20 октября 2007
1732

Никита Михалков: Многие из моих коллег сдулись

- Никита Сергеевич, вы восемь лет не снимали. Почему?

- Я очень рад, что у меня была пауза длиной в 8 лет. Я собирался с мыслями. За это время многие из моих коллег "сдулись", потому что хотели торопливо, пока есть возможность, скороговоркой, не накапливая, проговорить актуальное и модное. За это время сильно изменилось кинопроизводство как в лучшую сторону, так и в худшую. Наряду с прорывами в технологиях деградировала сама профессия, специалистов нет. И я это ощущаю на площадке. Одно дело снимать рекламу прокладок: три часа, и те же деньги, и другое дело - блокбастер, где тысяча людей массовки, с настоящими взрывами, техникой.

- "12" - картина камерная. Не боитесь, что привыкший к экшн-сценам зритель не сможет воспринять действие, в котором как бы не происходит ничего? Как вы сами определяете жанр картины?

- Я не даю серьезного определения жанра, в котором сделана картина. Скорей всего, "12" - это психологический триллер. Одно я точно знаю, если первые двадцать минут люди сидят в зале, значит, они досмотрят фильм до конца.

- Этот фильм для вас все-таки ремейк или нечто новое?

- Картина Люмета "12 разгневанных мужчин" была лишь поводом для нашей истории. Проект вынашивался довольно долго, но не было концепции. Она появилась, когда возникла тема чеченского мальчика - тогда все встало на место. Если сравнивать эти две ленты, то они совершенно о разных вещах. "12" - она более русская, для внутреннего пользования, и поэтому у меня нет больших надежд на то, что фильм будет глубоко понят и серьезно воспринят в мире. Особых иллюзий не питаю. "12" в большей степени понятна, ощутима и нужна нашему зрителю, чем какому-нибудь другому. Но лично для меня эта картина очень важна, потому что мы в этой ленте сумели сказать столько по-настоящему волнующих вещей, что если бы была альтернатива стать обладателем "Золотого льва" с любым фильмом, который получит эту награду, или остаться автором "12", я бы остался автором "12". Я считаю, что сегодня лента может оказаться очень и очень важной. Убежден, что каждый, кто посмотрит эту картину, найдет в ней что-то свое, ценное именно для него. Это фильм для всех и про каждого.

- В фильме Сиднея Люмета мужской пол героев был предопределен тем, что в ту пору женщин не допускали в присяжные. Если ваш фильм претендует на полноту картины российского общества, почему в ней не нашлось места женщине?

- Присутствие женщины крайне осложнило бы ситуацию. Я был бы вынужден стягивать драматургию к женскому персонажу. Либо должны были быть одни только женщины, это была бы совсем другая история, хотя и про то же самое.

- Актеры рассказывали, что впервые столкнулись с тем, что кино снимали в логической последовательности, а не по сценам из разных частей истории.

- Да, действительно. Это сделано специально для того, чтобы было последовательное развитие характеров. И мы достигли своей цели. Много диалогов было изменено в процессе репетиций. Вообще для меня сценарий - это лишь повод. Я очень ценю импровизацию и живое движение сюжета, когда актер проживает историю так, как если бы это случилось с ним. Все актеры в фильме "12" раскрыты по-новому. И каждому, как мне думается, хотелось получить этот опыт. Маковецкий даже пошел на определенные уступки в гриме. Но я не буду раскрывать всех секретов. Во всяком случае, не помню, чтобы в одном месте и в одно время было собрано такое количество звезд.

- Такой звездный состав - ваша прихоть?

- Я очень ценю, люблю и серьезно воспринимаю всех актеров, которые заняты в проекте "12". Я надеюсь, что это было обоюдным удовольствием - встретиться всем вместе на съемочной площадке. Убежден в том, что по-настоящему интернациональным может стать только то, что по-настоящему глубоко и национально. Наш актерский состав - люди разных национальностей и убеждений. И мне было важно, чтобы сама история отзывалась в каждом его личным переживаниями, мыслями и чувствами. В данном случае мы огромное количество времени тратили на то, чтобы сосуществовать в одном кадре. Я очень ценил, когда каждый из актеров привносил в роль то, что его волновало в истории своего характера.

- Есть ли у "12" какой-то характерный аромат?

- У картины аромат солнечной зимы за окном и спортзала внутри. (Смеется.) Работать над картиной было тяжело. Мы снимали по 12 часов, а потом еще репетировали, но иначе было нельзя. Другого метода просто нет. Мы должны были спокойно, ясно, скрупулезно разобрать все для того, чтобы сыграть то, что сыграли актеры.

- Наверняка найдутся те, кто после просмотра фильма обвинит вас в госзаказе

- Я никогда не снимал картины ради политики. Если они становились актуальными или кто-то видел в них политический заказ - это их видение, не более того. Вообще русский интеллигент - это человек, имеющий свою точку зрения по любому поводу. Я отношу себя к ним, хотя и не люблю слово "интеллигент". "12" - это мое видение того, что происходит с нашим обществом. И поэтому мне важно, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей.


20.10.2007

www.peoples.ru

Денис Захаров

Новые Известия
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован