Из книги: Никитин А.К., Кабулова О.З. Модель взаимодействия России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса / А.К. Никитин, О.З. Кабулова. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. - 104с. - С. 5-12
Введение. Взаимодействие России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса
Нынешний глобальный финансовый кризис создает уникальный шанс для формирования новой модели политических и экономических отношений в мире. Переживаемый кризис вырос из существенных диспропорций в развитии человеческой цивилизации, унаследованных от прошлого, которые экстраполируются в политическую плоскость, приводя к ненужной политической конфронтации между государствами и цивилизациями, неадекватной задачам ХХI века. Речь идет о разделении человечества на "золотой миллиард" и мировую периферию, о наличии стран с развитой постиндустриальной экономикой, переходных экономик и обществ, живущих фактически в условиях доиндустриальной эпохи, усилении борьбы за неравномерно распределенные природные ресурсы в условиях включения большинства стран мира в глобальную рыночную экономику. Окончание "холодной войны" и развитие процессов глобализации привели к тому, что весь мир превратился в громадную фабрику, включая такие гиганты, как Китай, а мировое потребление осталось в основном ориентировано на финансовые возможности "золотого миллиарда", как это было и в период разделения мира на две системы. В этом смысле нынешний глобальный финансовый кризис представляет собой вершину пирамиды, средним ярусом которой является классический кризис перепроизводства, а в основании - структурные диспропорции мировой экономики и развития. Финансовый кризис продемонстрировал в первую очередь оторванность мировых рынков капитала от потребностей реального сектора экономики, в котором и создаются товары и услуги, способные удовлетворить потребительский спрос. Эта ситуация вновь подтвердила необходимость более четкого регулирования мировых финансов на основе коллективных действий наиболее значимых экономик мира, среди которых одну из ведущих позиций занимает современная Германия - третья экономика мира и лидер мировой торговли, а также страны БРИК, включая Россию. У нашей страны и ФРГ нет принципиальных расхождений в оценке неотложных мер по стабилизации мировой финансовой системы как необходимой предпосылки для оздоровления мировой экономики. Россия поддерживает немецкую инициативу по подготовке и подписанию глобальной Экономической хартии, которая способствовала бы усилению прозрачности и предсказуемости в финансово-экономической сфере, координации финансово-экономической политики государств, формированию универсального кодекса экономического поведения. Эта инициатива была выдвинута канцлером ФРГ А. Меркель на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2009г. Близость наших оценок и подходов продемонстрировала подготовка к саммиту "Группы двадцати" в Лондоне в начале апреля 2009г. и принятые на нем решения, отраженные в итоговых документах. На саммите "Группы двадцати" в Лондоне при активном участии как российской, так и немецкой стороны были приняты "План действий по выходу из глобального финансового кризиса", "Заявление об укреплении финансовой системы" и "Заявление о направлении ресурсов через международные финансовые учреждения", наиболее значимые положения которых сводятся к следующему: - нынешний кризис - самый серьезный вызов мировой экономики в современной истории, который требует глобального решения; - основная цель антикризисных мер - "удовлетворение потребностей и обеспечение рабочими местами трудящихся и их семей не только в развитых странах, но и странах с формирующейся рыночной экономикой и беднейших странах мира"; - восстановление мировой финансовой системы и возможностей кредитования при одновременном усилении регулирования в финансовой сфере и реформе международных финансовых институтов; - ужесточение и универсализация требований финансовой прозрачности и налоговой добросовестности применительно ко всем видам бизнеса; - поощрение глобальной торговли и инвестиций с одновременным отказом от протекционизма и поддержкой конкуренции; - обеспечение восстановления мировой экономики без дополнительной нагрузки на экологию, переход к "зеленой" экономике. Реализация этих ориентиров подкреплена целым набором конкретных мер, которые также зафиксированы в плане. Центральными среди них являются: - утроение ресурсов, которыми располагает МВФ, - до 750 млрд. долл.; поддержка новых ассигнований специальных прав заимствования (СПЗ) в размере 250 млрд. долл.; выделение не менее 100 млрд. долл. на поддержку дополнительного кредитования по линии многосторонних банков развития (МБР); обеспечение поддержки финансирования торговли в объеме 250 млрд. долл.; использование дополнительной выручки от согласованных продаж золота МВФ для финансирования беднейших стран на льготных условиях - 1,1 трлн. долл.; - направление странами "Двадцатки" 5 трлн. долл. за счет налоговых льгот на стимулирование национальных экономик, что позволило бы довести годовой рост производства до 4%; - политика центральных банков на национальном уровне, направленная на снижение процентных ставок; - меры государственной поддержки по рекапитализации системообразующих финансовых учреждений и урегулированию проблемы некачественных активов: страны договорились о выделении на это в общей сложности не менее 1 трлн. долл. Реализация заявленного комплекса мер, как подчеркивается в плане со ссылкой на прогноз МВФ, способна обеспечить к 2010г. рост мировой экономики на уровне 2% в год. Одной из ключевых институциональных мер по управлению процессом оздоровления мировой финансовой системы и экономики в более широком смысле стало решение "Двадцатки" о расширении Форума по финансовой стабильности и его воссоздании "на более прочной институциональной основе" и наделении "более широким мандатом по обеспечению финансовой стабильности" в качестве Совета по финансовой стабильности (СФС). Таким образом, Форум по финансовой стабильности, созданный ещё в 1999г., в который входят представители центральных банков и министерств финансов наиболее развитых стран мира, а также международных финансовых организаций, например, МВФ и Всемирного банка, должен трансформироваться в постоянно действующий координационный, исполнительный и надзорный орган "Двадцатки". Определенные расхождения в подходах российской и немецкой стороны касаются, пожалуй, оценки роли доллара в качестве мировой резервной валюты. Власти ФРГ исходят из приоритета доллара в мировой экономике, не умаляя значения других валют, в том числе евро3. Российская позиция заключается в идее мировой корзины резервных валют, в том числе региональных, на роль одной из которых мог бы претендовать и рубль, а в перспективе - в переходе к новой общемировой валюте4. Подобный подход во многом разделяется и китайской стороной. Приверженность принципу коллективных действий по преодолению глобального финансового кризиса была подтверждена и на саммите "Большой Восьмерки" - "Группы восьми" в Италии в Аквиле, 8-9 июля 2009г. с участием как России, так и Германии, что выразилось в принятии специальной декларации "Ответственное руководство в интересах обеспечения устойчивого развития". Наряду с подобными неотложными мерами по стабилизации глобальной финансовой системы и оживлению мировой экономики одним из наиболее эффективных способов выхода из кризиса, как представляется, является развитие прямых инвестиций, кооперационных связей в реальном секторе, формирование платежеспособного спроса на новых рынках, таких как, Россия. Таким образом, нынешний кризис наглядно продемонстрировал развитым экономикам актуальность формирования платежеспособного спроса в переходных экономиках, а сделать это можно только через инвестиции в развитие реального сектора на новых рынках и трансфер технологий. С другой стороны, это должно привести к преодолению оторванности источников сырья от рынков сбыта конечной продукции и искоренению рудиментов колониальной идеологии, которая превалировала в прежний исторический период. Наряду с этим географическое объединение сырья, производства и сбыта конечной продукции на основе платежеспособного массового спроса в глобальном масштабе за счет тесных кооперационных международных связей должно сделать экономику более адаптивной и менее склонной к перепроизводству товаров, услуг и выпуску неподкрепленных финансовых инструментов. Речь идет о трансфере на новые рынки, в том числе и прежде всего высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: автомобили, авиационную технику, поезда, сложные агрегаты и системы, электронику и т.д. Думается, что российско-германское торгово-экономическое сотрудничество может стать в этом смысле хорошим полигоном для отработки новых принципов межгосударственного взаимодействия, для чего уже сформирован неплохой задел. Как известно, на сегодняшний день износ основных фондов в России составляет не менее 80%. Наша страна стоит на пороге смены технологической парадигмы, которая невозможна без масштабных иностранных инвестиций в реальный сектор экономики при обязательном условии трансфера в Россию наиболее передовых технологий. Подобный подход должен привести к выравниванию сырьевого крена российского экспорта, заложником которого стала ещё советская экономика. Основным источником передовых технологий по-прежнему являются США, ведущие страны ЕС, включая Германию, а также Япония. Географическая близость и энергетическая взаимозависимость России и ЕС создают особенно благоприятные предпосылки для формирования новой модели взаимоотношений. В связи с этим особую ценность представляет собой накопленный опыт российско-германского сотрудничества, в том числе в высокотехнологичных сферах, таких как телекоммуникации, космос, транспорт, автомобилестроение, а также в нефтегазовой промышленности и других сферах. Формирование подобной новой модели экономических отношений в свою очередь, как представляется, создаст необходимый фундамент и благоприятный фон, в том числе в глазах российской и зарубежной общественности, включая общественное мнение в ЕС и Германии, для поиска совместных решений по ключевым вопросам мировой политической и гуманитарной повестки, таким как инициативы Президента России Д.А. Медведева по строительству новой архитектуры европейской и международной безопасности, вопросы разоружения и нераспространения ОМУ и ОМП, иранская и северокорейская ядерные программы, ближневосточное урегулирование, стабилизация ситуации в Афганистане и Ираке, борьба с экстремизмом и терроризмом, наркотрафиком, продовольственная проблема, задача по борьбе с наиболее опасными заболеваниями и эпидемиями. Подобную оценку соотношения экономики и политики в нынешней международной ситуации высказал и зам. министра иностранных дел России А.В. Грушко в ходе Международной конференции "Новая архитектура безопасности в Европе: режимы, механизмы, инструменты" в МГИМО (У) МИД России 2 апреля 2009г., подчеркнув, что глобальный финансовый кризис является общим вызовом, аналогичным событиям 11 сентября 2001г., который должен в том числе сыграть роль стимула к нахождению взаимоприемлемых решений и по наиболее острым вопросом мировой и региональной политической повестки.
* ** Из книги: Никитин А.К., Кабулова О.З. Модель взаимодействия России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса / А.К. Никитин, О.З. Кабулова. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. - 104с. - С. 85-89
Заключение
Нынешний глобальный финансовый кризис явился общим цивилизационным вызовом, аналогичным угрозе международного терроризма, концентрированным выражением которой стали события 11 сентября 2001г. Как и эта проблема, финансовый кризис стал порождением диспропорций мирового развития, деления человечества на "золотой миллиард", на потребление которого во многом заточена мировая экономика и колоссальную периферию бедности. В более узком смысле нынешний кризис стал результатом отрыва мировых рынков капитала от потребностей реального сектора экономики. Исправление этих диспропорций, в том числе за счет стимулирования производственной кооперации развитых, переходных и наиболее бедных экономик, потребительского спроса в новых экономиках, формирования высокотехнологичной и экологичной глобальной экономики будущего, основанной на человеческом капитале, является залогом минимизации подобных кризисных явлений в будущем - даже с учетом циклического развития мировой экономики - и их экстраполяции в политическую плоскость в форме терроризма и экстремизма, межгосударственной или межблоковой конфронтации. Нынешний глобальный финансовый кризис вновь подтвердил необходимость более четкого регулирования мировых финансов на основе коллективных действий наиболее значимых экономик мира, среди которых одну из ведущих позиций занимает современная Германия - третья экономика мира и лидер мировой торговли, а также страны БРИК, включая Россию. Комплекс неотложных мер по стабилизации глобальной финансовой системы и оживлению мировой экономики, зафиксированный в документах саммита "Группы двадцати" в Лондоне в начале апреля 2009г., продемонстрировал отсутствие у нашей страны и ФРГ существенных расхождений в оценке кризиса и базовым подходам к его преодолению. Глобальный финансовый кризис и развивавшиеся параллельно кризисные явления в отношениях России и Запада в целом существенным образом не повлияли на характер, структуру и интенсивность двустороннего российско-германского взаимодействия, которое развивается по целому спектру направлений от торгово-экономического, инвестиционного, гуманитарного сотрудничества и диалога гражданских обществ до сугубо политико-дипломатического взаимодействия и военно-технического сотрудничества. Подобный факт свидетельствует о том, что отношения между нашими странами выстраиваются на долгосрочной и партнерской основе, носят структурный характер, мало подверженный изменениям политической и экономической конъюнктуры. Российско-германское торгово-экономическое сотрудничество может стать в этом смысле хорошим полигоном для отработки новых принципов межгосударственного взаимодействия, для чего уже сформирован неплохой задел. Как известно, на сегодняшний день износ основных фондов в России составляет не менее 80%. Наша страна стоит на пороге смены технологической парадигмы, которая невозможна без масштабных иностранных инвестиций в реальный сектор экономики при обязательном условии трансфера в Россию наиболее передовых технологий. Подобный подход должен привести к выравниванию сырьевого крена российского экспорта, с одной стороны, и концентрации высокотехнологичных производств, прежде всего, в оборонной сфере, с другой стороны, заложником чего стала ещё советская экономика. Основным источником передовых технологий по-прежнему являются США, ведущие страны ЕС, включая Германию, а также Япония. Географическая близость и энергетическая взаимозависимость России и Германии и ЕС в целом создают особенно благоприятные предпосылки для формирования новой модели взаимоотношений, основанной на кооперации в реальном секторе, пространственном совмещении производства и сбыта, развитии платежеспособного спроса в нашей стране и адаптации наших стран к потребностям и рискам экономической глобализации. В связи с этим особую ценность представляет собой накопленный опыт российско-германского сотрудничества, в том числе в высокотехнологичных сферах, таких как телекоммуникации, космос, транспорт, автомобилестроение, а также в нефтегазовой промышленности и других сферах. Российско-германское сотрудничество в сфере науки и техники, нанотехнологий и образования во все большей степени приобретает комплексный характер, что отвечает задаче синтеза науки, наукоемкого высокотехнологичного производства и образования, нацеленного на формирование технологической и цивилизационной парадигмы будущего. Анализ межрегионального сотрудничества свидетельствует об активном формировании сетевой структуры, матрицы сотрудничества, прежде всего в реальном секторе, на процесс которого глобальный финансовый кризис не сумел оказать существенного влияния. Географический масштаб и тематический охват межрегионального сотрудничества говорят о том, что речь идет об инвестиционной и производственной кооперации на базовом уровне: хозяйствующих субъектов, трудовых коллективов в регионах, которая не замыкается на ограниченный ряд крупных проектов федерального уровня. Подобный подход является лучшим аргументом в пользу того, что формирующаяся модель российскогерманского сотрудничества является оптимальной для адаптации наших экономик к условиям глобализации на принципах кооперации, экономической эффективности, оптимизации соотношения спроса и предложения, развития рынка труда. На сегодняшний день Россия и Германия сформировали эффективный механизм межгосударственного взаимодействия и диалога гражданских обществ. Важнейшими элементами этого процесса являются проводимые на регулярной основе российско-германские межгосударственные консультации на высшем уровне, деятельность российско-германской Рабочей группы высокого уровня по политике безопасности (РГВУ), взаимодействие МИД наших стран, работа Форума "Петербургский диалог". В ходе переговоров первого заместителя Министра иностранных дел России А.И. Денисова со статс-секретарем МИД ФРГ П. Аммоном в рамках Одиннадцатых российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне в июле 2009г. было "высказано убеждение в важности и перспективности стратегического диалога России и Германии"6. При этом было особо отмечено, что "МИД России и Германии намерены и далее плотно сопровождать двусторонние проекты сотрудничества в рамках стратегии "партнерства для модернизации", совершенствовать договорноправовую базу отношений". Переход на качественно новый уровень отношений между Россией и Германией, наполнение реальным содержанием формата стратегического партнерства между нашими странами, что было вновь подтверждено слаженными совместными действиями по преодолению общего вызова в виде глобального финансового кризиса, диктуют необходимость более интенсивного профессионального общения молодых дипломатов с российской и немецкой стороны, которым предстоит решать не менее сложные и ответственные задачи завтрашнего дня на благо наших стран и всего мира. Подобной площадкой могла бы стать Российско-Германская Ассоциация молодых дипломатов, которая предоставляла бы возможность начинающим дипломатам наших стран познакомиться друг с другом и обсудить наиболее актуальные проблемы двусторонней и мировой повестки. Ассоциация должна стать по сути дела двусторонней лабораторией дипломатии будущего, что послужит залогом стабильности, преемственности и поступательного развития наших отношений в самых различных областях.
1 См. подробнее: Экспертный доклад: Финансово-экономический кризис (истоки, развитие, прогноз) /По состоянию на февраль 2009г. /Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. /Научный руководитель работы В.И. Якунин. Под общей редакцией С.С. Сулакшина. Москва: "Научный эксперт", 2009.; Нижегородцев Р.М., Стрелецкий А.С. Мировой финансовый кризис: Причины, механизмы, последствия / Р.М. Нижегородцев, А.С. Стрелецкий. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", "URSS", 2008.; Платонова И.Н., Наговицин А.Г., Коротченя В.М. Перестройка мировой финансовой системы и позиция Росии/Отв. ред. д.э.н., проф. И.Н. Платонова/И.Н. Платонова, А.Г. Наговицин, В.М. Коротченя. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", "URSS", 2008.; Кругман, Пол. Возвращение Великой депрессии?/ Пол Кругман. - М.: "ЭКСМО", 2009.; Гринспен, Алан. Эпоха потрясений: Проблемы и перспективы мировой финансовой системы/Алан Гринспен. - М.: "Сколково", 2009.; Финансовый кризис в России и в мире. - М.: "Проспект", 2009.
2 План действий по выходу из глобального финансового кризиса. 2 апреля 2009г. / Официальный сайт Президента России. (Электрон. ресурс.) Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru/text/docs/2009/04/214938.shtml; Заявление об укреплении финансовой системы. 2 апреля 2009г. / Официальный сайт Президента России. (Электрон. ресурс.) Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru/text/docs/2009/04/214941.shtml ; Заявление о направлении ресурсов через международные финансовые учреждения. 2 апреля 2009г. / Официальный сайт Президента России. (Электрон. ресурс.) Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru/text/docs/200/9/04/214942.shtml 3 "Steinbrueck: "Wir brauchen nun Aktionen". Bundesfinanzminister Peer Steinbr?ck im Deutschlandfunk. ("Штайнбрюк: "Нам нужны действия". Интервью министра финансов ФРГ Пира Штайнбрюка радио "Германия"). / Официальный сайт правительства ФРГ. (Электрон. ресурс.) Режим доступа: http://www.bundesregierung.de/Content/DE/Interview/2009/04/2009-04-02-steinbrueckdeutschlandfunk,layoutVariant=Druckansicht.html 4 Предложения Российской Федерарации к саммиту "Группы двадцати" в Лондоне (апрель 2009г.). 16 марта 2009г. / Официальный сайт Президента России. (Электрон. ресурс.) Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru/text/docs/2009/03/213992.shtml 5"Ответственное руководство в интересах обеспечения устойчивого развития". Италия, Аквила, 8-10 июля 2009г. Перевод с английского. Официальный сайт Президента России. (Электрон. ресурс.) Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/articles/2009/07/219334/219332.shtml
6 О переговорах первого заместителя Министра иностранных дел России А.И.Денисова со статс-секретарем МИД ФРГ П.Аммоном. Сообщение для СМИ. 16 июля 2009г./Департамент информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации. (Электрон. ресурс.) Режим доступа: http://www.mid.ru/nsreuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/432569d80022027ec32575f5002a56f8?OpenD ocument