Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
24 октября 2022
419

Национальная идея как система для стратегического прогноза и планирования социально-экономического развития и безопасности России (нормативное и сценарное планирование)

Если мы видим народ, который не имеет уже более никаких политических целей впереди, которому нечего желать и не за что бороться, то мы можем быть уверены, что он уже выполнил свою роль в истории, что он клонится к упадку, находится в периоде вырождения[1]

Е. Мартынов, военный теоретик

 

С самого начала придется коротко повторить несколько банальных истин, которые до настоящего времени не нашли своего подтверждения в политике современной правящей элиты России. В основе стратегического прогноза и планирования, его «фундаментом» должна быть национальная идея, которая вполне определенно отображала бы будущий желаемый образ России в представлении большинства правящей элиты и общества[2]. Любой стратегический прогноз и планирование исходят из нормативного (желательного) представления о будущем даже если это касается отдельного гражданина, предприятия, учреждения, а, уж, тем более, всего общества. Без такого образа, идеи невозможно не только планирование, но и развитие потому, что не ясна конечная цель движения. «Москва – третий Рим», «Построение коммунизма» и т.п. идеи являлись именно такими стратегическими целями всего общества (или, как минимум, его основной части), без которых движение, выбор стратегического направления, – невозможны[3].

Слабые попытки правящей элиты России последних лет («удвоение ВВП», построение «комфортной среды» и т.п.), наконец, абстрактный патриотизм[4] не могут служить заменой отсутствия и современного российского общества стратегической цели развития и безопасности, которая конкретизировалась бы в частных задачах, например, сохранения финансовой стабильности, которые сегодня выступают в качестве симулякров такой цели.

Когда нет общенациональной идеи и стратегической цели, то бессмысленно говорить и о долгосрочной стратегии.

Как показала последующая история России, задачу победы Б. Ельцина и удаление из его окружения силовиков, а также развал ОПК России и установление «враждебного России правительств», решить удалось, а в отношении «расчленения России» в 1999 году случилась осечка. В этом во многом заслуга представителей либеральной идеологии в России, которые любыми способами отрицали любую идеологию, зафиксировав это положение даже в Конституции 1993 года. В действительности, политическая власть либерально-демократической элиты в России в 90-е годы всячески препятствовала развитию любых систем взглядов, кроме либеральных. Так, пытаясь препятствовать нарастающей критики либеральной идеологии Б. Ельцин даже поручил своему помощнику Ю. Сатарову «возглавить комиссию по национальной идее», которая «унифицировала бы все заявки» и спокойно отправила их в архив[5].

Отсутствие идеологии, как системы взглядов и стратегии государственного развития, неизбежно вело к хаосу и отказу от любых форм планирования. В итоге это стало причиной социально-экономической катастрофы к концу 90-х годов, которая сопровождалась резким кризисом государственных институтов.

Но Западу удалось существенно ослабить потенциал России, прежде всего, демографический и экономический, за годы «реформ», за которыми последовал длительный период стагнации. Как видно из графиков, России не удалось выйти на уровень развития в области прироста населения. Не удалось увеличить и качество НЧК, который остался на уровне 1989 года, а увеличение ВВП по разным оценкам за 20 лет составило от 30 до 40%, а в некоторых источниках даже более 100%. Так, в постоянных ценах (в долл. США) рост ВВП России с 1990 по 2017 год составил с 1,7 до 4,1 трлн долл. а по душевому доходу – с 11,4 до 27,8 тыс. долл., хотя если численность населения сократилась, то это можно объяснить только радикальной убылью граждан[6].

В любом случае создается впечатление, что цель Запада – ликвидировать Россию как нацию и государство можно либо военным путем, либо внутриполитической дестабилизацией и перехватом власти правящей либеральной элитой, которая пойдет на фактическую ликвидацию суверенитета и идентичности, подчинение западным «нормам и правилам». Военный путь – наиболее рискованный и рассматривается в качестве крайнего средства, но отнюдь не исключается.

 

_______________________________________

[1] Мартынов Е.И. Политика и стратегия. Издательский дом «Финансовый контроль», 2003, с. 15.

[2] Когда либералы отказывают признать эту реальность это только означает, что в качестве общенациональной цели и идеи предлагается прозападная, чужая идея и цель. Именно это и объясняет наличие в Конституции РФ запрета на «государственную» идеологию.

[3] См. подробнее: Байгузин Р.Н., Подберёзкин А.И. Политика и стратегия. Оценка и прогноз развития стратегической обстановки и военной политики России. М.: Юстицинформ, 2021, сс. 8–9.

[4] Абстрактный патриотизм – зд.: набор патриотических и псевдопатриотических идей, закрепляющих господство одного социального слоя (меньшинства) над абсолютным большинством нации под предлогом «общих интересов» и «общих целей».

[5] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современная русская идея и государство. М.: РАУ-Корпорация, 1994 г.

[6] Report for Selected Countries and Subjects (англ.) / www.imf.org / Дата обращения: 11 сентября 2020 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован