Экономический рост в России "уперся" в неэффективность государственного управления. Большие объемы государственного сектора, неспособность государства эффективно применять законы тормозят развитие. 4 апреля в Москве открывается 7-я конференция Высшей школы экономики, МВФ и Всемирного банка, как раз и посвященная проблемам участия государства в модернизации экономики. О том, можно ли модернизировать государство так, чтобы оно в свою очередь модернизировало экономику, обозреватель "Известий" Андрей Колесников поговорил с одним из организаторов конференции - профессором Евгением Ясиным.
известия: Евгений Григорьевич, факт усиления роли государства в экономике уже ни у кого не вызывает сомнений. Что это - предвыборное явление или все-таки долгосрочная тенденция?
Евгений Ясин: Если не получается модернизация снизу, то возникает соблазн движения в сторону усиления роли государства. Что накладывается на историческую российскую традицию сакрализации государства. Поэтому тенденция обещает быть долгосрочной.
Но надо при этом понимать, что государство всегда присутствует в экономике. Другой вопрос - в чем выражается это присутствие. Согласно либеральной доктрине участие государства - это создание правил игры, адекватное правоприменение, защита прав собственности, забота о безопасности, институциональные изменения. Кроме того, это социальные трансферты, социальная защита, предупреждение и устранение провалов рынка, отчасти - государственное предпринимательство, то есть управление государственными компаниями.
Сегодня усиление государства идет в тех областях, где его эффективность сомнительна, например в государственном предпринимательстве. И в то же время государство ослабляет свои позиции там, где оно должно быть особенно активным, - например, в обеспечении верховенства закона, независимости правосудия, защиты прав собственности. Между тем именно в части содействия развитию экономики роль государства должна возрастать.
известия: Означает ли все сказанное, что в нынешних условиях модернизация с помощью государства невозможна или сомнительна?
Ясин: Выполняя из своих функций те, которые не всегда способствуют укреплению рыночных институтов, государство выбирает не лучший путь модернизации, содержащий в себе высокие риски. Оно делает акцент на усилении государственного регулирования и государственном предпринимательстве, фактически - на национализации. В проекты по огосударствлению экономики легко "влезть", но из них трудно выйти с позитивным результатом. Я бы сказал так: включился механизм торможения модернизации.
известия: Можно ли количественно - в процентных пропорциях оценить сегодняшние масштабы государственной части экономики?
Ясин: Если считать только по объему государственных расходов, то это 35-36% ВВП. Госсектор - это 40% активов по их стоимости и примерно столько же по масштабам занятости. Можно приплюсовать сюда и сектор естественных монополий, где фактически применяется государственное регулирование цен. Так что собственно рыночная экономика оказывается достаточно сжатой.
известия: Увеличивая расходы, государство тем самым еще и генерирует инфляцию?
Ясин: Если бы в экономике был высокий уровень частной деловой и инвестиционной активности, то не возникало бы и необходимости в столь масштабных государственных расходах, замещающих отсутствие частных.
известия: Не получается ли так, что в те исторические периоды, когда цены на энергоносители высоки, у нас автоматически увеличивается степень государственного вмешательства в экономику?
Ясин: Конечно, когда цены на сырье высоки, пропадают стимулы для того, чтобы работать и реформировать экономику. Министр финансов Алексей Кудрин, предложив верстать бюджет без учета нефтяных доходов, допустил, что без нефти мы бы жили при бюджетном дефиците. А я думаю, что у нас и с дефицитом бюджета все было бы в порядке, потому что без нефти нам бы пришлось проводить реформы и модернизацию экономики.
Андрей КОЛЕСНИКОВ
03.04.2006
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-998833