок, а успешность ее функционирования связывает с систематическим изучением динамики рыночных факторов, а также прогнозированием, стратегическим планированием и инновациями.

Рыночные факторы, оказывающие влияние на деятельность фирмы, образуют маркетинговую среду, в которой принято выделять два уровня - микросреду и макросреду. К микросреде относят совокупность факторов, оказывающих непосредственное воздействие на работу фирмы со своими потребителями. Макросреду маркетинга образуют силы глобального характера, действующие в масштабах рынка в целом (в том числе - на микросреду) и требующие от фирм соответствующих мер адаптации:

o Природно-климатические (характеризуют запасы природных ресурсов и состояние окружающей среды);
o Демографические (включают такие важнейшие характеристики рынка, как численность и структура населения, его этнический состав, типичный состав семьи и т.п.)
o Экономические (характеризуют покупательную способность населения и структуру потребления);
o Политико-правовые (характеризуют политическую стабильность, отношение государства к предпринимательству, законодательную систему и т.п.);
o Социально-культурные (характеризуют основные ценности и нормы поведения общества, мировоззрение, систему убеждений и предпочтений потребителей);
o Технологические (характеризуют уровень научно-технических достижений).
С точки зрения возможности воздействия товаропроизводителя все факторы маркетинговой среды делятся на управляемые и неуправляемые. К числу первых относятся:
o Область деятельности (вид предпринимательской деятельности, категория производимого товара, форма собственности, география деятельности и т.п.);
o Общие цели деятельности фирмы (показатели продаж, прибыли, признания фирмы и товара рынком) и цели маркетинга (восприятие образа товара и фирмы потребителями, конкурентные преимущества фирмы и ее товара);
o Роль маркетинга на фирме;
o Корпоративная культура - единая система ценностей и норм деятельности, которую должны соблюдать сотрудники фирмы.
o Целевой рынок (выбор размера и параметров потребительского рынка фирмы);
o Организация и структура маркетинговой деятельности фирмы.

В микровнешней маркетинговой среде фирмы также существуют силы, требующие от фирмы адаптации к их воздействию. Это, например, факторы конкуренции (структура конкуренции, маркетинговые стратегии конкурентов, смежные области конкуренции); средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение, Интернет и т.д.). Самым "неуправляемым" фактором микросреды по-прежнему остается потребитель, чьи запросы призваны удовлетворять производимые фирмами товары и услуги. Однако в распоряжении современных маркетологов уже имеется набор инструментов прямого и косвенного воздействия на его поведение.

Успешность или неудачи фирмы в достижении поставленных ее руководством целей определяются тем, насколько хорошо она адаптируется к воздействию неуправляемых факторов маркетинговой среды и оперирует факторами управляемыми. При этом современная концепция менеджмента требует от компаний не реактивного, а проактивного поведения, которое возможно лишь в случае "рыночного предвидения". Во многом проактивности поведения рыночных субъектов способствует знание и грамотная интерпретация мегатенденций развития общества.

В 2003 году мегатенденции мирового развития были пересмотрены в рамках широкомасштабного исследования Национального разведывательного Совета США (НРС) "Проект-2020" "Контуры мирового будущего". Отчетный доклад содержал 14 мегатенденций [2 ]:, из числа которых, опустив большинство военно-политических выделим следующие:

1. Усиление противоречий глобализации
2. Подъем новых держав: перемены в геополитическом пейзаже.
3. Всеобъемлющее чувство ненадежности.
4. Расширение мировой экономики.
5. Ускоренные темпы научного прогресса и распространение двойных технологий
6. Потенциальная возможность катастрофического терроризма, но не мировой войны.

В ноябре 2008 года были обнародованы мегатенденции, уточненные в рамках следующего исследования НРС -"Глобальные тенденции 2025: Измененный мир":

1. Революционизация всей международной системы, выстроенной с учетом итогов Второй Мировой войны.
2. Перемещение всех видов капитала с Запада на Восток ("трансфер богатства").
3. Угроза дефицита важнейших ресурсов (энергии, пищи и воды) из-за беспрецедентного экономического роста, затронувшего более, чем 1,5 миллиарда человек.
4. Нарастание угрозы конфликта из-за политической нестабильности на большей части Среднего Востока. [2]
В работе [3], посвященной обзору футурологических проектов развития цивилизации, отмечается, что на характер постсовременного общества влияют пять основных интегральных факторов: децентрализация, гуманизация, демократизация, информатизация и индивидуализация.
Еще короче список мировых мегатенденций, представленный в статье [ 4]:
1. Техническая революция во всех сферах и вытеснение высокими технологиями традиционных технологий, глобализация электронных коммуникаций
2. Возникновение нового типа потребителя - "net-homo" (сетевого человека)
3. Формирование новой среды конкуренции.

Справедливости ради надо отметить тот факт, что большинство мегатенденций зарождается в недрах высокоразвитой части социума и в разных странах они будут иметь неодинаковую скорость проявления и разрастания.

Сопоставление приведенных выше перечней мегатенденций позволяет выделить три сферы макросреды маркетинга, подверженные наибольшим изменениям - технологическую, экономическую и социально-культурную. Безусловно, трансформации в этих областях повлекут за собой изменения и других факторов маркетинговой среды, в том числе - микросреды и внутренней среды фирмы.

В 2009 году, аналитическая компания "Frost & Sullivan", занимающаяся вопросами развития бизнеса, составила перечень 10 ведущих технологических платформ, которые окажут сильнейшее влияние на развитие различных секторов экономики во всем мире. К числу технологий будущего были отнесены наноматериалы, гибкая электроника, интеллектуальная технология управления зарядом батарей и сохранения энергии, "интеллектуальные" материалы, "зеленые" информационные технологии, фотоэлектрические солнечные ячейки, трехмерная интеграция, автономные системы, "белая" биотехнология и лазеры.

Развитие этих технологий позволит не только дать жизнь новым товарам и услугам, но и сформировать новые потребительские рынки, а также осуществить дальнейшее совершенствование коммуникационных инструментов компаний. Ускорение и качественное изменение коммуникаций позволит создать единую информационную платформу для глобального бизнеса. Маркетинг получит в свое распоряжение персонифицированные базы данных о каждом отдельном клиенте, что будет способствовать лучшему пониманию запросов и мотивов поведения потребителей, а следовательно - подлинной реализации каждой фирмой клиентоориентированного подхода. Кроме того, фирмы получили новые мощные каналы информации и продвижения товаров с огромным географическим охватом. На страницах одного или нескольких web-сайтов компания может не только описать свою продукцию, но и рассказать об истории и новостях фирмы, предоставить информацию, интересующую акционеров и различные слои общественности. Маркетологи получили новый канал доступа к вторичной и первичной информации о рынках, конкурентах, потребителях. Широкое распространение получают интернет-опросы.

Современные коммуникационные каналы позволят многократно усилить воздействие на потребителя. За 10-минутный сеанс работы в Интернете человек сталкивается более, чем с сотней коммуникационных обращений.

Однако человечество ждут не только технологические перемены. Меняются и сами люди, и их образ жизни. В работе [5] говорится о том, что современное общество утрачивает прежние традиции и ощущение определенности. Исчезают такие элементы традиционной жизни, например, как доверие и ограниченность личного опыта. Карьера, место жительства, взаимоотношения - все становится мобильным. Подвергаются сомнению такие идеи как вступление в брак, постоянство места работы и т.п. Из жизни уходит формальный стиль, исчезают простые вещи, уступая место многофункциональной технике. Люди в большей степени, нежели ранее, страдают от стрессов, чувствуют себя потерянными и неуверенными. "Все это свойственно большинству людей, чье повседневное существование потеряло определенность и возобновляемость" [5, c.9]. Все менее значимыми в социуме становятся возраст, пол, вероисповедание и другие персонально-демографические характеристики. Это - "свидетельство растущего во всем мире сходства между людьми" [5, с.9 ]. Такая глобализация стиля жизни дает маркетингу неоспоримые преимущества при освоении наднациональных сегментов зарубежных рынков.

Вместе с тем работать с новым типом потребителей сложнее, так как его отличают высокая избирательность и требовательность. "Цифровая революция" вооружила потребителя возможностью выбора товаров и услуг практически из любой точки мира, упрощенной системой размещения заказов через Интернет, информацией для сравнения отзывов других потребителей о товарах и услугах, а также данных различных товаропроизводителей.

Таким образом, мегатенденции развития человечества демонстрируют маркетингу перспективные возможности и угрозы, зарождающиеся в макросреде, и открывают для проактивных фирм пути к долгосрочным конкурентным преимуществам на мировом рынке.


Список источников:


1. Naisbitt, J., & Aburdene, P. (1990). Megatrends 2000: Ten new directions
for the 1990`s. New York: William Morrow and Company, Inc., 384 pp.
2. Сайт Национального разведывательного Совета США www.dni.gov/nic/NIC_2025_project.html
3. Футурологические проекты цивилизационного развития http://www.spsmoscow.ru/Futurologicheskie_proekty_civilizacionnogo_razvitij-1.html
4 Маленков Ю.А. Некоторые мега-тенденции развития современного мирового менеджмента. Вестник СПбГУ. Сер5 Вып.4 2000 г. стр. 67-76
5. Дж. Грант. "12 тем. Маркетинг 21 века". Москва, ИД "Коммерсантъ", 2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован