14 октября 2009
9763

Недоступный лес

4,43 тысячи километров новых лесных дорог за 33 миллиарда рублей планируют построить в Коми за десять лет. Это позволит увеличить эффективность использования зеленого ресурса республики более чем в два раза.

Так считает глава Коми Владимир Торлопов, выступивший с докладом в рамках проходившего в Санкт-Петербурге Лесного форума. Важность "зеленых" дорог очевидна - транспортная доступность леса обусловливает экономическую эффективность его использования. Сейчас лесные богатства Коми освоены только на одну четверть, при том что республика сейчас занимает первое место в России по их эксплуатационным запасам. Почти 100-процентная убыточность лесоперерабатывающих предприятий Коми объясняется именно тем, что компании перерабатывают недоступный лес, а его транспортировка поглощает прибыль.

"Сегодня Коми насчитывает 53 тысячи километров дорог, из которых круглый год можно эксплуатировать только 10 процентов - около 4 тысяч километров. Это в сотни раз меньше показателей европейских стран и в десятки - европейских регионов РФ", - считает Торлопов. Так, в России почти в десять раз меньше лесовозных магистралей, чем в Америке, в среднем только 11 процентов из них имеют твердое покрытие. Чтобы восполнить этот разрыв, необходимо строить около 3 тысяч лесных дорог в год. А в последние годы, по данным правительства Коми, в республике ежегодно вводится в строй не более 200 километров путей, из них всего 30-50 километров с твердым покрытием. Такие темпы строительства не устраивают ни региональные, ни федеральные власти.

Ситуация в республике Коми хуже, чем в других регионах, но она имеет хорошие шансы на улучшение. В Вологодской области, например, по словам заместителя губернатора Виктора Грачева, на строительство "зеленых" магистралей тратится гораздо меньше - всего 61 миллион рублей за 2009 год. На эти средства, по мнению председателя комитета по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ Александра Белякова, можно проложить не больше 30 километров дорог, а их требуется не меньше 1000 километров в год.

Такое состояние дорог затрудняет эффективное использование лесного потенциала. Остаются и другие проблемы.

Не лишней, по словам представителя ТПП РФ, была бы отмена введенных несколько лет назад пошлин на круглый лес, "которые были хороши вне кризиса, а не в нем, когда производства не строятся, а лес копится". Пошлины на экспорт необработанной древесины были введены в 2006 году и должны были стимулировать развитие глубокой переработки древесины в России. В 2008 году пошлины составляли 25 процентов, но не менее 15 евро за кубометр, а в 2009 году предполагалось довести их до "запретительного" уровня - 80 процентов стоимости древесины. Подобные меры, по словам Александра Клепикова, первого заместителя главы Новгородской области, уже дали свой негативный результат. Так, в этом году лесосека Новгородской области будет выработана только на 30 процентов от планируемого объема, вырос объем нереализованной древесины, а индекс производства в первой половине года составил 51 процент.

Другое препятствие развития лесной отрасли, по словам заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ Бориса Большакова, - отсутствие электронной биржи, которая фиксировала бы весь лес без исключения. Во всех странах подобный орган государственного контроля, осуществляющий учет леса, есть. За создание биржи выступает и помощник полпреда по СЗФО Александр Полукеев, считающий, что "лесной комплекс имеет громадный потенциал, в настоящий момент не использующийся". А по словам Белякова, отрасли необходим залоговый механизм, благодаря которому "можно было бы сделать минимальные вложения в 3 триллиона рублей на 10-15 лет, а потом получать доход, сопоставимый с прибылью от нефти и газа, с той разницей, что "черное золото" кончается, а лес растет". Другими словами, мы теряем возобновляемый экономический ресурс, который при правильном к нему отношении может давать в бюджет порядка 100 миллиардов долларов ежегодно.

Еще одной эффективной мерой могла бы стать продажа леса в рассрочку на 49 лет ответственным лесопользователям, что позволило бы увеличить воспроизводство и его качественную выработку. Сегодня, по мнению Большакова, почти половину общего объема лесозаготовок производят лесопользователи, арендующие лес у государства по краткосрочному договору, и этот показатель растет. Тогда как арендаторы - те, кто отвечает не только за заготовку, но и за воспроизводство леса, за его охрану, - снижают объемы заготовок. Аренда лесных угодий - слишком большая ответственность, проще заключить краткосрочный договор, получить прибыль и уйти без восстановления выработанного участка.

О повышении ответственности, увеличении контроля над восстановлением лесов говорил в начале октября и губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, пообещавший, что "при невыполнении арендаторами принятых на себя обязательств правительство региона будет принимать меры вплоть до расторжения договоров лесопользования". Как это будет происходить на практике - покажет время.

В общем, как считает руководитель Рослесхоза Борис Большаков, со времени принятия Лесного кодекса прошло три года, а полноценного лесного законодательства нет - ни федерального, ни регионального. Значит, нет и хозяина у зеленого богатства. А если вспомнить, что леса покрывают 70 процентов нашей страны, то становится понятно, почему этот вопрос так важен для всех.

Алексей Стригин

Опубликовано в РГ (Экономика Северо-Запада) N5018 от 14 октября 2009 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован