Во всем мире идет нарастание процесса кластеризации компаний. В последнее время эта тенденция затронула сферу исследований и разработок. Зачем нужны такие кластеры? Что они дают компаниям, входящим в их состав? Какую роль в формировании кластеров играет государство?
1. Возрастание интереса к кластерам в экономике знаний. Развитие современной экономики в условиях глобализации стимулирует появление все новых форм кооперации и интеграции как внутри национальных границ, так и за их пределами. Поиск адекватных быстро меняющемуся миру способов организации производства и экономического взаимодействия нацелен на оптимизацию использования материальных и нематериальных ресурсов, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. При этом глобализация связана не только с деятельностью транснациональных компаний (ТНК), для которых национальные рамки слишком узки и уже не имеют былого системного значения. Разворачивание новых форм производства и его организации в условиях формирования экономики знаний и глобализации обусловлено совокупностью изменений в системе мирового устройства экономики, политики, культуры и усиления соответствующих взаимодействий на глобальном, субрегиональном, национальном и локальном уровнях (о модели глобализации см. подробнее в [1-2]). К таким активно развивающимся формам экономической организации и социального взаимодействия относятся кластеры, сети и т.п.
Недаром во многих аналитических документах мирового масштаба кластерам уделяется серьезное внимание. Так, в последнем обзоре Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) 2008 года "Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов" кластерам посвящен самостоятельный раздел [3; 4]. Обзор представителен и по охвату государств, и по разнообразию отраженных в нем подходов: он формируется на основе материалов, подготовленных аналитиками стран, входящих в состав ЕЭК ООН, т.е. стран ЕС, в том числе новых членов Союза, России и ряда других стран.
Кластер в сфере инноваций определяется в вышеупомянутом документе таким образом: "Инновационный кластер представляет собой систему тесных связей между фирмами, их поставщиками и клиентами, а также институтами знаний, способствующими появлению инноваций. Кластер включает в себя компании, которые и кооперируются, и конкурируют друг с другом" [3, с.85]. В качестве основных характеристик кластеров выделено следующее:
· географическая концентрация (близко расположенные фирмы привлекают друг друга возможностью экономить на быстром экономическом взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения);
· специализация (кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой все участники, или акторы, имеют отношение);
· множественность экономических агентов (кластеры и их деятельность охватывают не только фирмы, входящие в кластер, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации и т.д.)
· конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействий между фирмами-членами кластера, которые присущи им в равной мере);
· достижение необходимой "критической массы" в размере кластера для получения эффектов внутренней динамики развития;
· жизненный цикл кластеров (они рассчитаны на долгосрочную перспективу);
· вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы технологических, продуктовых, рыночных и организационных инноваций) [4].
Кластеры основываются на систематическом взаимодействии и отношениях друг с другом. Эти отношения строятся в связи с общими или взаимодополнительными производственным процессом, продукцией, основными используемыми технологиями, потребностями в обеспечении естественными ресурсами, требованиями к умениям и локальным производственным ноу-хау, а также с каналами распространения продукции и услуг. Но при этом кластеры - нечто большее, чем бизнес-сети, так как последние обычно "являются более закрытыми организациями, обеспечивающими своим членам внешнюю экономию за счет разделенных между ними затрат на стоимость ресурсов, экспертизы и информации" [3, с.85].
Взаимосвязи современных кластеров строятся как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальные связи осуществляются через каналы закупок и продаж, а горизонтальные - через комплементарность производимых продукции и услуг, а также через использование похожих, достаточно специализированных факторов производства, технологий или институциональных организаций и подходов и т.п. [5]. Более того, привлекательность кластеров становится более очевидной, когда у них сформированы сильные связи с соответствующими кластерами в других регионах и - подчеркнем это особо - в других странах. Последний фактор становится все более существенным в условиях глобализации и усиления интернационализации сферы исследований и разработок (ИиР) и инноваций [1].
2. Интернационализация, кооперация и интеграция в сфере исследований и разработок. Важное направление в глобализации экономики - интернационализация ИиР. Она оказывает значительное влияние на экономическое развитие и государственную политику. Интернационализацию ИиР нельзя назвать новым явлением, так как практика проведения ИиР за рубежом существует уже долгое время. Однако международные ИиР традиционно осуществлялись в виде прямых иностранных инвестиций и до недавнего времени были в значительной степени ориентированы на адаптацию технологий для продажи их в других странах.
