14 июня
Николая Степановича Сафронова, больше известного под именем Никас, любителям изобразительного искусства подробно представлять совершенно излишне не только у нас в стране, но и по всему земному шару. Ибо таких, как он, виртуозов и в то же время модных, чрезвычайно востребованных художников в мире - считанные единицы. Представляя своё творчество читателям "Файл-РФ", Никас Сафронов ответил на вопросы нашего корреспондента.
- Многие вехи на пути развития культуры, искусства, так или иначе идентифицированы, промаркированы. Мы все что-то слышали о Возрождении и барокко, импрессионизме и экспрессионизме, модерне и классицизме, авангарде. Что, по-вашему, актуально теперь?
- Конечно, есть направление, которое пока детально не обозначено и во многом повторяет то, что было у нас примерно 100 лет назад. Давайте условимся называть его "авангардизмом" или, если угодно, "неоавангардизмом". Это направление, во многом вторичное, облечено в некую форму и делится на разделы и подразделы. Наверное, вполне допустимо определять их, по аналогии с изобразительным искусством вековой давности, как акционизм, абстракционизм, дадаизм, кубизм и т. д., и т. п.
Но как это ни парадоксально, в XX веке авангард был своего рода предтечей реализма (у нас, соответственно, соцреализма).
Ближе к нашим дням реализм начал испытывать сильное тяготение, притяжение к приставке "сюр". "Сюрреализм", понятый подобным образом, представляет собой один из самых серьёзных, самых выразительных жанров
- Нередко вы отдаёте предпочтение в искусстве прекрасному, чистоте. Не уход ли это, причём сознательный, от далеко не безоблачного нашего бытия - от реализма, попросту говоря? Насколько оправдана подобная "эмиграция"?
- Реальность с реализмом никуда от нас не денутся. Чернобыль, взорванные башни-близнецы и вагоны метро, смерть и увечья, муки и страдания людей - всё это остаётся в нашем сознании и в памяти каждого из нас. Но стоит ли весь этот ужас усиливать в восприятии зрителей средствами живописи? Однозначного ответа на этот вопрос, полагаю, нет. Фотографически точные изображения кошмарных сцен - всё-таки не мой стиль. Не вижу в нём для себя чего-то обязательного, безусловно необходимого. В наше время для этого существует множество других изобразительных средств.
Ещё в советское время, работая главным художником в журнале "Ровесник", я призывал своих сотрудников избегать иллюстраций "в лоб" - например, в публикациях, посвящённых дорожным авариям. Ни к чему, говорил я им, рисовать выскочившую из-за поворота машину, которая вот-вот переедет, убьёт споткнувшегося посреди проезжей части бедолагу. Лучше использовать в этом случае некую профессиональную метафору.
- В духе сказанного предложите, пожалуйста, собственные трактовки двум-трём вашим произведениям.
- Вот картина "Ностальгия или Плачущий ангел". На ней мальчик с ангельскими крыльями, который скорбно плачет на развалинах некоего дома. Что за дом? Первое, что приходит на ум, - это останки здания, уничтоженного взрывом. Здесь не видим разорванных на куски или просто мёртвых человеческих тел. И даже живых людей, объятых ужасом и отчаяньем, не видим. Но вполне можем предположить: они только что тут были.
И, думаю, вовсе не обязательно их изображать, дабы придать зрителю какое-то настроение, впечатление. Вполне хватает для этого разбросанных повсюду в страшном беспорядке знакомых и привычных каждому вещей, пришедших в абсолютную негодность. Вид этого юного ангела нам как бы говорит: "Люди, остановитесь, одумайтесь!" И всё. Этой или другой похожей по смыслу, скупой, предельно лаконичной фразы достаточно.
А дальше вдумчивый зритель вправе домыслить написанное. То ли это дом, уничтоженный чудовищным терактом. То ли это наш бывший общий дом - государство, которое мы в одночасье, по меркам истории, разрушили, заранее не позаботившись построить для себя новое, более просторное и светлое, комфортное во всех отношениях жилище. И остались на развалинах...
Сюжет следующей работы, "Благословение рыцаря Ангелом печали", примерно таков. Некий рыцарь, будучи ревностным католиком - а точнее, по обыкновению своего времени, выдающий себя за такового, - перед крестовым походом приходит в храм. Он обращается к Богу, моля его: "Благослови, Господи, на трудный и опасный поход. Иду в Святую Землю, дабы отвоевать Гроб твой, покарать и вразумить безбожных язычников". В ответ рыцарь слышит голос Ангела: "Иди, но знай, что ты погибнешь".
Тут как бы за кадром остаются истинные мотивы рыцаря, лицемерно прикрывающего свои намерения заявленными благими помыслами. Ведь он идёт на чужбину грабить, убивать ради богатой добычи, нести с собой неисчислимые бедствия и разрушения. Но осеняющий себя крестным знамением рыцарь полагает, что своими мольбами и молитвами он способен провести, обмануть самого Творца.
На картине "Бог нефти" я нарисовал выходящее из моря чудовище. Оно довольно доброе по внешнему виду - даже, можно сказать, гостеприимное и щедрое. Однако оно может быть и злым. Очень злым, безжалостным, мстительным. Его разбудили, пробурив, изранив землю, извлекая на её поверхность чёрную кровь - нефть. И это израненное чудовище в своём мстительном порыве может жестоко отплатить обидчикам. Оно может смести их с лица земли, утопить в этой самой нефти...
- Обязан ли художник быть гражданином, читай, патриотом?
Конечно, обязан. Только социально ответственные люди могут "вытянуть" мир. Если в сфере культуры творится бардак, то и во всём обществе будет происходить нечто подобное. Если актёры выходят на сцену, чтобы плюнуть и высморкаться, то и их зрители станут плевать и сморкаться безо всякой на то нужды.
Если люди искусства не будут увлекать своим позитивным примером других, перестанут уважать свою историю и свою страну, поднимать её престиж в мире, нас всех ожидает мутная и смутная будущность.
Россия была, есть и будет, как бы банально и пафосно это ни звучало. Всё возвращается на круги своя - и в живописи, и в музыке, и в кино, и так далее. Мы, конечно, много перенимаем за рубежом, но ведь и своего, поистине ценного, непреходящего, оригинального, самобытного у нас запас колоссальнейший.
По многим предсказаниям и даже устойчивым верованиям, разбросанным территориально и национально по всему земному шару, Россия - спасение мира.
На генном уровне в нас, русских, заложена любовь к прекрасному, к подлинно прекрасному. Как же тут не быть патриотом и гражданином!
http://file-rf.ru/gallery/16