Несмотря на кладезь талантов и отдельные удачи, театральный процесс в Петербурге находится в печальном состоянии
Что приходит в голову при словах "Петербург театральный"? Лев Додин и Малый драматический. Александринка. БДТ. Конечно, Мариинский театр и балет Бориса Эйфмана. Сокровища, цены которым нет. Но если пристальнее всмотреться в то, что происходит в стенах петербургских театров, окажется, что все неоднозначно. Есть, конечно, свершения и высоты. Где-то есть стабильность. А есть и беды.
В Петербурге огромное количество талантливых людей. Это аксиома. Здешние актеры - особое, почти инопланетное сословие, способное как никто играть абсолютно все, от исторических костюмных драм до стихотворных сооружений Серебряного века и новодрамовских жесткостей. Вроде бы нет недостатка и в режиссерах. Местных и приезжих.
"Основная беда питерского театрального процесса - инертность. Здесь все происходит либо очень медленно, либо не происходит вообще" Питерский воздух способен вдохновлять. Неспроста в этом городе родилось "Дерево" Антона Адасинского, здесь работает АХЕ, самый образный театр на свете. Хорошо, что у АХЕ теперь появился постоянный дом - Антресольный зал Театра сатиры на Васильевском.
Но не всем так везет. Скажем, объездивший полмира театр "Комик-трест" Вадима Фиссона, сочетающий в своих пронзительных нежнейших спектаклях пантомиму, клоунаду и актерскую игру, в родном городе работает редко и на случайных площадках.
А Формальный театр Андрея Могучего , одно из сильнейших образований Петербурга, не так давно прекратил свое существование. В том числе из-за невозможности постоянно жить в режиме скитаний.
Сохраниться в такой ситуации любому коллективу, а особенно стремящемуся к новому театральному языку, очень и очень трудно. И любовь публики не спасет.
К счастью, сам Могучий активно работает в разных театрах, а с недавних пор служит штатным режиссером в Александринке. Выпускает спектакли - один лучше другого.
Скалистые горы
В Петербурге основами, определяющими лицо города, считаются крупные театры. Их названия известны, имена руководителей - значимы. А ситуация везде очень разная.
Самым притягательным и энергетически мощным неизменно - и заслуженно - считается Малый драматический театр - Театр Европы. Лев Додин создал уникальное образование, особый мир, равного которому нет.
Авторский стиль, глубина и острота формы, сложнейший материал, "ручной выделки" актерское исполнение
неизменно отличают МДТ в течение многих лет. Даже когда там случаются неудачи, они стоят того, чтобы их видеть.
Когда Александринский театр возглавил Валерий Фокин, там начались значительные перемены к лучшему. За несколько лет Фокин выпустил несколько серьезных спектаклей, значительно "вычистил" репертуар, позволил проявить себя молодым режиссерам.
В Александринке ставят Кристиан Люпа, Теодорос Терзопулос. Прошла полная реконструкция здания, открылась Малая сцена - для экспериментов. Отличное состояние театра показали весенние московские гастроли, прошедшие в рамках "Золотой маски".
Кроме того, ежегодно здесь проводится свой фестиваль, куда приезжают лучшие европейские театры. Одним словом, Александринка сегодня - это мощный культурный центр, куда стекаются творческие силы.
В прошлом году сменились руководители сразу в нескольких театрах города. Самым многообещающим стал приход в Театр сатиры на Васильевском поляка Анджея Бубеня, бывшего руководителя знаменитого фестивали "Контакт" в Торуни. Периодически Бубень сотрудничал с "Сатирой" как приглашенный режиссер, но теперь взялся за дело активно.
Вопрос "Кто будет руководить БДТ?" озвучивался еще при жизни Кирилла Лаврова. Назывались кандидатуры как любопытные, так и откровенно ужасные. На сегодняшний день БДТ возглавляет Темур Чхеидзе.
Режиссер он умный и глубокий, его спектакли - лучшее, что есть в нынешнем БДТ. Ибо остальной репертуар, за исключением пары названий на Малой сцене, - картина плачевная.
Та же ситуация и с труппой: рядом с сильнейшими актерами находятся очень слабые. Возможно, Чхеидзе сумеет что-то изменить. Можно и нужно говорить о сохранении традиций. Но главное - чтобы театр был живым. И существовал не былой славой.
Два года назад из жизни ушел Владислав Пази, худрук Театра Ленсовета. Потеря серьезная. И для режиссерского цеха, и для театра. Все знают, что при Пази "Ленсовет" был одним из самых посещаемых и популярных театров города.
Здесь ставилась драматургия, где соблюден баланс между серьезом и развлекательностью: Ануй, Шмитт, Павич. В труппе работают Анна Ковальчук, Сергей Мигицко, Семен Стругачев, Лариса Луппиан.
Несколько лет назад в труппу влилась группа выпускников СПГАТИ - курса Пази: Дмитрий Лысенков, Станислав Никольский, Лаура Лаури. Пази не стало неожиданно. И театр за пару сезонов превратился в развалину. Стали уходить актеры. Разрушаться спектакли.
В итоге возглавить театр пригласили Гарольда Стрелкова, московского режиссера второго эшелона. Причем назначение пришло аккурат после неудачной работы Стрелкова в "Ленсовете" - "Испанской баллады" по Фейхтвангеру.
В данном случае сомнений нет: Стрелков явно не тот человек, которому стоит руководить театром. Любым. А не только крупным и уважаемым. И дело не в неудачном спектакле.
А в том, что у Стрелкова нет вкуса и ему совершенно нечего сказать (абстрактные разглагольствования о "страстях человеческих" не в счет). Да и работой с актерами он себя не утруждает. Зато амбиций у него больше, чем надо.
Что касается других больших театров, то там процесс и вовсе никуда не идет. Что интересного происходит в Театре комедии? В ТЮЗе им. Брянцева? В Театре Комиссаржевской? В Театре на Литейном? Ничего. Можно только надеяться на авось: вдруг что-то само произойдет. И кажется, там все так и делают.
Ведь если посмотреть на сводную афишу петербургских театров, становится грустно. Очень много названий случайных. Никчемных. Ничего не дающих. Развесистая клюква, приправленная пафосом "высокого искусства". Цельности нет. Обрывки, вспышки, всплески - в лучшем случае. А главное - такое положение почему-то устраивает если не всех, то многих. Удобно.
Встать и выйти
Единственное уникальное образование - театр "Приют комедианта", руководимый режиссером и продюсером Виктором Минковым (фото: pkteatr.ru)
Основная беда питерского театрального процесса - инертность. Здесь все происходит либо очень медленно, либо не происходит вообще. Трудно приживаются новые имена и названия, новые формы существования.
В городе нет открытых площадок. Ни одной. Положим, в Москве их совсем немного и они разного качества, но они все же есть. А в Петербурге словно нет в них надобности. И ничего для их появления не делается.
В итоге небольшим театральным образованиям просто негде показывать свои работы. Единственный вариант - аренда сцены у действующих театров. Что невыгодно и коммерчески, и творчески.
И это притом, что в городе все больше появляется людей, желающих делать свой театр, экспериментировать, искать, высказывать, выражать свое. Хорошо ли, плохо ли выражать - дело десятое. Важно, чтобы эта возможность была. Чтобы люди могли делать нечто конкурентоспособное, им нужна поддержка. Город должен быть заинтересован в них. А он не заинтересован. В итоге все больше людей уезжает.
Единственное уникальное образование - театр "Приют комедианта", руководимый режиссером и продюсером Виктором Минковым. Стационарная площадка с постоянным штатом сотрудников, открытая для самых разных режиссеров и замыслов.
Понятно, что выходящие работы неоднозначны. Но все они необычны и привлекательны. В "Приюте" ставят Андрей Могучий, Вениамин Фильштинский, Михаил Бычков. В скором времени "Приют" должен превратиться в целый культурный центр с несколькими залами. Нужнейшее дело.
По идее таких мест, как "Приют", требуется много. Ибо такая форма удобна, логична, дает возможности многим хорошим актерам и режиссерам выразить себя. Однако, скорее всего, этот опыт никто не будет перенимать.
Сегодня в питерских театрах почти не встретишь современных пьес. Небольшие "прививки" новой драматургии возникают.
Такие, как совместный проект БДТ и фестиваля "Любимовка" "Живому театру - живого автора" или проведение лаборатории современной пьесы на базе Омского театра драмы с показом результатов в Петербурге, на сцене того же БДТ. Но это - разовые акции. Капля в море.
Да и "несовременных" хороших пьес ставится мало. Репертуарная политика выстраивается по авось-принципу. Неужели ни одному руководителю не хочется, чтобы театр был ярким, интересным, чтобы артисты играли качественный материал в хорошей режиссуре?
Вопрос, ответ на который могут показать ближайшие годы. А могут и не показать. Ведь для достижения результата необходимо движение.
8 августа 2008
Алиса Никольская
www.vz.ru