03 сентября 2007
2976

Николай Вардуль: Требуйте долива нефти после застоя

Сколько бы правительство ни открещивалось от нефти, которая и в экономический рост якобы вкладываться перестала, и в бюджетных доходах будто бы постоянно снижает свою долю, нефть все равно была и остается главной российской кормилицей. Уверен, это и доказывать не стоит. Не будь взлета нефтяных цен, российская экономика и политика выглядели бы совсем по-другому, гораздо скромнее.

Нефтецены, как "Колокол" Герцена, разбудили спрос, за которым закономерно проснулись предложение и производственные инвестиции. Экономический рост придал смелости политикам, которые уже не мыслят себе дальнейшее экономическое и политическое развитие без не просто сохраняющих за собой ведущее значение госинвестиций и госкомпаний, но и прогнозируют дальнейший рост государственной инвестиционной активности. Для чего, понятно, нужны непрерывно растущие госдоходы.

Бюджет идет к дефициту на фоне роста нефтяных доходов не из-за снижения налогов, а из-за неподъемных расходов и инвестиций. Значит, экономполитика неэффективна, она проводится в интересах прежде всего госкомпаний, а отнюдь не будущих поколений
Что же касается последних, то здесь все еще контрастнее. Чего стоят, например, отчеты Федеральной налоговой службы о сборе НДС в этом году! По сути, взлеты и падения сбора этого налога, соответственно занимающего первое-второе места по наполнению федерального бюджета (его конкурентом, что так же красноречиво говорит о зависимости государства от нефти, является налог на добычу полезных ископаемых в лице прежде всего все той же нефти), объясняются поступлениями в бюджет юкосовских долгов по уплате НДС. Ситуация просто кричит о неблагополучном будущем бюджета. Платежи ЮКОСа конечны, бюджет же уже настроен на потребление его денег. Бюджет еще профицитен, но профицит неуклонно сокращается, и это при том, что цены на нефть уверенно зашкаливают за среднегодовой показатель, фигурирующий в бюджете. Все это говорит о весьма опасном феномене привыкания расходов бюджета к сверхплановым доходам. Уверен, сокращение профицита продолжится и после 1 октября, когда в силу вступят рекордные экспортные пошлины на сырую нефть, которые составят $250,4 за тонну.

Согласен, профицит бюджета - состояние не вполне нормальное, свидетельствующее, что государство забирает из экономики больше денег, чем следует. Но тот факт, что бюджет уверенно идет к дефициту не за счет снижения налогов, а за счет его перегруженности расходами, причем на фоне роста нефтяных доходов, говорит о неэффективной экономической политике, проводимой в интересах прежде всего госкомпаний, а отнюдь не будущих поколений.

О будущем я заговорил потому, что оно может оказаться мрачным, не когда цены на нефть пойдут вниз, а, наоборот, когда они будут по-прежнему делать все от них зависящее для безоблачного будущего, но не встретят понимания российского государства. Примеры уже есть. Президент Мексики Фелипе Кальдерон в последнем обращении к нации заявил, что подтвержденных запасов нефти его стране хватит на девять лет, поэтому "необходимо срочно сокращать нашу финансовую зависимость от нефтяных доходов". Россия на всех порах входит в положение Мексики.

03.09.2007
Материал опубликован в "Газете" No163 от 04.09.2007г.


http://www.gzt.ru/business/2007/09/03/220113.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован