17 июня 2008
11329

Необходим институт антиинфляционной экспертизы

Кроме того, российский бизнес постоянно напоминает власти, что цены на нефть могут рухнуть, и тогда случится кризис. Чтобы его избежать, предприниматели предлагают снижать налоговую нагрузку. Это обеспечит возможности для расширения производства и внедрения новых технологий. Более 80% предпринимателей ратуют за снижение налоговой нагрузки. И, похоже, власть прислушалась к бизнесу. До первого августа различные ведомства должны представить в правительство свои предложения по реформированию налогового законодательства.

Вызывают опасения и темпы инфляции, которую высшее руководство страны уже давно определило как главную угрозу экономическому благополучию. Однако при всех декларациях обуздать рост цен пока не получается. Не способствуют достижению цели борьбы с инфляцией и возросшие в последнее время социальные обязательства государства.

17 июля в пресс-клубе РИА-Новостей состоялась пресс-конференция трех известных в экспертном сообществе экономистов: научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, эксперта Института экономики переходного периода Льва Фрейнкмана, и директора департамента стратегического анализа `ФБК` Игоря Николаева. Тему выступления обозначили как `Экономический рост, налоги и инфляция`. Уважаемые эксперты предложили аудитории свое видение проблем стимулирования экономического роста в условиях инфляционной экономики и планируемой налоговой реформы.

И.Николаев, Е.Ясин, Л.Фрейнкман

- Надо понимать, что сегодня задача достижения устойчивости и повышения качества экономического роста гораздо более значима, чем вопросы ускорения экономического роста и снижения налоговой нагрузки, - сразу обозначил общую идею трех ньюсмейкеров Лев Фрейнкман.

Е. Ясин и Л. ФрейнкманОн считает, что налоговое бремя сегодня не является определяющим фактором, ограничивающим экономический рост. Отвечая на вопрос журналистов об общей налоговой нагрузке в экономике, эксперты оценили ее в пределах от 30 до 40%, что не является запретительным уровнем для эффективного ведения бизнеса.

- Предприятия жалуются на нехватку рабочей силы, мощностей, проблемы с энергетикой, налоговым администрированием, но вопрос налогового бремени, с точки зрения бизнеса, не является реальным ограничением. Бизнес ставит его далеко не на первые места в рейтинге актуальных проблем, - пояснил Фрейнкман.

В условиях снижения цен на нефть и вероятности развертывания глобального кризиса на мировых рынках, снижать налоговое бремя, в особенности НДС, - это подвергать фискальную ситуацию избыточным рискам. А вот инфляция, действительно, является главной угрозой для экономики России. Она подрывает долгосрочные основы экономического роста.

- Инфляция не только высока, но и не стабильна, правительство снова и снова не может угадать, каковы будут ее показатели по году, пересматривает прогнозы и все равно не укладывается в заданные рамки. А ведь нестабильность инфляции – это сокращение инвестиций! Такую закономерность легко проследить, на примере многих латиноамериканских стран, - рассказывает эксперт Института экономики переходного периода. – Нестабильность инфляционных показателей не позволяет оценить разумность инвестиционных проектов и это откладывает инвестиции на неопределенный срок.

В этой связи Фрейнкман наметил главные направления работы правительства, которыми  должны стать – построение конкурентного рынка, обеспечение возможностей входа на рынок новых предприятий и борьба за качество человеческого капитала. Это неизбежно потребует дополнительных расходов бюджета – на образование, здравоохранение и прочее. Причем необходимо обеспечить не только определенный уровень госрасходов, но и их качество. В таких условиях говорить о сокращении налогов не приходится.

Е. Ясин- Меня очень тревожит информация о том, что ведомства к первому августа должны представить предложения по очередному этапу налоговой реформы, - принял эстафету Евгений Ясин. – Никаких реформ в налоговой системе не нужно! Если вы меня спросите, - по каким налогам надо менять ставки в первую очередь? Я отвечу – ни по каким!

Научный руководитель ГУ-ВШЭ считает, что налоговую систему нельзя менять в отрыве от других преобразований.

- Вот если бы мы собирались строить бюджетный федерализм, - тогда надо было бы и налоговую сферу реформировать!

Причину реформаторского зуда профессор Ясин видит в желании власти наладить отношения с бизнесом, завоевать его доверие, но не поступаясь своими полномочиями и оставляя за собой возможность в любой момент вновь закрутить гайки. Бизнес требует снижения налогов, вот власть и собирается проводить очередной этап реформы.

- Но нельзя же, принимая решение о снижении или неснижении налогов, ориентироваться на мнение бизнеса! Неужели бизнесмен скажет, что налоги его полностью устраивают, а можно было бы их еще и повысить?! – заметил Игорь Николаев.

Над чем следовало бы работать правительству, по мнению экспертов, так это над улучшением налогового администрирования. И уж в любом случае не усложнять налоговую систему.

- Обратите внимание, одно из самых популярных предложений – дифференцировать взимание налога на добычу полезных ископаемых. Самые сложные месторождения должны платить меньше, а самые большие и легкодоступные – больше. Но в 2002 году, когда отменяли дифференциацию НДПИ, это объяснялось тем, что такая дифференциация - слишком коррупциоемкий механизм. Если цель снизить коррупцию, то система должна быть простой и прозрачной, - привел пример Ясин.

По мнению экспертов, мы вновь сталкиваемся с жаждой изменений не там, где нужно, а там `где легче`.

Главную причину инфляции Евгений Ясин видит в том, что в 2007 году правительство и Центральный банк увеличили денежное предложение в экономике более, чем на 50%. И это при том, что уже можно было прогнозировать топливный и продовольственный кризисы. Видимо, российское руководство в погоне за темпами экономического роста решило последовать примеру Китая, который долгое время игнорировал все рекомендации МВФ и накачивал экономику деньгами.

- Но в Китае 200 млн. населения без работы стоят перед воротами фабрик и готовы работать за копейки. Мы не Китай! Мы не можем позволить себе такую политику! – возмущался Ясин.

Задача ускорения темпов экономического роста, с его точки зрения, вообще является надуманной. 8% в год более чем достаточно.

И. НиколаевИгорь Николаев, в отличие от профессора Ясина, склонен придавать большее значение падению темпов экономического роста. Он полностью разделяет мнение Льва Фрейнкмана о том, что причиной июньского замедления темпов промпроизводства стало сокращение инвестиций по причине нестабильности инфляционной ситуации.

- Сокращение инвестиций было зафиксировано в мае, по июню данных еще нет, но, скорее всего, это замедление продолжилось, и я думаю, что в июле мы вообще можем столкнуться с нулевым приростом в промышленности. Тогда нам июнь покажется неплохим результатом, - дал свой мрачный прогноз Игорь Николаев.

Если ориентироваться не на потребительскую инфляцию, а на рост цен производителей, то в годовом измерении в добывающих отраслях инфляция составила 24,4% (в первом полугодии). Между тем, уже при росте инфляции 18-20% начинается сокращение экономического роста.

- Именно поэтому бороться надо главным образом с инфляцией! Это должен быть целый комплекс мер – задача сложная, системная. А наше правительство идет по пути наименьшего сопротивления и думает, как бы снизить НДС! А между тем, надо срочно отменять решение об индексации тарифов естественных монополий, надо отказаться от практики замораживания цен (она просто незаконна), надо гораздо оперативнее пользоваться мерами таможенного регулирования. Я считаю, что надо просто создать при правительстве институт антиинфляционной экспертизы принимаемых решений! – резюмировал Николаев.

Дмитрий Европин, фото автора

 

www.opec.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован