08 августа 2008
1335

Не смотри назад с тоскою

Несмотря на кладезь талантов и отдельные удачи, театральный процесс в Петербурге находится в печальном состоянии

Что приходит в голову при словах "Петербург театральный"? Лев Додин и Малый драматический. Александринка. БДТ. Конечно, Мариинский театр и балет Бориса Эйфмана. Сокровища, цены которым нет. Но если пристальнее всмотреться в то, что происходит в стенах петербургских театров, окажется, что все неоднозначно. Есть, конечно, свершения и высоты. Где-то есть стабильность. А есть и беды.

В Петербурге огромное количество талантливых людей. Это аксиома. Здешние актеры - особое, почти инопланетное сословие, способное как никто играть абсолютно все, от исторических костюмных драм до стихотворных сооружений Серебряного века и новодрамовских жесткостей. Вроде бы нет недостатка и в режиссерах. Местных и приезжих.

"Основная беда питерского театрального процесса - инертность. Здесь все происходит либо очень медленно, либо не происходит вообще" Питерский воздух способен вдохновлять. Неспроста в этом городе родилось "Дерево" Антона Адасинского, здесь работает АХЕ, самый образный театр на свете. Хорошо, что у АХЕ теперь появился постоянный дом - Антресольный зал Театра сатиры на Васильевском.

Но не всем так везет. Скажем, объездивший полмира театр "Комик-трест" Вадима Фиссона, сочетающий в своих пронзительных нежнейших спектаклях пантомиму, клоунаду и актерскую игру, в родном городе работает редко и на случайных площадках.

А Формальный театр Андрея Могучего , одно из сильнейших образований Петербурга, не так давно прекратил свое существование. В том числе из-за невозможности постоянно жить в режиме скитаний.

Сохраниться в такой ситуации любому коллективу, а особенно стремящемуся к новому театральному языку, очень и очень трудно. И любовь публики не спасет.

К счастью, сам Могучий активно работает в разных театрах, а с недавних пор служит штатным режиссером в Александринке. Выпускает спектакли - один лучше другого.

Скалистые горы

В Петербурге основами, определяющими лицо города, считаются крупные театры. Их названия известны, имена руководителей - значимы. А ситуация везде очень разная.

Самым притягательным и энергетически мощным неизменно - и заслуженно - считается Малый драматический театр - Театр Европы. Лев Додин создал уникальное образование, особый мир, равного которому нет.


Авторский стиль, глубина и острота формы, сложнейший материал, "ручной выделки" актерское исполнение

неизменно отличают МДТ в течение многих лет. Даже когда там случаются неудачи, они стоят того, чтобы их видеть.

Когда Александринский театр возглавил Валерий Фокин, там начались значительные перемены к лучшему. За несколько лет Фокин выпустил несколько серьезных спектаклей, значительно "вычистил" репертуар, позволил проявить себя молодым режиссерам.

В Александринке ставят Кристиан Люпа, Теодорос Терзопулос. Прошла полная реконструкция здания, открылась Малая сцена - для экспериментов. Отличное состояние театра показали весенние московские гастроли, прошедшие в рамках "Золотой маски".

Кроме того, ежегодно здесь проводится свой фестиваль, куда приезжают лучшие европейские театры. Одним словом, Александринка сегодня - это мощный культурный центр, куда стекаются творческие силы.

В прошлом году сменились руководители сразу в нескольких театрах города. Самым многообещающим стал приход в Театр сатиры на Васильевском поляка Анджея Бубеня, бывшего руководителя знаменитого фестивали "Контакт" в Торуни. Периодически Бубень сотрудничал с "Сатирой" как приглашенный режиссер, но теперь взялся за дело активно.

Вопрос "Кто будет руководить БДТ?" озвучивался еще при жизни Кирилла Лаврова. Назывались кандидатуры как любопытные, так и откровенно ужасные. На сегодняшний день БДТ возглавляет Темур Чхеидзе.

Режиссер он умный и глубокий, его спектакли - лучшее, что есть в нынешнем БДТ. Ибо остальной репертуар, за исключением пары названий на Малой сцене, - картина плачевная.

Та же ситуация и с труппой: рядом с сильнейшими актерами находятся очень слабые. Возможно, Чхеидзе сумеет что-то изменить. Можно и нужно говорить о сохранении традиций. Но главное - чтобы театр был живым. И существовал не былой славой.

Два года назад из жизни ушел Владислав Пази, худрук Театра Ленсовета. Потеря серьезная. И для режиссерского цеха, и для театра. Все знают, что при Пази "Ленсовет" был одним из самых посещаемых и популярных театров города.

Здесь ставилась драматургия, где соблюден баланс между серьезом и развлекательностью: Ануй, Шмитт, Павич. В труппе работают Анна Ковальчук, Сергей Мигицко, Семен Стругачев, Лариса Луппиан.

Несколько лет назад в труппу влилась группа выпускников СПГАТИ - курса Пази: Дмитрий Лысенков, Станислав Никольский, Лаура Лаури. Пази не стало неожиданно. И театр за пару сезонов превратился в развалину. Стали уходить актеры. Разрушаться спектакли.

В итоге возглавить театр пригласили Гарольда Стрелкова, московского режиссера второго эшелона. Причем назначение пришло аккурат после неудачной работы Стрелкова в "Ленсовете" - "Испанской баллады" по Фейхтвангеру.

В данном случае сомнений нет: Стрелков явно не тот человек, которому стоит руководить театром. Любым. А не только крупным и уважаемым. И дело не в неудачном спектакле.

А в том, что у Стрелкова нет вкуса и ему совершенно нечего сказать (абстрактные разглагольствования о "страстях человеческих" не в счет). Да и работой с актерами он себя не утруждает. Зато амбиций у него больше, чем надо.

Что касается других больших театров, то там процесс и вовсе никуда не идет. Что интересного происходит в Театре комедии? В ТЮЗе им. Брянцева? В Театре Комиссаржевской? В Театре на Литейном? Ничего. Можно только надеяться на авось: вдруг что-то само произойдет. И кажется, там все так и делают.

Ведь если посмотреть на сводную афишу петербургских театров, становится грустно. Очень много названий случайных. Никчемных. Ничего не дающих. Развесистая клюква, приправленная пафосом "высокого искусства". Цельности нет. Обрывки, вспышки, всплески - в лучшем случае. А главное - такое положение почему-то устраивает если не всех, то многих. Удобно.

Встать и выйти

Единственное уникальное образование - театр "Приют комедианта", руководимый режиссером и продюсером Виктором Минковым (фото: pkteatr.ru)

Основная беда питерского театрального процесса - инертность. Здесь все происходит либо очень медленно, либо не происходит вообще. Трудно приживаются новые имена и названия, новые формы существования.

В городе нет открытых площадок. Ни одной. Положим, в Москве их совсем немного и они разного качества, но они все же есть. А в Петербурге словно нет в них надобности. И ничего для их появления не делается.

В итоге небольшим театральным образованиям просто негде показывать свои работы. Единственный вариант - аренда сцены у действующих театров. Что невыгодно и коммерчески, и творчески.

И это притом, что в городе все больше появляется людей, желающих делать свой театр, экспериментировать, искать, высказывать, выражать свое. Хорошо ли, плохо ли выражать - дело десятое. Важно, чтобы эта возможность была. Чтобы люди могли делать нечто конкурентоспособное, им нужна поддержка. Город должен быть заинтересован в них. А он не заинтересован. В итоге все больше людей уезжает.

Единственное уникальное образование - театр "Приют комедианта", руководимый режиссером и продюсером Виктором Минковым. Стационарная площадка с постоянным штатом сотрудников, открытая для самых разных режиссеров и замыслов.

Понятно, что выходящие работы неоднозначны. Но все они необычны и привлекательны. В "Приюте" ставят Андрей Могучий, Вениамин Фильштинский, Михаил Бычков. В скором времени "Приют" должен превратиться в целый культурный центр с несколькими залами. Нужнейшее дело.

По идее таких мест, как "Приют", требуется много. Ибо такая форма удобна, логична, дает возможности многим хорошим актерам и режиссерам выразить себя. Однако, скорее всего, этот опыт никто не будет перенимать.

Сегодня в питерских театрах почти не встретишь современных пьес. Небольшие "прививки" новой драматургии возникают.

Такие, как совместный проект БДТ и фестиваля "Любимовка" "Живому театру - живого автора" или проведение лаборатории современной пьесы на базе Омского театра драмы с показом результатов в Петербурге, на сцене того же БДТ. Но это - разовые акции. Капля в море.

Да и "несовременных" хороших пьес ставится мало. Репертуарная политика выстраивается по авось-принципу. Неужели ни одному руководителю не хочется, чтобы театр был ярким, интересным, чтобы артисты играли качественный материал в хорошей режиссуре?

Вопрос, ответ на который могут показать ближайшие годы. А могут и не показать. Ведь для достижения результата необходимо движение.

8 августа 2008
Алиса Никольская
www.vz.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован