03 марта 2009
1210

Наум Клейман: `Свободе нужно учиться`

Синематека предлагает вниманию читателей беседу с Наумом Клейманом, директором Московского Музея Кино. Один из ведущих киноведов России, крупнейший специалист в мире по наследию Эйзенштейна и выдающийся культуртрегер рассказал о своем отношении к российскому кинопроцессу, обрисовал концепцию "второго круга" кинопроката и объяснил, почему так сложно быть свободным.

О современном кино

Увы, я почти не вижу его, но не потому, что игнорирую. Есть поля, от которых я сознательно отказался. Так, я не включаю телевизор: телевидение откровенно делает ставку на определенный тип зрителя, к которой я по воспитанию и убеждениям не отношусь. Поэтому (ради душевной гигиены) избегаю контактов с "многоуважаемым ящиком". Из-за этого самоограничения не знаю не только целый пласт нашего кино, сделанного для показа по телевидению, но и пропускаю немногие трансляции действительно важных новых фильмов. А в кинотеатры или в Дом кино трудно вырваться из-за вечерних кинопоказов Музея кино - тех ретроспектив, тематических циклов или панорам отечественного и зарубежного кино, которые раньше организовывались в наших залах в Киноцентре на Пресне, а теперь регулярно идут в Центральном Доме художника, часто в кинотеатре "Художественный", иногда в других залах. Да и сама организация их (включая предварительные просмотры с кассет и DVD) занимает много времени, так что практически нет времени на выход в кинотеатры. Ранее режиссеры сами приезжали к нам - не только игровики (в Музее кино обсуждали свои работы Алексей Герман, Глеб Панфилов, Андрей Звягинцев, Алеша Попогребский с Борей Хлебниковым, Илья Хржановский), но и лучшие документалисты, аниматоры. В последнее время я почти не видел новых российских фильмов. Еще, правда, несколько исключений. На Мосфильме в начале года Петр и Мира Тодоровские пригласили меня на просмотр только что законченной ими Риориты - фильм оправдал мои ожидания и давнюю любовь к прекрасному человеку. Мне весьма близко то, что делают отец и сын Германы (с нетерпением жду фильма Алексея-старшего и вырвусь на него во что бы то ни стало). Очень люблю "метафизику" Андрея Звягинцева, которого многие наши критики, к сожалению, просто не хотят понять и принять. В свою очередь я не разделяю их энтузиазма по поводу Острова Павла Лунгина. Каждый фильм Павла Костомарова и Антуана Каттина для меня - открытие, потрясение и радость. Не пропустил пока ни одной картины Александра Сокурова. Мой друг Андрей Хржановский показал мне по традиции перед завершением монтажа - "на честный отзыв" - свой фильм о Бродском (Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину), по-моему, замечательный. Это чрезвычайно любопытный феномен - петербургское кино, сделанное коренным москвичом. Андрей поразил меня тем, как сумел передать в фильме атмосферу города и времени Бродского. Мне кажется, это удачная попытка создания исторического фильма в жанре "кинопортрета" и в методе коллажа - с использованием самых разных выразительных средств, возможных в кино (там сочетаются игровой, документальный и рисованный пласты). Фонд Бродского долго предъявлял какие-то претензии, и это, увы, задерживало встречу фильма со зрителем....


3 марта 2009
Виктор Зацепин
www.cinematheque.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован