1 марта с. г. Президент России В. В. Путин огласил запоздалое Послание перед «почтеннейшей» публикой и мнящей себя элитой. Мне показалось, что уже наступило 1 апреля, когда никому не верят...
Когда я внимательно слушал Послание и вглядывался в демонстрируемые простенькие слайды, меня не покидало ощущение, что первую (экономическую) часть Послания читал пожилой профессор экономики, который написал свою лекцию 15-20 лет тому назад и который все эти годы курсировал (ездил) по одному и тому же маршруту от своего коттеджа (своей квартиры) в институтскую аудиторию. И ни дома в кругу своих родных и друзей, ни в институте среди своих коллег некому было рассказать ему о происходящих изменениях в стране и её регионах, о падении производительности труда, о технологическом и научном отставании, о разгромленной и разворованной промышленности, о заросших бурьяном сельскохозяйственных угодьях и, наконец, о затяжном кризисе, длящемся уже пятый год подряд.
Куда и на что направлено путинское прорывное развитие экономики?
Новым символом ежегодных Посланий В. В. Путина стало слово «ПРОРЫВ», которое пафосно произносилось 1 марта более десяти раз:
Получается, что прорывы и рывки нужны везде во всех сферах нашей жизни как внутри страны, так и за рубежом. В Послании названы многие показатели, параметры, цифры и индикаторы, которые фиксируют очертания прорывного общественно- политического и социально-экономического развития. Определены даты, когда те или иные прорывы должны быть осуществлены: за год, два, шесть (срок нового президентства) или 10 и более лет. Вспоминается афоризм к главе «Оптимальный народнохозяйственный план» из книги «Оптимальное программирование», изданной ровно 50 лет тому назад:
«Вопрос: насколько точен Ваш прогноз погоды?
Ответ: в нём всё точно, ошибочна только дата!»
В экономической части Послания много разглагольствования, красиво звучащих фраз, много лозунговых призывов. По словам Президента, нужно мечтать и ставить амбициозные цели и задачи. При этом, по мнению Президента, не столь важно, будут ли эти цели и задачи выполнены, пусть хотя бы будут частично выполнены – и это уже хорошо. Раскрывая отдельные грани прорывного развития, в Послании намечены следующие научно не бесспорные и экономические недостижимые задачи:
Почему-то в Послании ничего не сказано по вопросам строительства и покупки частных жилых домов в муниципальных образованиях. Также, я удивился тому, что в Послании не говорится о строительстве кондоминиумов и аренде жилья у хозяев этих кондоминиумов, что широко распространено в развитых странах.
Не прирост, а урост доходов бюджетов всех уровней
Урост (снижение) доходов в государственные бюджеты всех уровней (федерального, субъекта РФ и муниципалитета), доходов семьи и граждан – это ни что иное, как следствие путинской системы налогообложения юридических и физических лиц, действующей с 1.01.2002 г. почти без изменений СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ.
Понимая, что в Послании необходимо было сказать о налогообложении, Президент весьма уклончиво и расплывчато произнёс:
«Будущему Правительству предстоит как можно быстрее сформировать новые налоговые условия. Они должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы. Нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причём всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост».
Данная цитата, как нельзя лучше, характеризует существо действующей кудрино-путинской системы налогообложения. Главной её особенностью является ФИСКАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ и почти полное отсутствие налогового стимулирования экономического роста и развития нашей страны. Этим российская система налогообложения отличается от зарубежной.
Как известно, одновременно с Правительством В.В. Путин поручил подготовить в 2018 г. предложения по изменению налоговой системы Центробанку РФ (Э. Набиуллиной) и Центру стратегических исследований (А. Кудрину) с тем, чтобы после «всенародного» обсуждения утвердить эти изменения в 2019 г. В своих прежних статьях я анализировал озвученные А. Кудриным, А. Силуановым и примкнувшим к ним М. Орешкиным косметические изменения действующей системы налогообложения, которые заключаются в маневрировании НДС и отчислений в обязательные фонды медицинского, социального и пенсионного страхования. Но при этом ФИСКАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСЬ сохраняется. К сожалению, разумные предложения по изменению системы российского налогового законодательства, сформулированные в 20 шагах кандидата в президенты П.Н. Грудинина, пока не принимаются и даже критикуются в высших органах власти России.
У меня сложилось впечатление, что Президент, как в 2012 г., примет в 2019 г. косметические изменения, предлагаемые Кудриным и его командой. И мы продолжим жить в стране, где главной доминантой налогового законодательства является максимально возможный отъём денежных средств у населения и малого бизнеса, но минимально возможный отъём денег у монополий, крупных предприятий, руководителей и топ-менеджеров.
Другой важной доминантой служит распределение налогов по уровням бюджета:
Отметим ещё один тезис Послания, имеющий непосредственную связь с налогообложением.
Президент говорит:
«Ещё один источник роста – это развитие несырьевого экспорта. В течение ШЕСТИ ЛЕТ мы должны практически УДВОИТЬ объём несырьевого, неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов, в том числе довести поставки продукции машиностроения до 50 миллиардов. До 100 миллиардов долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт».
Задумаемся, читатель, над этим тезисом.
Россия остро нуждается в высокотехнологических станках, в медицинском оборудовании, в собственном (а не путём отвёрточной сборки) транспорте, а вместо этого нам предлагают экспорт.
Президенту кажется, что он управляет макроэкономикой страны, командуя подобным образом. На самом деле и макроэкономикой, и микроэкономикой управляют кланы неправедно обогатившихся компрадоров, друзей «одноозёрников», однополчан по службе в ФСБ, а также кланы губернаторских мини-президентов со своими семьями и друзьями в субъектах РФ, которые «вертикально» назначены самим Путиным.
Кто бы и что бы сегодня не говорил, по моему глубокому убеждению, основным истинным национальным богатством страны является её огромная территория, на которой сосредоточены самые большие в мире природные ресурсы: минерально-сырьевые, земельные, лесные, водные, охотничьи, биологические, рекреационные и другие. Среди них по степени разведанности и освоенности первое место с огромным отрывом занимают минерально-сырьевые природные ресурсы, их добыча, первичная обработка, их использование внутри страны и за рубежом.
С учётом этой специфики налоговая система СССР обеспечивала в восьмидесятые годы прошлого столетия поступления (доходы) в бюджет всего 9%. Остальная часть доходов (91%) поступала в советский бюджет из прибыли и горной ренты, которые автоматически «изымались» после продажи продукции внутри страны и за рубежом. При этом предприятиям (производителям товарной продукции) ВОЗМЕЩАЛИСЬ ИХ ИЗДЕРЖКИ (ЗАТРАТЫ), к которым добавлялась так называемая нормальная прибыль в размере 10-15% от издержек. То есть, по сути, действовала налоговая система, принятая сегодня в ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Но этот закон сегодня действует только на трех объектах. Принципы этого закона (возмещение затрат и раздел прибыльной продукции) игнорируются действующими властями.
Не могу не сказать, что подготовленная в СССР минерально-сырьевая база по нефти и газу почти на всей территории страны, кроме Арктики, обеспечивает высокую рентабельность. Судите сами – издержки по добыче и транспорту нефти и газа до потребителей составляют 15- 20 долларов за баррель нефти, в то время, как уже длительное время мировая цена барреля нефти удерживается в диапазоне 50-60 долларов, а федеральный бюджет рассчитан исходя из цены 40-42 доллара за баррель.
Приведенные цифры позволяют констатировать, что дифференциальная и ценовая горная рента в России обеспечивает более высокую производительность труда по добыче (в тоннах нефти и кубометрах газа) на одного работника, занятого в нефтедобывающей отрасли, по сравнению с развитыми и ближневосточными странами.
По производительности труда Россию обогнала только Норвегия, которая РОБОТИЗИРОВАЛА весь процесс от добычи нефти на плавучей буровой установке, её транспорту по подводным трубопроводам на береговые терминалы, откуда нефть поступает на продажу к потребителям. Поэтому основной налог на прибыль нефтедобывающих компаний составляет 78%. При почти полной автоматизации (РОБОТИЗАЦИИ) с минимальными затратами труда (около 5%) подобный высокий налог на прибыль компании считают вполне приемлемым.