5 сентября исполнился ровно год с того момента, как с подачи Владимира Путина в лексический обиход россиян стало входить словосочетание "национальные проекты". Попытка подвести первые итоги реализации приоритетных программ в минувший вторник была предпринята экспертами в ходе Круглого стола "Год национальных проектов: кто и что тормозит нацпроекты в регионах России".
С инициативой реализации четырех национальных проектов - "Современное здравоохранение", "Качественное образование", "Доступное жилье", "Эффективное сельское хозяйство" - Владимир Путин выступил 5 сентября 2005 года. Президент образовал Совет по реализации проектов и лично его возглавил. Дмитрий Медведев был назначен первым заместителем, и ему было дано задание заниматься реализацией проектов "в ежедневном режиме".
Первое заседание Совета состоялось 29 ноября 2005 года, и по его итогам президент утвердил перечень поручений, определив ответственных за выполнение каждого поручения. Среди них - премьер-министр Михаил Фрадков, первый вице-премьер Дмитрий Медведев, глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, министр финансов Алексей Кудрин и глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.
На последнем в 2005 году заседании Госсовета, состоявшемся 27 декабря, реализация национальных проектов была впервые рассмотрена президентом, руководством правительства и главами всех регионов. Открывая заседание, Владимир Путин назвал начало работы над самым приоритетным вопросом, который стоит перед страной - национальными проектами - одним из самых значимых политических событий 2005 года. По словам президента, нацпроекты - это ничто иное, как "ускоренное возвращение долгов своим гражданам".
Спустя год после вхождения словосочетания "национальные проекты" в российский лексический обиход, пришло время подвести некоторое промежуточные итоги. В минувший вторник попытка провести "общественную экспертизу" сделанного за год была предпринята на Круглом столе "Год национальных проектов: кто и что тормозит нацпроекты в регионах России", организованном Клубом политического действия "4 ноября" и Русским институтом. В мероприятии приняли участие представители исполнительной власти, депутаты Государственной Думы, члены Общественной Палаты РФ, политологи и журналисты.
Как отмечает "Русский Журнал", одной из опорных формулировок дискуссии стал слоган "разведка боем". Таким образом, по мнению издания, разговору о механизмах торможения нацпроектов были даны новые коннотации, с которыми согласилось большинство участников.
В частности, тему "разведки боем" развил в своем коротком выступлении один из основателей Русского института, философ Сергей Чернышев: "Проектная деятельность наступает после рыночной. Сегодня необходимо понять, пойдет ли реализация проекта в антагонистическом смысле, или же нам удастся совместить рыночный механизм и проектную систему с культурным развитием, избежав поиска классовых врагов, как это было в 30-е годы".
В своем выступлении Сергей Чернышев отметил, что сегодня перед нами стоит задача сделать так, чтобы выявленные проблемы национальных проектов позволили создать такой механизм, при котором собственники ресурсов "могли отдать то, что они заработали, получив нечто существенно большее". "Каждый собственник должен получить дельту", - подчеркнул в своем выступлении Чернышев, - "иначе нам предстоит борьба с "советскостью".
"Тема национальных проектов всем понятна, и, тем не менее, совершенно непонятно ее содержание", - заявил, в свою очередь, член Общественной палаты, политолог Вячеслав Глазычев. По его мнению, слово "проект" здесь - это пока метафора, а на самом деле речь идет не о конкретных программах. И хотя о реальных результатах реализации нацпроектов пока говорить слишком рано, в одном ценность президентской инициативы годичной давности уже несомненна - она, заявил Глазычев, сыграла роль "исследовательского инструмента", "разведки боем", позволившей выявить действительное положение дел в тех областях, в которых были запущены национальные проекты. "Появилась возможность понять, что же может быть дальше сформулировано как проблема, как перевести эти начальные программы в собственно проектный регистр, превратить их в пакеты конкретных проектов", - цитирует политолога Страна.Ru. По мнению Глазычева, эта задача требует обсуждения, публичной и спокойной экспертной работы, богатый материал для которой был получен за год, прошедший с момента объявления нацпроектов.
Часть этого материала могут предоставить социологи, изучившие отношение россиян по вопросам нацпроектов. Как рассказал на "круглом столе" президент Фонда "Общественное мнение" Александр Ослон, о нацпроектах осведомлены большинство россиян, но не все. Так, о нацпроекте "Здравоохранение" знают 53% населения, о нацпроекте "Образование" - 48%, о "Доступном жилье" - 67%, а о существовании нацпроекта в области развития агропромышленного комплекса осведомлены 54% россиян. Он также отметил, что в целом 44% россиян ожидают позитивных результатов от реализации национальных проектов. При этом заявляют о том, что сами уже ощутили что-то положительное от реализации приоритетных программ, 23% населения - по мнению Страны.Ru, не так мало, учитывая, что с момента старта нацпроектов прошло совсем немного времени.
"Похоже, власть, приступая к масштабной программе поддержки приоритетных сфер, главным образом финансовой, не представляла, с какими проблемами ей придется столкнуться", - такой вывод по итогам вчерашнего "круглого стола" делает газета "Время Новостей". Если в сферах образования и здравоохранения проблемы носят больше организационный характер (там дело сводится в конечном счете к распределению бюджетных денег), то в сельском хозяйстве и жилищном строительстве ситуация принципиально иная, отмечает издание. Эти секторы работают в условиях рынка (правда, в российских условиях это особый рынок, где не всегда понятно, кто главнее - участники рынка или чиновники, его регулирующие). Но, как полагает газета, даже при таком рынке каждая мера господдержки должна быть тщательно просчитана, чтобы не нарушить экономические законы.
