20 апреля 2006
4405

Никита Кричевский: Пыль амнистии

На только что прошедшем съезде Российского союза промышленников и предпринимателей бизнес прозрачно намекнул власти: пока в стране не будет благоприятного инвестиционного климата, рассчитывать на экономический бум бесполезно. А климат этот из года в год ухудшается: в 2005 году прирост инвестиций в основной капитал составил 10,7% против 11,7% в 2004-м. Государство же, увлеченное национализацией частных предприятий, не только не делает новых реальных шагов для привлечения инвестиций, но и не торопится выполнять старые, уже, казалось, принятые решения, например, провести широко анонсированную амнистию капиталов. Вот-вот станет известна дата очередного послания главы государства Федеральному собранию. Между тем прозвучавшая еще в прошлогоднем президентском послании мысль об амнистии стараниями чиновников обросла ворохом условий и требований, но делом так и не стала.

В основе инициативы президента, вероятно, лежало всеобщее и окончательное понимание того, что инвестиционная активность не оправдывает ожиданий, а объекты, интересующие зарубежный капитал, сосредоточены в нескольких связанных с сырьем отраслях. Деньги тем временем, как вода, "находят дырочку". Периодическое ускорение их движению придают и "открытый урок" ЮКОСа, и налоговый пресс, и регулярно происходящие рейдерские захваты собственности. Масштабы бегства впечатляют: по данным рейтингового агентства Fitch, только за 2000-2004 годы из страны вывезено 100 млрд. долларов. Общий же объем потерь, даже по не самым смелым оценкам, составляет около 300 млрд. В довершение иностранцы, которых мы постоянно пытаемся "развести" на инвестиции, прозрачно намекают: хорошо бы для начала с родным капиталом разобраться, а потом презентовать проекты для вложений. Министры, осознав серьезность поставленной задачи, взялись за составление проекта закона, и вот что из этого получилось.

В первоначальном варианте все было четко и правильно, как на строевом смотре: с 1 января 2006 года деньги необходимо переводить в российские банки (таково президентское условие), 13% от них отправлять в казну, а сведения для проверки источника поступления пересылать в финансовую разведку. Однако проект признали "сырым", ставку - непомерно высокой, к тому же вовремя принять закон просто не успевали. Последняя версия законопроекта "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" предполагает, что с 1 июля 2006 года по 1 апреля 2007 года граждане без указания источника доходов задекларируют любую сумму и заплатят с нее те же 13%, а полученная информация не будет использоваться для налогового контроля. Документ еще предстоит принять законодателям, но уже звучат пророчества: ничего из этого дела не выйдет, принимай закон - не принимай.

Между тем международный опыт репатриации капитала изобилует как вполне, так и не вполне удачными примерами. Наиболее успешной в мире признается итальянская амнистия, проведенная в 2001 году. Под легализацию подпадали не только капиталы, но и другое имущество, заявитель платил 2,5% от задекларированной стоимости (помните нашу ставку?), а взамен фискалы выдавали специальные сертификаты конфиденциальности. Одновременно с амнистией были ужесточены меры за последующие нарушения налогового законодательства. Результаты превзошли все ожидания: в 2001-2002 годах было амнистировано 61 млрд. евро, а налоговые сборы выросли на 6,5%, что позволило снизить некоторые налоги.

По бельгийской схеме до конца 2004 года граждане, хранившие свои капиталы за рубежом, без всяких санкций могли перевести их на родину, а в качестве платы отдать от 6 до 9% репатриированных сумм (6% - с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компаний, 9% - с сумм, просто переведенных в бельгийские банки). Амнистию подстегивало то, что с начала 2005 года все банки ЕС должны предоставлять данные о вкладах нерезидентов в органы финансового контроля соответствующих стран. За год в бельгийскую экономику вернулось около 1 млрд. евро, что составило всего 6% от запланированной суммы. Виной тому - неэффективность фондовых вложений в акции бельгийских компаний и надежды на будущие амнистии, во время которых средства можно будет снова задекларировать.

В Казахстане амнистия была проведена в 2001 году. По ней в течение 30 дней без всяких последствий можно было задекларировать спрятанные капиталы. В качестве гарантии от преследования были уничтожены все декларации о доходах и имуществе граждан с 1995 по 2000 год. Общий объем легализованных средств составил 480 млн. долларов, или около 12% от предположительно вывезенного.

Ну и что, спрашивают скептики, денег-то вернули мало. Но те же казахстанские 12% для России с ее 300 млрд. вывезенных долларов - это 36 млрд., или среднегодовой общий объем иностранных инвестиций за последние годы. Стоит ли игра свеч? Конечно, но кроме низких ставок необходимы независимо функционирующие судебные и фискальные институты. В противном случае ни доверия, ни денег действительно не будет. Странно, что Минфин при обсуждении амнистии не вспоминает о росте инфляции из-за внезапного притока средств. Впрочем, правильно делает - в мире после репатриации денег цены нигде не выросли. А ведь вернувшиеся средства - это тот же стабилизационный фонд. Только в отличие от всероссийской кубышки они не мертвые, а вполне живые.

Автор - доктор экономических наук, профессор Российского государственного социального университета

20 апреля 2006 г.

2003, "ЗАО "Газета Новые Известия"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован