На современном этапе существенно усложняется инженерная деятельность, что связано, в первую очередь, с появлением и динамичным развитием характеризующих современное общество новых наукоемких производств, возникающих на основе последних достижений научно-технического прогресса. Соответственно, в этих новых условиях возникает острая потребность в специалистах различных направлений подготовки, которые могли бы обеспечить все современные вызовы в сфере производства [1 - 4]. Исследователи с уверенностью говорят о том, что конкурентоспособность государства, его экономическая и технологическая независимость непосредственным образом связана с фактором качества в деле подготовки инженерных кадров [3-5]. Объясняется необходимость изменений в подходах к инженерной деятельности такими явлениями современного производственного процесса, как развитие информационных технологий, внедрение инновационной экономики и социотехники. В данных условиях всё более насущной становится потребность в конкурентоспособных специалистах инженерной сферы деятельности. Сама инженерная деятельность рассматривается уже в качестве движущей силы технологического преобразования общества, прогнозируются её темпы развития, динамичность изменений в настоящем и будущем.
Инновационные технические специальности занимают лидирующее положение в справочнике новых и перспективных профессий, востребованных на рынке. Данный факт также говорит о необходимости новых путей и ориентиров в сфере подготовки инженерных кадров. Осмысливая факторы успешности будущих инженеров в инновационных процессах производственной деятельности, исследователи утверждают необходимость их подготовки к принятию нестандартных решений, способности принятия новых идей, решению неожиданных производственных задач, к исследовательскому поиску. Также отмечается необходимость выработки нешаблонного мышления, которое приобретается путем развития навыков исследовательской деятельности. Следовательно, подготовка современных специалистов технического профиля должна ориентироваться на формирование инженеров-исследователей [3].
На основании вышеизложенных фактов изменяется взгляд как на специфику инженерной деятельности, так и на способы подготовки специалистов в этой области. Как отмечают многие исследователи данной проблемы, подготовка в инженерном вузе в настоящее время может быть эффективной только в том случае, если студенты и преподаватели вовлечены в современные исследования, а также практикуется активное участие в них обучающихся [3, 4, 6]. Подобные ориентиры нацеливают учебный процесс на расширение круга проблемных ситуаций, на подготовку будущих специалистов к технологиям завтрашнего дня, на усиление внимания к формированию способности поиска технически грамотных решений.
В то же время введены новые положения о компетентности выпускника российской инженерной школы. Данные положения основываются на требованиях к качеству образования специалистов, которое определено Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Обозначенные ФГОС ВО требования продиктованы переходом к новой образовательной парадигме, базирующейся на компетентностном подходе в образовании вообще и в инженерном - в частности. Отсюда закономерно следует кардинальное изменение представлений об инженерном вузе. Без сомнения, должна быть расширена сфера исследовательской работы, пристальное внимание должно уделяться формированию инженерной и коммуникативной культуры будущих специалистов [3].
Национальная доктрина инженерного образования Российской Федерации [3, 4, 7] выдвигает комплексные полидисциплинарные практико-ориентированные коллективы в качестве направления подготовки специалистов. Декларируется положение о вовлечении студентов в подобные формы работы с целью активизации их творческой деятельности, обеспечения их разнообразного участия в исследовательской работе, усиления целеориентированности форм обучения.
В связи с этим возникает вопрос о такой организации образовательного процесса, в который были бы активно включены интуиция и логика, который бы предполагал поиск новых способов действия [1]. Как следствие, насущной задачей подготовки специалистов технического профиля становится формирование компетенций в области научно–исследовательской и проектно-конструкторской деятельности, развитие научно-технического творчества будущих инженеров.
Формирование способности творчески мыслить и соответственно развитие компетенций в области научно – исследовательской и опытно – конструкторской деятельности у будущего специалиста технического профиля возможно, на наш взгляд, через реализацию принципа непрерывного образования в системе «Школа – Среднее профессиональное образование – высшее образование – дополнительное образование (повышение квалификации и переподготовка)» [10].
Концепция непрерывности образования предполагает, в частности, что при переходе обучающегося из школы в колледж и далее в организацию высшего образования (высшее учебное заведение – ВУЗ) его образовательный процесс не должен претерпевать скачков, т.е. должна обеспечиваться преемственность образовательного процесса.