Год реализации проекта "Доступное жилье" свидетельствует, что этого сделано не было, резюмирует "Время Новостей", приводя следующий пример. Развитие системы жилищных субсидий и ипотеки усилило дисбаланс спроса и предложения, что привело к стремительному росту цен на жилье, а заодно и на стройматериалы. По крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге, где квадратные метры наиболее востребованы. Жилье сегодня не более, а менее доступно, чем до начала выполнения нацпроекта. По данным ФАС, стоимость квадратного метра в Москве составляет от 3 до 6 тыс. долл. при средней себестоимости 800-850 долл.
"Реализация проектов превратилась в отчетность", - к такому умозаключению после вчерашнего обсуждения пришла газета "Гудок". "Цифры раздуваются, к нацпроектам подверстываются старые региональные программы, реализация которых началась задолго до проектного бума. Министерства же не в состоянии ни проконтролировать, ни проанализировать всю поступающую отчетность", - приводит издание слова Серея Журавлева, заместителя гендиректора ООО "Межрегиональное ипотечное агентство".
Причина такого положения дел, по мнению цитируемых "Гудком" участников "круглого стола", в изначально неправильной форме государственных проектов. Так, по словам гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, на стадии обсуждения в идею нацпроекта закладывался принцип окупаемости. "На деле же мы получили затратные федеральные программы, которые и формируют механизм торможения. Именно такой механизм сложился в 80-е годы и застопорил экономику СССР. Еще один негативный момент - в обществе велик рост ожиданий, и это бомба, которую сейчас закладывает власть. В регионах уже наблюдается противостояние - между бюджетными учреждениями, которые получили государственные гранты и нет, между медработниками, которым повысили зарплату и про которых забыли. Поэтому проекты нуждаются в срочном переформатировании из затратных программ в проектные решения", - отметил Дмитрий Орлов.
Впрочем, как отмечает "Время Новостей", на "круглом столе" звучала не только критика, но и конкретные предложения. Виктор Плескачевский, например, предложил не пытаться решить жилищную проблему только за счет помощи государства в приобретении россиянами жилья в собственность. На его взгляд, стоило бы задуматься о развитии арендных отношений. Согласно информационным материалам, розданным участникам "круглого стола", сегодня в мире 50% жилья находится в собственности, а 50% - в аренде. Причем люди с низким достатком живут, как правило, именно в арендованном жилье. Развитие арендных отношений в жилищной сфере привело бы к решению одной из острейших проблем российской экономики - миграции трудовых ресурсов. Также эксперты предлагают обратить более пристальное внимание на возведение малоэтажного жилья, которое могли бы строить не "монстры панельного домостроения", а средние и малые компании, что повысило бы конкуренцию, а возможно, и сбило бы цены.
Вячеслав Глазычев в свою очередь высказал мнение о том, что "национальные проекты, несомненно, стали определенным толчком, но их положительная энергия начинает кончаться, следующий шаг их реализации потребует увязки с реальным пространством страны, кроме того, перевести нацпроекты именно в проектный режим, невозможно без диалога с профессионалами". По словам Глазычева, полученный опыт, поможет понять, "как перевести эти начальные программы в собственно проектный регистр, превратить их в пакеты конкретных проектов".
Такое же мнение, как пишет "Русский Журнал", высказал член Общественной палаты РФ Алексей Чадаев. "За год своего существования национальные проекты показали себя как идеальное средство "разведки боем", которая вскрыла клубок реальных проблем, эта разведка оказалась удачной, - полагает он. - Несмотря на то, что сегодня национальные проекты связались в клубок отраслевых проблем, они являются несомненным механизмом власти. Этот механизм позволяет власти добиваться определенных результатов. Раньше эти механизмы назывались "реформами", но сегодня более важен сам поиск методов, важна разведка в этой сфере. Национальные проекты провоцируют не только видимые изменения, но и запускают разнообразные процессы, как позитивные, так и негативные".
По словам Чадаева, возникли новые движения бизнеса, заинтересованные в сопровождении нацпроектов, возникли новые профессиональные элиты, и группы противостояния, которые также очень значимы.
Как замечает Страна.Ru, по итогам дискуссии создалось впечатление, что, несмотря на бурную деятельность в области национальных проектов, воплощение их в жизнь на самом деле только-только начинается. "Я бы не сказал, что сейчас уже идет именно "реализация" национальных проектов. Если быть точным в терминах, я бы назвал текущую стадию стадией проектирования, - заявил корреспонденту издания глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. - Пока идет изучение ситуации, выявление проблем, уточнение подходов". По мнению депутата, год назад президент поставил задачу, указал направление движения. С тех пор прорабатывались детали, и именно они делают объявленные программы "проектами" в полном смысле этого слова.
Плескачевский отметил важную роль экспертного сообщества в "детализации" национальных проектов. "Экспертное сообщество поднимает всю проблематику, а те, кто отвечают за проекты, выбирают, что из предложенного учесть. Именно тогда то, что пока, по сути, является просто программой, становится проектом. После этого начинается его реализация", - считает депутат. По его мнению, то, что уже было сделано в рамках нацпроектов, а именно "отдельное финансирование отдельных сфер", пока называться "проектом" не имеет права. Плескачевский подчеркнул большую роль общественного обсуждения нацпроектов - депутат считает, что именно оно поможет ответственным за реализацию нацпроектов нащупать правильный путь.
Даниил Пермский
06 сентября 2005
http://www.smi.ru/