10 февраля 2006
1768

НАЦПРОЕКТ ПОМОЖЕТ РЕШИТЬ `КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС`

Проблема обеспечения населения жильем для нашей страны была актуальна всегда. И хотя в предыдущие годы предлагались различные пути и варианты ее решения, принималась масса программ, тем не менее, пресловутый "квартирный вопрос" так и продолжает оставаться для россиян одним из самых болезненных. О том, как реализация национального проекта "Доступное жилье" может изменить ситуацию в регионе, и состоялся наш разговор с заместителем главы администрации Волгоградской области, курирующим строительство и ЖКХ, Львом Алферовым.

- Лев Александрович, так что же предлагается сделать в рамках национального проекта "Доступное жилье"?

- Президент РФ Владимир Владимирович Путин заявил, что реализация жилищных потребностей граждан России должна стать приоритетной задачей для всех уровней власти. Поэтому правительством и, в частности, федеральным агентством по строительству и ЖКХ была разработана федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

- А почему в названии программы значится 2002 год?

- Дело в том, что в 2002 году началась реализация ряда подпрограмм, которые входят в программу "Жилище".

- Есть ли в принятой программе ответ на главный вопрос: как решить жилищную проблему?

- Да. Можно, конечно, вкладывая огромное количество денег, просто строить жилье и заселять туда тех граждан, которые его не имеют. Однако всем ясно, что эта задача России не по плечу. С ней не справились даже в те времена, когда финансовых средств у страны было в избытке. Поэтому сегодня Президент предлагает решать проблему не в комплексе, а выделив несколько направлений.

Например, одна из подпрограмм, касающаяся обеспечения жильем льготных категорий населения, будет осуществляться исключительно за счет средств федерального центра. Они уже предусмотрены в федеральном бюджете. Эта подпрограмма так и называется "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Кстати, к ее реализации приступили еще в 2002 году. Среди тех, кто попадает под действие этой подпрограммы: военнослужащие, увольняемые с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждане Российской Федерации, постоянно работающие на комплексе "Байконур" и подлежащие отселению; ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска; вынужденные переселенцы. Сейчас те из них, кто нуждаются в жилье, будут занесены в единую федеральную очередь. Причем, порядковый номер будет зависеть от того, когда они встали на учет у себя в регионе. Если раньше субъектам Федерации просто выделяли какое-то количество сертификатов и территории между собой спорили, почему одним дали больше, а другим меньше, то теперь такая практика осталась в прошлом. Сегодня очередь выстраивается по всей России-матушке, чтобы не было никаких обид и выяснения отношений. Именной сертификат будет предоставляться гражданину, исходя из времени его постановки на учет. Только на текущий год на реализацию этой подпрограммы Федерация намерена направить около 18 миллиардов рублей.

- Но армия нуждающихся в жилье не исчисляется только вышеназванными категориями населения...

- Совершенно верно. В настоящее время только в нашей области более 46 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Губернатор дал поручение провести инвентаризацию этого списка с целью выявления тех, кому жилье требуется безотлагательно. Кроме того, он рекомендовал специалистам в кратчайшие сроки определиться со стоимостью 1 кв. м жилья по таким категориям, как "доступное жилье", "элитное жилье", "жилье для военных" и так далее.

Решить проблему должна помочь следующая подпрограмма - "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства". По мнению Минрегионразвития РФ и федерального агентства строительства и ЖКХ, она является основой жилищной политики. Ведь какую главную цель преследует государство? Она заключается в том, чтобы граждане как можно дешевле могли купить жилье. А для этого нужно, чтобы цена за квадратный метр была меньше. Вот чтобы добиться этой цели, правительство предлагает ряд мер. При этом, конечно же, не стоит забывать, что программа - не догма: со временем она будет обязательно трансформироваться и корректироваться.

Что входит в стоимость квадратного метра? Строительство теплосетей, газификация, целый ряд мероприятий по водообеспечению и водоотведению и так далее. Мало того, учитываются еще затраты на работу по благоустройству: где-то надо произвести вынос старых строений, где-то установить подпорные стенки, подготовить площадку для строительства, понизить уровень грунтовых вод, сделать насыпь, засыпать овраг... Затем все эти расходы, а они, как вы поняли, немаленькие, раскладываются на комплекс возводимых строительной организацией домов, скажем, на 5. Отсюда и такая высокая цена квадратного метра. Поэтому правительство и предложило: давайте часть вот этих расходов федеральный центр, субъекты Федерации и муниципалитеты возьмут на себя, тогда и стоимость жилья будет дешевле. Это, кстати, не иллюзия, это уже было сделано в Омске. Там строят инженерные сети за счет городской казны с частичным привлечением средств из областного бюджета. В результате стоимость квадратного метра готового жилья в этом сибирском городе составляет от 13 до 16 тысяч рублей. Что это дает? Большее количество жителей участвуют в процессе строительства. Сегодня в Омске самый высокий показатель строительства жилья на душу населения в России - 0, 68 кв. м на человека. В Волгограде он в два раза меньше - 0,3 кв. м.

- Разработан ли механизм реализации этой подпрограммы на местах?

- Правительство поставило регионам условие: готовьте предложения по тем микрорайонам, которые собираетесь застраивать и начинайте финансировать, а мы потом посмотрим, кто, как работает в этом направлении. В зависимости от полученных результатов и будет оказываться помощь. На следующий год в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено около 4 млрд. рублей. Мало того, федеральный центр готов не просто финансировать работы, но и в рамках указанной подпрограммы предоставлять государственные гарантии по заимствованиям, а также возмещать часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. При этом 40% процентной ставки за кредит "гасит" Федерация, 40% - субъект Федерации, а 20% - сам заемщик. То есть с 2007 года начинается серьезная работа. Но для того, чтобы в будущем году нормально к ней приступить, нам сейчас нужно как следует подготовиться. Мы уже подали заявку на участие в конкурсе, отослали в Москву необходимые материалы. Определены микрорайоны, они будут разной плотности застройки: от 50 тысяч квадратных метров до 200 тысяч.

- Предусмотрены ли в программе "Жилище" меры, которые бы могли способствовать снижению стоимости услуг на содержание жилищного фонда?

- Одной из таких мер является модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. В Волгоградской области многое сделано в этом направлении. Мы прошли довольно большой путь. Были закрыты нерентабельные котельные, в результате чего снизилась цена за одну килокалорию. Мы ликвидировали почти 4 тысячи километров старых теплосетей, которые просто покрывали Волгоградскую область. На текущий год именно в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" предусмотрен 1 млрд. рублей федеральных средств на решение в российских регионах проблемы переселения граждан из жилищного фонда, признанного негодным для проживания, с высоким уровнем износа (до 70%), проще говоря, ветхого жилья. По этой программе мы в прошлом году сдали 4 тыс. кв. м жилья, не меньший объем собираемся ввести в эксплуатацию и в текущем году. На эти цели мы надеемся получить порядка 40 млн. рублей из федерального центра, 20 млн. будут выделены из областной казны и 40 млн. - из бюджетов муниципальных образований. Но этих денег, конечно же, мало. По подсчетам специалистов, чтобы решить проблему надо вкладывать миллиарды. Тем не менее, мы надеемся, что реализация подпрограммы по инженерному обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой позволит заметно увеличить рост объемов жилья, сдаваемого в эксплуатацию. А это, в свою очередь, повлечет за собой и решение проблемы ветхого жилья.

- А как планируется решать вопрос обеспечения жильем молодых семей?

- Это отдельная тема. На реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" только в 2006 году предусмотрены субсидии в размере 2 млрд. рублей из федерального бюджета и 6 млрд. 300 млн. рублей - из региональных бюджетов. В первую очередь речь идет об ипотечном кредитовании. Разработчики программы уверены, что это позволит решить жилищный вопрос только за 2006 - 2007 годы 69500 российским молодым семьям. Надо сказать, что мы уже на протяжении нескольких лет работаем в этом направлении. За десять лет Волгоградским областным фондом жилья и ипотеки выдано ипотечных займов и кредитов на сумму более 242 миллионов рублей. Его услугами воспользовались 1770 семьи, проживающие в городах и сельских районах области. 369 из них - молодые семьи, где возраст супругов не достиг 30 лет.

Наиболее динамично фонд стал развиваться с 2003 года, когда он приобрел статус регионального оператора Федерального Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) и защитил лимит закупки закладных по выданным ипотечным кредитам в размере 2 млрд. рублей. С учетом того, что фонд ежемесячно выдает займы и рефинансирует кредиты банков на сумму 15-20 миллионов рублей, в 2006 году есть возможность реально выдать ипотечных жилищных займов на сумму 230-250 млн. рублей. Кстати, по итогам прошлого года Волгоградский фонд жилья и ипотеки прочно занимает первое место в ЮФО по выдаче ипотечных займов и кредитов и рефинансирования их Федеральному Агентству по ипотечному жилищному кредитованию.

Работа в фонде организована по принципу "единого окна". Клиенту достаточно собрать необходимый пакет документов, все остальные проблемы (поиск квартиры, ее оценка, страхование, регистрация) решают работники фонда. С января нынешнего года для граждан, которые имеют на покупку жилья от 50 до 70 процентов собственных средств, ставка по кредиту снижена. Так, ипотечный кредит будет предоставляться под 12% годовых на срок до 15 лет и под 13% годовых на срок от 15 до 30 лет. И еще одно новшество. В настоящее время Волгоградский фонд жилья и ипотеки разрабатывает методику предоставления жилищных кредитов гражданам на покупку жилья на первичном рынке, в строящихся домах. Чтобы ускорить этот процесс, глава администрации Волгоградской области Николай Максюта направил в адрес АИЖК письмо с просьбой выделить Волгоградскому областному фонду жилья и ипотеки для этих целей в порядке аванса 300 миллионов рублей.

- Активная реализация многих мероприятий программы "Жилище" начнется в будущем году, а пока в регионах идет подготовительная работа. Что в этом плане делается в Волгоградской области?

- Действительно, 2006 год будет непоказательным по той причине, что, когда была принята программа - 31 декабря 2005 года, бюджеты уже были сформированы. Плюс она сама по себе очень сложная. Я думаю, что 2007 год будет резко отличаться от нынешнего. Именно тогда начнется настоящая работа. Мы сейчас готовим рекомендации главам муниципальных образований по вопросу обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, приводя в пример Омск. Потому что решение жилищной проблемы в нашей области во многом будет зависеть от их активной позиции. Сегодня надо понять главное: политика государства направлена на то, чтобы органы местного самоуправления выступали главными "застрельщиками" этих подпрограмм. Кстати, и Градостроительный кодекс, и Жилищный кодекс дают муниципальным образованиям больше полномочий, забирая их у субъектов Федерации. То есть все переводится на совершенно иной уровень.

Мы уже провели ряд совещаний, готовим еще одно. Предстоит выполнить очень много мероприятий. Область обязана иметь чистое "финансовое лицо", то есть не должно быть нарушений финансовой дисциплины по отношению к федеральному бюджету. Инженерное обеспечение объектов следует делать на основе грамотных, наименее затратных проектов. Так что муниципалитеты должны в первую очередь средства тратить не на проведение фейерверков, а на инженерное обеспечение коммунальной инфраструктуры. Лучше проложить 10 метров теплосетей, чем за те же деньги 15 секунд запускать в небо разноцветные огни.


Отдел пресс-службы и информации администрации Волгоградской области


10 февраля 2006 года. пятница
http://www.volganet.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован