Если мы хотим выбраться из сегодняшней ситуации, нам - как нации - надо категорически изменить отношение к работе руками. Сделать такую работу не только добычливой, но публичной и социально престижной. Заместить рвачество и халтуру - дисциплиной. Каждому русскому надо завести в себе немного немца. На практике это означает изменение социальной роли среднего профессионального образования.
Чему учат и не учат в ПТУ
Среднее профессиональное образование, прежде всего, практически ориентировано. Оно предоставляет выпускнику достаточно широкие и системные знания по избранной специальности, но самое главное - тесно увязывает эти знания с навыками, необходимыми для их применения на практике. Навыки, которые задает СПО, - это внимание к деталям организации трудового процесса, конкретное видение его особенностей. Выпускники техникумов и колледжей умеют делать работу собственными руками, они могут быть и квалифицированными исполнителями, и организаторами таких исполнителей. Это задает также и важные ценностные установки: в первую очередь - дисциплина и качество исполнения, предметное воплощение хороших задумок, доведение их до деталей, до совершенного практического воплощения. Словом, это все то, чего объективно не хватает выпускникам вузов, подготовка которых с самого начала предполагает некоторую дистанцию от практики.
Выпускники учреждений среднего профобразования - это в первую очередь "синие воротнички": квалифицированные рабочие, специалисты среднего звена, занятые в сфере высоких технологий и производств и в управлении, работники сервиса и сферы услуг. Экономика России уже ощущает недостаток квалифицированных кадров на производстве: по ряду специальностей средний возраст квалифицированного рабочего сравнялся с пенсионным. Все больше будут нужны работники, уже имеющие квалификацию на момент поступления на работу. Причем принципиально важно, что это должны быть не выпускники университетов, у которых не сложилась карьера, а люди, сознательно выбравшие ту или иную специальность.
Проблема сегодняшней системы среднего профобразования в том, что с упомянутыми задачами она не справляется. И вот по каким причинам.
Во-первых, продолжительный спад в реальном секторе экономики, который имел место на протяжении практически всех 90-х гг. и привел к девальвации ценности не только среднего, но и высшего профессионального образования, резко снизив цифры конкурса на такие специальности, как инженер, агроном. Перспективы успешного трудоустройства экономиста, менеджера или юриста с дипломом выглядели значительно более радужными, чем карьерные возможности выпускника техникума (зачастую это были лишь предубеждения, однако в плане формирования общественного мнения именно они имели решающее значение).
Во-вторых - фактор армии. Угроза военной службы способствовала развитию ажиотажного спроса на высшее образование. Удовлетворен он был в основном частными вузами и вновь созданными платными факультетами технических вузов, предлагающими существенно более дешевые (по сравнению с профильными государственными университетами), но и сильно уступающие по качеству образовательные услуги. Это привело к переориентации той части выпускников средней школы, которая раньше скорее всего выбрала бы техникумы и колледжи, на эти доступные вузы.
В-третьих, надо сказать, что сложившаяся тяжелая ситуация только усугубляется тем, что большинство активных участников процесса реформирования и просто обсуждения проблем образования чрезвычайно далеки от системы среднего профобразования.
Необходимые меры
Первое, с чем сталкиваешься, когда начинаешь анализировать систему СПО, это проблема статуса и горизонта возможностей для студентов и преподавателей системы СПО. Преподаватели колледжей и техникумов сейчас лишены возможностей профессионального общения и роста, которые в вузах предоставляются кафедральной системой. Необходимо изучить возможности формирования межучрежденческих кафедр с выделением ставок заведующих, а также включения преподавателей СПО в состав кафедр профильных вузов.
Применительно к студентам предлагается в течение года разработать по каждой специальности, по каждому направлению систему мер, обеспечивающих переход выпускников системы СПО на профильные образовательные программы высшего образования. В числе таких мер может быть развитие системы выделения целевых мест приема на программы заочного и очно-заочного высшего образования исключительно для лиц, имеющих среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности.
Вторая "связка" - среднее и начальное профобразование. По мере развития технологий в мире происходит достаточно быстрое сближение требований к квалифицированным рабочим и специалистам со средним профессиональным образованием. Необходимо провести работу по определению тех квалификаций, которые такое сближение предусматривают, и соответствующим образом реструктурировать систему СПО и НПО.
Нужен прогноз потребности рынка в квалифицированных кадрах на пять-семь лет. Уже сейчас я рискнул бы выделить несколько секторов, в которых надо в первую очередь сосредоточить усилия.
Сфера услуг: торговля, гостиничный бизнес, туризм, ресторанное обслуживание, ремонт и сервисное обслуживание бытовой техники. Первая проблема - логистика. Вторая - психология сервиса. Каковы бы ни были причины неумения работать с клиентом - историческими или связанными с отношением к подобной работе как к жизненной неудаче - курсы прикладной психологии должны быть обязательным элементом обучения сервису.
Сектор информационно-коммуникационных технологий: "нижние этажи", ИКТ-рутина. Необходимо обучение тех, кто эксплуатирует компьютерные системы. Существует масса рабочих мест, на которых выпускник вуза просто не задерживается. Текучесть кадров wеb-мастеров, сисадминов и других солдат ИКТ-фронта поражает воображение, а уровень их квалификации крайне неровный.
Организационной формой некоторых из представленных изменений могут быть новые многопрофильные профессиональные колледжи, создаваемые путем объединения соответствующих учреждений. Такие колледжи могут обеспечивать подготовку как по двух- и трехлетним программам среднего профессионального образования, так и по шести- и 12-месячным профессиональным модулям, дающим конкретные квалификации, и работать не только на подготовку, но и на переподготовку кадров.
Только добившись понимания того, что начальное и среднее профобразование - не социальный отстойник для неудачников и не институт вчерашнего дня, можно будет говорить о двух ключевых факторах его возрождения: а) о модернизации материально-технической базы и учебных программ, приведении их к состоянию, адекватному реалиям современности (что включает в первую очередь новые кадры преподавателей и мастеров), и б) о приходе в учреждения среднего профобразования достаточно способных выпускников основной школы, предпочитающих добротное среднее образование фиктивному высшему. Речь идет о рациональном выборе траектории карьеры, в котором одни предпочитают "поздние" деньги, а другие - "ранние". Выбор лицея (колледжа) вместо вуза - это выбор "ранних" денег, ранней самостоятельности, и важно создать условия, при котором он не был бы тупиковым.
Ведомости No 169 , 18 сентября 2003