К работе с учащимися в школе при получении среднего общего образования необходимо привлекать педагогический состав образовательной организации высшего образования.
Преподавание по программам среднего профессионального образования должно максимально приближаться к вузовской системе преподавания, учитывая специфику СПО.
Получение высшего образования через систему Школа – СПО – ВУЗ, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ, к которым возможно отнести:
единую организационную структуру образовательного пространства для СПО и ВУЗа;
непрерывный преемственный характер образовательных программ в рамках системы «СПО – ВУЗ»;
единый подход в деле подбора педагогических кадров, при организации образовательного процесса, выработке стратегий его развития;
учет психологически комфортных условий при переходе студентов СПО в образовательную среду вуза;
единство в требовании качества образования;
активное участие в объединенном научном пространстве;
единый фронт ресурсов, способствующий расширению круга инноваций в образовательном процессе учреждений и обеспечивающий эффективность подготовки активных, творческих, компетентных и конкурентоспособных специалистов;
сокращение сроков обучения выпускников СПО в вузе и преимущество при поступлении в ВУЗ - поступление в ВУЗ без ЕГЭ;
учащиеся по программам СПО получают профессию (специальность) и далее более осознано подходят к обучению в ВУЗе;
способствует стимулированию более быстрому включению молодых людей после СПО в самостоятельную профессиональною деятельности и т.д.
Среди основных направлений по совершенствованию работы образовательной организации, нацеленной на поиск и отбор оптимального контингента школьников и учащихся среднего профессионального образования, а также создающей условия для психолого-педагогической поддержки студентов, возможно назвать следующие:
профориентационная работа и заключение договоров с образовательными учреждениями (школами) на её организацию и проведение;
проведение олимпиад разного уровня (городских, краевых, районных, зональных), участие в разработке заданий, в работе жюри, отбор победителей олимпиад для поступления в вуз;
активное участие в краевом олимпиадном движении школьников, его организация по естественнонаучному, физико-математическому, социально-экономическому и гуманитарному направлениям;
проведение совместных научных исследований школьников и студентов образовательных учреждений разного уровня;
вовлечение как школьников, так и студентов в научную инфраструктуру факультетов вуза на базе создаваемых специальных научных секций кафедр и лабораторий;
создание системы лицейских классов в школах, тесно контактирующих с вузом, с участием вузовских преподавателей в образовательном процессе, с условием использования учебно-исследовательской и научной базы вуза;
работа преподавателей по проектированию содержательного наполнения программ лицейских классов с использованием инновационных вузовских форм обучения (методов проектов, ИКТ, кейс-технологий и т.п.).
Система непрерывного профессионального образования должна быть представлена следующими уровнями:
допрофессиональное образование (в рамках основного общего и среднего общего образования) включает предпрофильную и профильную подготовку;
среднее профессиональное образование (подготовка квалифицированных рабочих и специалистов с получением среднего (полного) общего образования);
среднее профессиональное образование (подготовка специалистов среднего звена);
высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура);
аспирантура (обучение специалистов высшей квалификации);
дополнительное образование (получаемое одновременно с работой или в процессе поиска занятости).
Выводы:
Выстраивание системы взаимодействия Школа – СПО – ВО позволяет подойти к организации образовательного процесса в вузе с точки зрения нацеленности на подготовку творчески мыслящего специалиста, что способствует формированию необходимых компетенций, обусловленных современными требованиями в сфере научно-технической деятельности.
Система дополнительного образования, в свою очередь, позволяет обновлять имеющиеся знания и поддерживать творческую активность технических специалистов на высоком уровне.
Система непрерывного образования позволяет обеспечить достаточный в количественном и в качественном отношении образовательный уровень специалистов технического профиля в области машиностроения.
Романова Ираида Николаевна – научный сотрудник, АНО ДПО «НИИ МЭСИ»,
Шендерей Павел Эдуардович – к.пед. н., доцент, проектор АНО «ВУЗ «Институт менеджмента, маркетинга и права»
Прасолов Сергей Геннадиевич - к.ф.-м.н., доцент, Тольяттинский государственный университет
445028, Тольятти, Московский проспект 37, Pavel89272116756@yandex.ru