Эксклюзив
12 января 2015
1697

Никитин А.К.: Итоги саммита ОБСЕ в Астане.

Интервью Радиостанции "Говорит Москва" - Программа "Внешний фактор", 2 декабря 2010г.
http://www.govoritmoskva.ru/articles.php?id=6123&cat=2
Нажать: "Прослушать" (запись передачи), с 30 по 39 минуту

Темы: Чемпионат мира 2018/Саммит ОБСЕ в Астане
В студии Наталья Бурлинова и Николай Агеев

Наталья Бурлинова - Кроме того, надо поговорить о ключевом событии начала этой недели. Речь идет о саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, который прошел в Астане. Это событие, которое действительно заслуживает особого внимания, потому что это первый саммит, начиная с 1999 года. Последний саммит был в Стамбуле. ОБСЕ - это очень интересная структура, которая в свое время давала очень большие надежды после окончания холодной войны. Но она превратилась в крайне бюрократическую структуру, которая не оказывает серьезного влияния на внешнюю политику.
Наталья Бурлинова: Самый главный вопрос по поводу нужности ОБСЕ я адресую Андрею Никитину, преподавателю Дипломатической Академии МИД России.
Андрей Никитин: Результат нынешнего саммита - это не только проблема ОБСЕ - это проблема отношений между "центральными державами", между США, НАТО и Россией. Дело в отсутствии формулы выхода из подобных кризисных ситуаций, которые сложились вокруг Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Косово. Что касается ОБСЕ, мы должны к этой организации подходить внимательно. Она отражает некую новую реальность. На сегодняшний день ОБСЕ - это 56 государств, куда входят бывшие республики СССР. Можно долго дискутировать по поводу того, является их суверенитет ограниченным или нет. Но эти государства придают большое значение ОБСЕ. Мы не можем не считаться с этим фактом. ОБСЕ, как мне кажется, эволюционирует в направлении евразийской организации, может быть чем-то перекликающейся с ШОС. Поэтому мы не должны "хоронить" ОБСЕ, а должны использовать эту новую реальность.
Наталья Бурлинова: Саммит в Астане - первый саммит за пределами Европы. Казахская сторона приложила огромные усилия, чтобы его организовать, и вот подобный результат...
Андрей Никитин: ОБСЕ - элемент общей системы, элемент системы Хельсинки. Как известно, российская дипломатия в лице нашего Президента выступила с иными предложениями, с предложениями о создании принципиально новой системы. Но как мы знаем, наши западные партнеры предлагают поработать над улучшением существующей системы, над совершенствованием ОБСЕ. Мне кажется опять же, что отсутствие договоренности между "центральными державами", которые определяли исход Хельсинки, сегодня предопределила подобный исход саммита ОБСЕ. ОБСЕ в данном случае - вторична, а первично, что нет консенсуса между теми державами, которые определяют формат международной безопасности на европейском и глобальном уровне.
Наталья Бурлинова: Вы "зрите в корень" по поводу консенсуса: ОБСЕ - организация, где все решения принимаются консенсусом. С трудом представляю, как НАТО принимает решения, тем более ЕС. А в случае ОБСЕ - как смогут принимать решения вместе 56 государств?
Андрей Никитин: Это проблема не только ОБСЕ, но и ООН, в работе которой также трудно примирить два начала - централистское, выраженное в Совете Безопасности, и демократическое, выраженное в Генеральной Ассамблее. Это - непростая проблема и мы не решим её завтра. Я думаю, что это вопрос завтрашнего дня международной дипломатии - попытка создания эффективных форматов. "Двадцатка", которая может эволюционировать в направлении решения проблем безопасности, является, на мой взгляд, одним из таких путей. Однако сделать здесь быстрые шаги сложнее, чем даже в случае с Европейским Союзом. Будем отдавать себе отчет в том, что ЕС - это сообщество государств, которое эволюционирует в сторону конфедерации - в сущности государства. Поэтому здесь вводится принцип квалифицированного большинства. Подчеркну ещё раз, что над этим надо думать, иначе мы не сможем решать те новые проблемы, которые перед нами стоят.

Николай Агеев: Так какое будущее Вы предполагаете для ОБСЕ? Может быть, переформатировать эту организацию или продолжить только говорить о её значимости, как это делали последние десять лет?
Андрей Никитин: Считаю, что ОБСЕ является во многом производной от общей системы безопасности. Тот международно-правовой договорный формат и тот политический, в том числе военно-политический консенсус, который будет достигнут между Россией и Западом в лице США, НАТО и ЕС и предопределит место подобных организаций, их эффективность и соответственно их способность содействовать урегулированию международных конфликтов.
Николай Агеев: То есть нужен новый договор, обязывающий юридически?
Андрей Никитин: В данном случае, мне кажется, Вы повторяете официальную позицию Российской Федерации. Однако надо понимать, что те позиции, с которыми выступил Президент России Д.А. Медведев, определяют вектор размышлений, но это не значит, что они будут приняты в полном объеме нашими зарубежными партнерами. Ещё раз - будущее ОБСЕ вопрос консенсуса между державами, которые определяли формат европейской и международной безопасности и в 1975г. и определяют сегодня, то есть между ведущими державами.
Наталья Бурлинова: И последний вопрос. Я понимаю, почему ОБСЕ нужна Россия, если мы не говорим про деньги - российский вклад в бюджет ОБСЕ. Эта организация была когда-то системообразующей, многие принципы которой и сегодня сохраняют актуальность. Но западникам-то она зачем нужна?
Андрей Никитин: С моей точки зрения, нас нельзя разделять - Россию и Запад. Мне представляется, что мы стоим перед новыми вызовами, на которые пытаемся ответить средствами дипломатии и политики ХХ века. Ведь сегодня - одна из ключевых проблем - это даже не расширение НАТО, которое дискутировалось несколько лет, даже не финансово-экономический кризис. Это проблема нераспространения, прежде всего ядерного нераспространения - может быть необходимость совершенно иных договоренностей в этой сфере. Это проблема терроризма. И вообще - те задачи, которые стоят перед человечеством, в том числе нового технологического рывка, качества жизни, распространения этих стандартов.
Поэтому мне кажется, что мы и были увязаны с Западом в одну систему несмотря на то, что были оппонентами. Я считаю, что наоборот надо не расходиться по разным углам, а искать вместе консенсус. На Западе тоже есть люди, которые здраво оценивают происходящее. И я Вас уверяю, что степень тех угроз, которые сегодня существуют, гораздо выше, чем острота дискуссии между нами.

Политика, 2 декабря
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован