Яркий, острохарактерный актёр, обладающий
специфической внешностью. Играет роли так называемых карликов - причём, как в
сказках, так и в драматических постановках. Среди ролей: злодей Черномор в фильме-сказке
"Руслан и Людмила", Туранчокс в фантастической трагедии "Через
тернии к звёздам", Базиль в детективе "Дикая охота короля Стаха",
Волосатенький в приключении "После дождичка в Четверг".
1964 Сумка, полная сердец - автор сценария
1972 Руслан и Людмила
1976 Легенда о Тиле
1977 Кольца Альманзора - мюзикл
1979 Дикая охота короля Стаха
1980 Через тернии к звездам
1981 Лесная песня. Мавка
1983 Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа
1985 После дождичка, в четверг...
1986 Кин-дза-дза
1994 Простодушный
1996 Семь дней с русской красавицей
2005 Дом Дураков
2005 Четыре
Непохожий на других
Владимир Федоров родился 19 февраля 1939 года, в Москве. Отец и мать были безмерно
счастливы, что у них есть сын, пусть даже непохожий на других. Поэтому к развитию
ребенка отец сразу подошел нестандартно: с пеленок вместо погремушек Вова играл
гайками, болтами, отвертками.
Юность у Владимира Федорова была непростой, необеспеченной: рано остался без
родителей с двумя младшими братьями на руках. Володя учился в седьмом классе,
когда его мать на долгие годы слегла в больницу, а у отца появилась другая любовь,
и он ушел вить новое гнездышко. И Владимир, как старший мужчина в семье, взялся
ее содержать.
Подрабатывал фотографом, чинил и собирал электроприборы, швейные машинки. Его
младшие братья, как и родители, были физически нормальными людьми, а Владимир
родился вот таким человеком-таксой, при нормальном туловище - короткие руки и
ноги. На самом деле такие характерности встречаются часто, только выражены они
в разной степени. У деда Владимира были короткие ноги при длинном туловище, а
вот ему передалась эта особенность в большей степени выраженности.
Еще с шести лет Владимир Федоров увлекся радиотехникой, и так всерьез и надолго,
что после школы пошел учиться в МИФИ на физика - ядерщика, после чего 20 лет проработал
в Курчатовском институте. Он автор более 50 научных трудов и изобретений.
Диссидент
Из НИИ ему пришлось уйти: Владимир Анатольевич был диссидентом. Среди главных
увлечений его жизни - джаз, искусство абстракции и современная электроника. Работал
с технической литературой на английском языке, и смотрел запретные для советских
людей видеофильмы - всё это, конечно же, не могло не раздражать КГБ, и Фёдорова
постоянно преследовали спецслужбы.
Последний обыск был в 86-м. Тогда у него нашли в фильмотеке видеокассеты <Однажды
в Америке> и <Женщина французского лейтенанта>. Экспертиза сделала заключение,
что это фильмы порнографические, нашлись стукачи-свидетели, заявившие, что он
им эти фильмы показывал. Возбудили уголовное дело. Мало кто мог тогда ему помочь.
И все же нашелся один человек, которому Федоров очень благодарен. Это Никита Михалков.
Он вступился за него, написал, что эти фильмы есть неоспоримые вершины кинотворчества,
обладающие определенным количеством <Оскаров>. Это, безусловно, каким-то образом
помогло, но главное - и время настало уже не то. 86-й год, перестройка. Владимира
Фёдорова оставили в покое.
Театр
Актерство ворвалось в жизнь Владимира Федорова, как резкий порыв ветра в распахнутое
окно. Свою физику он боготворил, словно любимую женщину. Театры обходил стороной,
ибо все, что там происходило, ему жутко не нравилось. Но однажды ассистент режиссера
Александр Птушко фильма <Руслан и Людмила> заметил его в джазовом клубе и предложил
попробоваться на роль Черномора. Федоров согласился, и с того момента зажглась
его звезда.
Он был оценен театральными постановщиками. Первым на профессиональную сцену
его вывел Роман Виктюк. Федоров играл в спектаклях театра имени Евгения Вахтангова.
Яркий, острохарактерный актёр, обладающий специфической внешностью, играл роли
карликов - причём, как в сказках, так и в драматических постановках.
И вот уже более десяти лет Федоров служит в Театре <У Никитских ворот>, играет
в четырех спектаклях: в <Ромео и Джульетте> в роли Аптекаря, в <Фанфан-тюльпане>
- Лебелье, в <Невидимке> - Харстер и главную роль Добсона в спектакле <Два Набокова>.
<Руслан и Людмила>
Дебют Владимира Федорова в кино - роль Черномора в фильме - сказке <Руслан
и Людмила>. До него на роль пробовался Ролан Быков, но взяли Федорова, чисто из-за
фактуры. Поначалу, конечно, было страшновато, очень боялся камеры. И вообще был
словно в состоянии контузии. Но постепенно освоился и даже стал интересоваться,
как и что происходит за кадром. Федорову очень повезло, что в первом его фильме
около него оказался такой мастер, как Александр Птушко, авторитет которого был
непререкаем. Он был действительно диктатором на площадке и не принимал никаких
импровизаций не только со стороны такого вот совершенно неожиданно возникшего
актера, как Федоров, но и таких мэтров, как Невинный, Носик, Мартинсон. На съемках
<Руслана и Людмилы> Федоров познакомился с актрисой Марией Ростиславовной Капнист,
исполнявшей роль ведьмы Наины. Эта удивительная женщина, добрейший человек, нежный
и наивный как ребенок, 20 лет отсидела в лагере за якобы покушение на Кирова.
Причем большую часть этого срока она провела в шахтах.
После Черномора роли посыпались одна за другой. Доселе неизвестного актера
- Владимира Федорова узнала вся страна. Не успевал отсняться в одном фильме, тут
же приглашали в другой. Более ранние работы актера: <Руслан и Людмила>, <12 стульев>,
<Дикая охота короля Стаха>, <Любовные затеи сэра Джона Фальстафа>, <После дождичка
в четверг>. Но даже в кино Владимира Федорова, бывало, обижали. На съемочной площадке
мог раздаться вопль режиссера: <Покажите его кривые ноги крупным планом! А теперь
- макушку сверху!>
<Через тернии к звездам>
Кинолента
<Через тернии к звездам> произвела на зрителей ошеломляющее впечатление своей
необычностью. Странные герои, мрачная планета, ужасающая пена, пожирающая все
живое. Горы трупов, причем и <плохих>, и <хороших>. Не говоря, уже о том, что
впервые в кино заговорила экологическая тема, и от того очень странной казалась
пометка <фильм - детям>. Но самым неожиданным стало появление главного злодея
- страшного фанатика, мерзкого гения некого Туранчокса. Когда он выскочил из-за
стола и показался во весь рост, ахнули не только герои фильма, но и зрители: <Да
он карлик!> Это было весьма эффектно.
<Кино и театр - это хобби, которое давно переросло в профессию, - сказал как
- то актер. - За свою работу я получаю деньги, меня приглашают на съемки, дают
новые роли в театре. И сейчас уже никто не может сказать, что Федоров дилетант>.
Артист доволен своей жизнью. Но как всякий актер, как профессионал, он всегда
ждет большего. Перефразируя Владимира Высоцкого, можно сказать, что лучшая гора
- та, на которой ты еще не бывал, а лучшая роль - та, которую не играл. Владимир
Федоров всеядный, ему интересно все. Но, наверное, ему хотелось бы, чтобы режиссеры
использовали его более широко, а не только его фактуру.
Сегодня в кино Федорова зовут редко. Последний раз снялся в небольшой роли
у Андрона Кончаловского в <Доме дураков>.
В необычном номере журнала <Лица>, целиком состоящего из фотопортретов, настоящая
галерея <Кумиров-2000>. Таким образом, вероятно, редакция журнала решила встретить
новое тысячелетие, и собрать воедино всех тех, кого мы любили и любим, и с кем
войдем в следующий век. Среди лиц самых популярных актеров был и Владимир Федоров.
Личная жизнь
Владимир Федоров был женат 4 раза. Первая жена была из театральной среды. Причем
это была очень красивая девушка, в то время как он был совершенно неизвестным
человеком. И более того, когда он завоевал красивую, лишенную каких бы то ни было
физических недостатков, много моложе себя девушку, среда, в которой они находились,
была сильно возмущена. Оценка личности в ту пору была невысока, важна была внешность,
положение. Так вот, вдруг появился начинающий актер, тогда еще студент, Толя Шаляпин.
И увел у Федорова жену. При этом обосновал свой поступок в его присутствии так:
<Я не говорю о том, что вы ее биологически не достойны. Но я хочу спросить: что
вы можете ей дать с вашей ядерной физикой и логарифмической линейкой?> И Федоров,
вдруг, понял, что он прав.
Со второй женой Владимир Федоров прожил долгие годы и похоронил ее. У актера
четверо детей. Старший сын трагически погиб. А старшая дочка - в отца: любит все,
что связано с техникой. С малых лет обожает молотки, пилы, отвертки. А вот второй
сын, Миша, оказался, как и все, контуженным внезапностью перемен. Он умный, немножко
нестандартный в своем восприятии жизни, но ему передалась федоровская повышенная
чувствительность. Он, конечно, задает вопросы, очевидные для него: <Что ж ты,
такой умный и работящий, все время работаешь, а мы так скромно живем?! В то время
как люди самые посредственные самыми минимальными усилиями достигают такого преуспевания
в жизни!>
Каждая новая семья - это как бы другой слой жизни. Они как-то параллельно существуют,
как два измерения. И Владимиру Федорову бывает, иногда, очень трудно сосуществовать
в этих двух измерениях органично. Тем не менее, он пытается это сделать, чтобы
доставить минимальный дискомфорт старшей и младшей семье.
И опять в 60 лет Федоров остался один. И опять стал искать жену, наверное,
уже последнюю за его жизнь. Нашел. Последняя, его четвертая жена Вера, как он
считает, - самая ценная и уникальная. Симпатичная девушка, с короткой стрижкой
и пронзительными глазами увидела Федорова в кафе театра и подошла, чтобы вместе
сфотографироваться. Познакомились. Оказалось, Вера приехала из Петрозаводска на
семинар, ей 30 лет. 30 - против - его 65! Вместе смогли жить только спустя полтора
года после знакомства.
Вера и Владимир Федоровы живут очень скромно. В театре зарплата небольшая,
Вера подрабатывает в фитнес-клубе. А главное очень многого достигли, выдержали
экзамен на выживание, доказав, что это возможно при любых условиях и в любом состоянии.
Это смело и вызывает восхищение.
Жизнь, как подвиг:
Владимир Федоров не перестает удивлять. Его комната представляет собой настоящую
лабораторию радио- и телеаппаратуры: тысячи проводов, инструментов, неведомых
обычному человеку железяк и приборов. На полках - скульптуры и абстрактные конструкции
из металла.
Иногда, кажется, что это человек может все. Сняться в необычной для его внешности
роли, сыграть в любом по жанру спектакле, написать книгу, собрать из хлама компьютер.
Он может протанцевать на дискотеке всю ночь, в очередной раз создать новую семью
и подарить стране еще одного юного гражданина, наконец, дать просто разумное и
доходчивое объяснение любому явлению, как научному, так и социальному. Он трудяга,
он умница, он философ. И вся его жизнь, как у Мюнхгаузена, - подвиг.
Катя ТУР
Использованные материалы:
<Эти разные, разные лица>, Сергей Капков, 30 историй жизни известных и неизвестных
актеров.
Сайт <Характерные актеры российского кино>, http://actors.km.ru;
<Владимир Федоров. Самый маленький ядерный физик>, Оксана Барциц, газета <Аргументы
и Факты>.
<Маленький гигант большой любви>, Ольга Рябинина, газета <Аргументы и Факты>.
<Хочу наследника>, интервью Владимира Федорова <Википедии>.
http://www.teatr-kino.ru/node/926