20 сентября 2005
1828

Ничего страшного, ничего хорошего

Автор: Сергей Дробышевский
Дата публикации: 20.09.2005
Серия: gazeta.ru

Аннотация:

Инфляционная инерция не позволит удержать рост цен на запланированном на 2006 год уровне.

Инфляция, скорее всего, будет сильнее запланированной, а экономический рост слабее. В остальном правительственный макроэкономический прогноз совпал с оценкой Института экономики переходного периода. "Газета.Ru-Комментарии" продолжает обсуждение бюджета 2006 года. Заведующий лабораторий денежно-кредитной политики ИЭПП обосновывает свой и правительственный подходы к его составлению.

- Сергей Михайлович, как вы оцениваете основные макроэкономические параметры бюджета 2006?

- В прогнозе социально экономического развития правительство рассматривает два варианта. Первый, так называемый инерционный вариант предполагает отсутствие позитивных сдвигов в инвестиционном климате, постепенное снижение цен на нефть до 28 долларов за баррель. Второй вариант называется инновационным. Одновременно он предполагает более высокий и более реалистичный уровень цен на нефть, около 40 долларов за баррель. На основе последнего варианта правительство формирует весь прогноз бюджета. В этом году качество прогноза достаточно высокое. Между отдельными показателями, с нашей точки зрения, практически во всех случаях отсутствуют какие-то противоречия. Прогноз подробный и хорошо сбалансированный. При этом есть несколько показателей, значения которых представляются не совсем реалистичными, но, видимо, они не являются результатом прогноза, а заданы как внешние условия, на которые правительство ориентируется в расчетах. Если бы эти показатели были заданы в других диапазонах, то правительственный расчет практически полностью совпал бы с нашим.

Среди показателей, которые выпадают из прогноза, можно отметить темпы роста ВВП, которые правительство дает на уровне 5,8 %, что, с нашей точки зрения, кажется несколько завышенным. С другой стороны, это инфляция, которую правительство отмечает на уровне 7,5%, что кажется заниженным.

Уровень доходов бюджета оценен правительством достаточно правильно. Скорое всего, проблем с выполнением бюджета по налогам не будет. Дело еще и в том, что номинальные показатели ВВП будут выше, поскольку при более низком реальном росте будет более высокая инфляция. Кроме того, реальные цены на нефть, скорее всего, будут выше, чем заложенные 40 долларов. По нашим оценкам, они будут находиться на уровне 50-55 долларов за баррель.

В этой ситуации ничто не угрожает стабильности бюджета. Его расходы фиксированны, и превышение доходов приведет к росту профицита.

Благодаря платежам, осуществленным в этом году, сокращены выплаты по внешнему долгу, которые приходятся на следующий год. В целом бюджет достаточно консервативен, структура расходов повторяет расходы этого года. Даже увеличение социальных расходов, которое запланировано и заявлено президентом, практически не влияет на структуру расходов. В долях ВВП повышение очень небольшое - с 2,56% до 2,9% ВВП.

- Минфин упрекают за то, что он чрезмерно изымает средства из экономики, аккумулируя их в стабилизационном фонде. Правительству указывают на то, что есть более эффективные направления использования средств.

- Если судить по сообщениям в прессе, в которых говорится о том, на какие проекты могут быть потрачены средства из запланированного инвестиционного фонда, трудно счесть их высокоэффективными. Это наглядно показывает, что если еще больше средств направить на такие инвестиционные проекты, то вряд ли правительство потратит их эффективно.

- Кроме того, правительству предлагают снизить или упразднить некоторые налоги.

- Если бы такой высокий уровень доходов зависел бы у нас не только от высоких цен на нефть, безусловно, как вариант можно было бы рассматривать возможность снижения налогов либо повышение расходов по отдельным социальным статьям. Проблема же в том, что рост доходов у нас сырьевой.

Если ж мы принимаем решение и закон о снижении налогов или об увеличении социальных расходов, то в случае снижения цен на нефть пересмотреть решение и вернуть старый порядок политически практически невозможно.

Чтобы правительство имело возможность пересмотреть ранее принятые решения об увеличении расходов по социальным статьям или поднять налоги, нужно, чтобы случился кризис, такой, как в 1998 году. Когда у нас нет гарантий того, что такой уровень доходов сохранится в будущем вне зависимости от колебаний конъюнктуры, решение о дополнительных инвестиционных расходах сомнительной эффективности или социальных расходах является экономически неоправданным.

- Скептики указывает на то, что в стабилизационном фонде средства теряются в результате инфляции. Возможно ли избежать этих потерь?

- При существующем уровне инфляции порядка 10-11% и тем более в условиях укрепляющегося рубля практически невозможно найти такие активы, в которые можно вложить стабилизационный фонд и защитить его от инфляции.

Финансовых активов с такой высокой доходностью в России нет, кроме того, инвестирования таких крупных средств внутри страны может оказать дестабилизирующее влияние на финансовую систему России. Если мы инвестируем за границей, то при уровне доходности валютных активов мы тоже не можем полностью гарантировать защиту от инфляции. С другой стороны, идея инвестирования средств стабилизационного фонда в проекты реального сектора, во-первых, опасна тем, что трудно гарантировать вложение средств в безусловно эффективные проекты. Кроме того, проекты в реальном секторе, как правило, достаточно долгосрочные. При инвестировании в основной капитал невозможно в случае необходимости получить средства обратно, поскольку это неликвидные активы.

Получается, делаем из стабилизационного фонда инвестиционный, задача которого - инвестиции, а не сохранение средств для того, чтобы их можно было использовать при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры.

- Каков ваш прогноз инфляции и как вы его обосновываете?

- Среднее значение в нашем прогнозе инфляции составляет 9,9%, то есть это диапазон от 9,5% до 10,5%. Наш прогноз примерно на полтора-два процентных пункта выше, чем прогноз правительства. В принципе, мы согласны с той росписью инфляционных факторов на монетарные и немонетарные, которые предлагает правительство. Расхождение в том, чтo относить к монетарной инфляции. Монетарную инфляцию можно разбить на две составляющие. Первое - инфляция, связанная непосредственно с эмиссией дополнительного денежного предложения. Вторая составляющая, которую тоже можно относить к монетарной инфляции, - это так называемая инерционная инфляция, связанная с ожиданиями. Когда в течение двух лет инфляция составляет 10-12 %, очевидно, что компании при расчете изменения цен на свою продукцию в определенной степени исходят из уровня текущей инфляции. Таким образом, инфляционная инерция, вызванная высокой текущей инфляцией, всегда сказывается в последующие годы. Именно поэтому резкий переход от 12% до 7,5-8% в течении года представляется нам маловероятным. Либо правительство должно пойти на достаточно жесткие меры. Значительно сильнее, чем предполагается сейчас, сдерживать рост тарифов на продукцию монополий либо проводить крайне жесткую денежно-кредитную политику, то есть предельно ограничивать денежное предложение, что будет приводить к сокращению производства.

Если не прибегать к таким жестким мерам, быстрого снижения инфляции быть не может.

Без кардинальных решений правительство может снизить инфляцию примерно на 1,5 пункта - с 11,5% до 10%.

Беседовал Евгений Натаров

Примечания:
Оригинал статьи на сайте - http://www.gazeta.ru/comments/2005/09/20_x_404319.shtml


http://www.iet.ru/ru/nichego-strashnogo-nichego-oroshego.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован