НАЦПРОЕКТЫ В РАЗРЕЗЕ ЖИЛЬЯ
"Круглый стол" редакции "Завтра" и Института развития гражданского общества
Дмитрий ЛЬВОВ, академик РАН.
Наверное, я уже не открою Америки, если скажу, что национальный проект, который сам по себе заслуживает позитивной оценки, затрагивает лишь малую часть главной нашей проблемы, связанной с механизмом самовоспроизводящейся бедности.
Речь идет о том, что при сложившейся системе распределения национального богатства бороться с бедностью практически невозможно: увеличивая доходы беднейших 60% населения, условно говоря, на рубль, мы одновременно на восемь-десять рублей увеличиваем доходы и без того богатых 10%. Что же касается 1% сверхбогачей, то их доходы вырастают сразу на 300-400 рублей Понятно, что в таких условиях инфляция съедает не только этот "бедный" рубль, но вдобавок еще десять-двадцать копеек из имевшихся ранее у большинства нашего населения доходов. То есть проблема не в том, что при заявленном экономическом росте богатые становятся еще богаче, а в том, что бедные становятся еще беднее. При этом бедными в современной России можно признать, по разным оценкам и методикам подсчета, от 80% до 90% населения страны. Зато у нас чистое 2-е место в мире по числу долларовых миллиардеров и мы точно входим в первую двадцатку по числу "простых" долларовых миллионеров. Это не просто "социальное неравенство", это похоже на культурно-исторический приговор России. Ведь подавляющее большинство этой тонкой прослойки населения никак не связывает свое будущее и будущее своих семей с нашей страной - они предпочитают отдыхать, лечиться, рожать и обучать детей, покупать недвижимое и движимое имущество, даже жить и работать далеко за её пределами.
Все уже знают, что в России восемь федеральных округов: семь обычных и один Рублёвский. Я посчитал, что если обложить эту землю, на которой стоят дворцы наших олигархов, ежегодным налогом в 2% от ее рыночной стоимости - а такой налог на имущество существует практически во всех зарубежных странах - мы получим в казну дополнительно 12 миллиардов долларов в год. С одного-единственного Одинцовского района Московской области.
На вопиющее социальное неравенство накладывается неравенство региональное. Я уже говорил о том, что среднестатистический нефтяник Ханты-Мансийска сегодня получает в 64 раза больше, чем такой же среднестатистический житель города Назрани. Они живут как бы в совершенно разных странах. Но при этом первый через систему федеральных трансфертов фактически кормит второго, поскольку стоимость "произведенной" ханты-мансийцем нефти оказывается в 200-300 раз выше, чем стоимость произведенного тем же жителем Назрани. Как вы думаете, к чему могут вести такие социальные и региональные диспропорции?
Я специально начал свое выступление с этой общей проблемы, чтобы мы могли увидеть за деревьями лес, или, по выражению нашего президента, отделить котлеты от мух.
То есть уровень доходов подавляющего большинства нашего населения не позволяет им ни приобретать новое жилье, ни содержать в должном порядке старое. Государство от решения этой проблемы отстранилось еще в начале 90-х годов: и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровне. Немногие исключения здесь только подтверждают общее правило. В результате мы имеем то, что имеем - ветшание и выбытие жилого фонда идет даже более быстрыми темпами, чем физическое вымирание населения России. Причем это - проблема в основном не мегаполисов и не сельского населения, а тех малых городов и поселков, которые создавались вокруг так называемых "градообразующих" предприятий и где живет почти половина населения Российской Федерации. В условиях глобализации мирового рынка шансов на достойную жизнь у этих наших соотечественников практически не остается - особенно после вступления России в ВТО.
Спрашивается, где выход и могут ли таким выходом служить национальные проекты?
Я вполне согласен с уважаемым Ильей Владиславовичем, что само по себе обращение государства к идее национальных проектов на самых чувствительных и кризисных направлениях нашей социальной жизни: сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении и жилищной сфере, - несомненный шаг вперед по сравнению с тем, что наблюдалось в 90-е годы и в первой половине нынешнего десятилетия. Но шаг явно недостаточный. Социальные расходы занимают около 18% бюджета 2007 года - в два с лишним раза меньше, чем общегосударственные расходы, то есть расходы на "властную вертикаль", включая так называемые силовые структуры: армию, милицию, прокуратуру и так далее. Если смотреть по деньгам, то главным приоритетом государства сегодня является наполнение Стабилизационного фонда, затем - поддержание собственного существования, затем - выплата внешнего долга и только после этого приходит черед социальных расходов и национальных проектов. То есть государство не столько начало движение в этом, безусловно, правильном направлении, сколько обозначило его.
И лично у меня есть достаточные экономические основания считать, что нынешнее российское государство не намерено и не в состоянии возвращаться к модели, когда оно не только строило и распределяло жилье, но и несло ответственность за его эксплуатацию. Тем более не намерены заниматься этим наши доморощенные олигархи, поскольку их уровень социальной ответственности обратно пропорционален уровню их обогащения. Следовательно, спасение утопающих становится делом рук самих утопающих, то есть населения страны. Но даже средний класс с доходом от 30 до 50 тысяч рублей в месяц не может включиться ни в жилищное строительство по ипотечным схемам, ни в поддержание всего комплекса ЖКХ. А большинство наших сограждан вообще не имеет для этого должного уровня доходов.
Разорвать этот порочный круг может только государство, изменив всю систему управления национальным имуществом России и распределения национального богатства, которая провозглашает освященный историей принцип: то, что в России от Бога - должно принадлежать всем! А, следовательно, земля, природные блага должны быть общественным достоянием. И каждый гражданин нашей страны, вне зависимости от национальной принадлежности, вероисповедания, политических взглядов, места проживания должен пользоваться правом равного доступа к тому, что в России от Бога, т.е. природному потенциалу России. А это подводит нас и к новой институциональной норме - праву каждого гражданина РФ на получение социального дивиденда, той части рентных доходов, которые сегодня складываются в Стабилизационный фонд или увеличивают личные состояния наших олигархов.
Вот это государство может и, на мой взгляд, должно сделать для решения в том числе и жилищной проблемы.
Bunich.ru