На прошедшей неделе, в четверг, в малом зале администрации Рязани состоялся "круглый стол" на тему "Основные тенденции законодательной политики в социальной сфере". Члены фракции партии "Единая Россия" в Госдуме, председатель комитета по образованию и науке Н.И. Булаев и председатель комитета по труду и социальной политике А.К. Исаев встретились с представителями рязанской общественности.
Разговор прежде всего коснулся закона о замене льгот на денежную компенсацию, принятого депутатами летом. Он по-прежнему продолжает будоражить людей, но, как сказал Н.И. Булаев, есть по этой проблеме вопросы, на которые нет ответа. Позднее он добавил: сложность состоит еще в том, что как такового "закона о льготах" не существует. Есть около 150 законов, в той или иной степени касающихся различных льгот. В этой "связке" и три закона -об образовании, высшей школе и науке. На данный момент, по словам Н.И. Булаева, эти основополагающие законы ничего отрицательно нового не несут, а все положительное в них удалось сохранить. Ушло из этих документов то, что никогда не выполнялось. Будет что-то новое? Да, если будут новые законы. Н.И. Булаев сообщил, что идет обсуждение концепций об участии государства в управлении наукой и об участии государства в управлении образовательными учреждениями.
Давая оценку в целом принятому закону о льготах, Н.И. Булаев увидел его заслугу в том, что он четко разграничил полномочия федерального центра, регионов и муниципалитетов, и теперь каждая из этих сторон будет во всей полноте ощущать свою ответственность.
А.К., Исаев прежде всего сказал, что при всех недостатках закона он нужен. Система льготного обеспечения работает неэффективно, потому что сложилась она при социализме, а сейчас принципиально новые
экономические отношения. Показательны в этом плане постоянная нехватка льготных лекарств, сокращение количества льготного транспорта ... Лет через семь, сказал А.К. Исаев, льготы "умерли" бы сами по себе. Однако правительство сделало большую ошибку, не посоветовавшись относительно замены льгот с различными общественными организациями, представляющими интересы граждан-льготников. Эту ошибку постаралась исправить в Госдуме фракция "Единая Россия", начав переговоры и консультации с общественностью.
Общее количество поправок и дополнений, поступивших из субъектов РФ, от депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, превысило пять тысяч, и более 800 из них было учтено. Закон заметно изменился в лучшую для льготников сторону. Для подавляющей части этой категории граждан, кого по принятому законодательству обеспечивает льготами центр, на 2005 год основные льготы действовавшие и действующие на сегодняшний день, сохраняются. Речь идет об уплате жилищно-коммунальных услуг, предоставлении бесплатных медикаментов, санаторного лечения, проезда в
пригородных поездах и проезда к месту лечения и отдыха. Кого обеспечивает центр? Это - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, участники боевых действий, военнослужащие, дети-инвалиды и инвалиды с детства, инвалиды всех трех групп. В ведении РФ остаются вопросы, связанные с возмещением вреда и мерами социальной поддержки чернобыльцам, а также приравненных к ним категориям, меры поддержки доноров. Что касается Героев СССР и РФ, кавалеров орденов Славы, то осенью будет принят новый закон об их статусе, где определятся и меры их социальной поддержки, размеры денежной компенсации льгот.
Какие льготники перешли в ведение субъектов Федерации? Например, Рязанской области? Речь тут может идти о трех группах: ветераны труда, труженики тыла и жертвы политических репрессий, и относительно их местная власть сама решает: сохранять льготы "натурой" или компенсировать их деньгами? Но в любом случае должны быть соблюдены три основных принципа: объем финансирования этих льгот не может быть уменьшен; категории не могут быть сокращены; условия предоставления льгот не могут быть ухудшены. Это нормы заключительных положений закона.
Депутаты Госдумы, побывавшие перед началом "круглого стола" в Правительстве Рязанской области, были, по их словам, проинформированы об удвоении средств, выделяемых в будущем году на "местные" льготы. Потом депутатам был задан вопрос: за счет чего возьмется удвоение?.. И хотя, как справедливо прозвучало, спрашивать об этом лучше представителей рязанских властей, депутаты дали ответ в общем по регионам: за счет перераспределения региональных бюджетов, трансфертов, полученных из центра.
А.К. Исаев затронул такой "интересный" вопрос: пенсионеры - не ветераны труда часто обижаются, что работали они не хуже других, а льготами их обошли. Эта проблема, сказал он, "проговаривается". Возможно, что все нынешние пенсионеры будут получать то же, что и ветераны труда.
Очень важно, что в принятый закон введен принцип так называемых "длящихся правоотношений". Это обещание государства выполнить все те обязательства, которые оно взяло на себя на 1 января 2005 года: то есть, если льготник находится сейчас в очереди на получение автомобиля или ожидает улучшения жилищных условий, то в течение ближайших лет государство должно выполнить все эти обязательства.
Конечно, зашла речь и о так называемом "соцпакете", который в будущем году получат "федеральные" льготники. Эту "задумку" депутатов, обсчитанную в 450 рублей, простой люд "раскусить" никак не может, и всяк трактует по-своему. Например, что льготник будет получать лекарств только на 400 рублей, а если он в санаторий отправится, то лечиться и отдыхать там будет целый месяц на... 50 рублей.
Все не так, сказали депутаты Госдумы. Лекарств отпустят столько, сколько потребуется, а санаторное лечение будет обходиться в 400 рублей в день. Санаториям льготники не станут большой нагрузкой, ведь их рассчитывают принимать вне сезона.
Впрочем, если кого "соцпакет" и в таком виде не устраивает, могут в следующем 2006 году от него отказаться и вернуть свои 450 рублей ко всей остальной денежной компенсации.
Один из участников "круглого стола" заметил, что даже очень хороший закон нуждается в хорошем, проработанном механизме исполнения. Депутаты Госдумы согласились и сказали, что будут на сей счет "слушать" правительство.
И еще; они обратились через СМИ к льготникам с просьбой не относиться к "монетизации" только неодобрительно, не цепляться за старое - отжившее, неэффективное. А если, может, чего они и просмотрели, время покажет и подскажет. Но вреда льготникам никто из депутатов не хотел...
Татьяна БАННИКОВА
Рязанские Ведомости. Рязань.
16 октября 2004 г.