Современный тип интернационализации ИиР осуществляется в гораздо более высоком темпе, охватывает все большее число стран, в том числе развивающиеся страны, и включает более разнообразные виды исследовательской деятельности, нежели простая адаптация технологии к местным условиям. Видимо, последнее явление представляет собой принципиально новую тенденцию в интернационализации ИиР. Ранее ведущие фирмы предпочитали вести основную деятельность по созданию технологий вблизи от своих национальных баз. Однако в настоящее время интернационализация ИиР не только охватывает и применяет знания, полученные на родине и в других странах, но пытается получить доступ к центрам знания во всем мире. В результате источники знания становятся настоящими центрами притяжения. Кроме того, интернационализация ИиР происходит в различных формах - это и международные программы (проекты), и создание и поддержка центров превосходства, и разнообразные кластеры, и новые модели ведения инновационно активного бизнеса, такие как открытые инновации [6-9].
Главную роль в процессе интернационализации ИиР играют транснациональные компании (ТНК), ибо такие фирмы составляют основную часть мировых компаний, ведущих ИиР. До недавнего времени ИиР занимали одно из последних мест с точки зрения интернационализации в цепочках создания стоимости, поскольку за рубежом развивались в основном производство, маркетинг и другие функции. Исследования и разработки, а также патентование их результатов фирмы вели, как правило, в собственных странах.
Сейчас ТНК все чаще меняют способы инновационной деятельности, и это - новое явление. Это касается создания сетей исследовательских подразделений, распределенных по миру. Наблюдается более широкое рассеяние производственных цепочек и интернационализации производства, за которыми следует более активное размещение исследовательских структур в разных точках всего мира. Такая технологическая деятельность за рубежом имеет целью получение доступа к местным источникам знаний и новых технологий.
Многонациональные корпорации являются ведущими игроками в глобальной системе ИиР, поскольку они - крупнейшие инвесторы исследований и разработок: почти 70 % общей суммы расходов на ИиР в зоне ОЭСР приходится на частный сектор, и в первую очередь на крупные фирмы [8]. Несмотря на важную роль крупных фирм в мировых ИиР, в настоящее время инновационная деятельность требует сотрудничества и взаимодействия как в пределах фирм, так и с внешними партнерами (например, с клиентами, поставщиками, университетами и научно-исследовательскими институтами). Но важны и другие аспекты, как, например, интернационализация науки и международная мобильность исследователей. Успешные инновационные фирмы обычно встроены в систему формальных и неформальных связей, в том числе в кластеры, с другими фирмами, государственными исследовательскими учреждениями, университетами и другими структурами формирования знания. Правительства также играют определенную роль в этих связях, так как политика в области ИиР, образования и инфраструктуры влияют на структуру и функционирование национальной инновационной системы (НИС).
Результаты показывают, что факторами размещения ИиР в развитых странах считаются: возможности для роста компании, качество научных кадров, сотрудничество с университетами, а вовсе не низкая себестоимость ИиР. Удивительно, что те же три фактора, а не низкая стоимость были признаны важными и для развивающихся стран. Однако недостаточная эффективность законодательства в области интеллектуальной собственности в развивающихся странах являлась отрицательным фактором [8].
Интернационализация ИиР несет с собой и проблемы, и новые возможности. До недавнего времени политика в области ИиР в значительной степени носила национальный характер. Новые формы интернационализации ИиР ставят новые вопросы на национальном уровне. Как, например, НИС должны реагировать на изменения в глобальном разделения труда при производстве знания? Главная проблема здесь заключается в том, что многие политические инструменты, такие как поддержка ИиР, политика в сфере образования или инфраструктуры пока остаются национальными по своему масштабу.
Вообще интернационализация исследований и разработок сейчас идет самыми быстрыми темпами. Кроме того, это распространяется на растущее число стран, включая страны с формирующейся рыночной экономикой. Большей частью это связано с изменениями мотивации внешних инвестиций. В прошлом международные научные исследования были в основном нацелены на адаптацию продукции и услуг к потребностям стран-заказчиков, потому что исследования и разработки должны выполняться рядом с основными потребителями, чтобы адаптировать продукцию или технологии к конкретным условиям. К тому же научно-исследовательская деятельность предпринималась за границей, чтобы поддержать отдельные производства ТНК. В настоящее время ТНК стремятся не только применять технологии, созданные в их стране или других странах, но и создавать технологии международными силами и получить доступ к мировой сети научных центров которые становились все в большей степени полидисциплинарными и межнациональными по сфере деятельности. Однако различия между адаптивными и инновационными научно-исследовательскими центрами не совсем ясны. Ряд исследований показал, что мотивация как спроса, так и предложения, отстает от очагов научно-исследовательской деятельности в стране-устроителе, но улучшается стимулирование создания новых технологий [9].
Изменение среды мировых исследований и разработок становится очевидным ввиду увеличения числа ИиР, организуемых и заказываемых из-за рубежа (посредством частного бизнеса, государственных институтов и международных организаций). Эти источники крайне важны для финансирования ИиР в коммерческой среде, и в большинстве стран финансирование исследований за счет иностранных коммерческих предприятий проводится фирмами, не относящимися к ТНК. В ЕС-27 иностранное финансирование составляло в среднем около 11% от общего финансирования ИиР в 2006 г. [10]. В Великобритании доля иностранного финансирования была наибольшей - 27%, за ней следовала Австрия - 26%. За прошлые примерно пять лет Южная Африка и Словакия показали наибольший рост доли иностранного финансирования (на 10%), а в Финляндии и Швеции она выросла на 5% [11]. Иностранное финансирование коммерческих ИиР из-за рубежа резко снизилось в Греции, Мексике и Португалии за период с 1996 по 2006 гг. (рис.1).
Рис.1. Финансирование ИиР в странах ОЭСР из-за рубежа, 1996, 2001, 2006 гг. (% от ИиР, осуществляемых на предприятиях бизнес-сектора)
Источник: OECD, Main Science and Technology Indicators (MSTI) database 2007/2.
В большинстве стран ОЭСР доля иностранных филиалов в ИиР промышленного сектора растет, так как зарубежные фирмы приобретают местные фирмы, выполняющие исследования (например, через слияние и поглощение) или основывают новые дочерние компании. Небольшие страны обычно показывают более высокую долю финансирования ИиР зарубежными филиалами. Среди более крупных европейских стран доля ИиР, выполняемых зарубежными филиалами, колеблется в пределах от 26% в Италии до 39% в Великобритании (рис.2). Самая низкая доля ИиР зарубежных филиалов в Японии - 5% от общего числа предприятий, проводящих исследования, но с 1995 г. он и там повысился. В Чехии и Словакии эта доля с середины 1990-х до 2005 г. резко выросла - с 18 до 52% и с 0,8 до 24% соответственно.
Рис.2. Затраты на финансирование ИиР зарубежными источниками, 1995, 2000 and 2005 гг. (% от затрат предприятий на ИиР)
Источник: OECD, Main Science and Technology Indicators (MSTI) database 2007/2.
3. Сложности процесса интернационализация ИиР. Интернационализация ИиР, осуществляемых на индустриальных предприятиях, в последние годы расценивается как попытка высокотехнологичных компаний использовать инновационные преимущества с целью разворачивания процесса глобализации и получения дополнительных прибылей от ее эффектов. Все чаще практиками и политиками высказывается мнение о необходимости инвестирования, главным образом, в международный компонент ИиР по причине высоких затрат и низкой эффективности таких исследовательских программ. В то же время оценить потенциал международных программ очень сложно. Таким образом, некоторые компании нацелены на создание культуры, при которой будет реализовано сотрудничество через региональные и национальные границы, и соединятся внутренняя экспертиза и технологии с успешными исследованиями по всему миру. Установление международных связей в сфере ИиР и управления транснациональными проектами сложны и рискованны в реализации. Принципиальными причинами этого являются физическое расстояние между единицами, осуществляющими ИиР, с одной стороны, и между единицами и корпорациями - с другой. Отдаленность влияет на качество и частоту проведения исследований, непосредственно затрагивает издержки проведения исследований, а также является причиной других трудностей. Управление международными ИиР-проектами осуществляется значительно сложнее, чем местными, а, следовательно, достижение таких же показателей скорости и эффективности невозможно.
4. Направления интернационализации. Потенциальные выгоды от международных программ ИиР значительны. Исследования ИиР в менеджменте привели к лучшему пониманию детерминант международных программ ИиР. На национальном уровне показатели интернационализации или тесной кооперации в сфере ИиР достигли 15-70% для разных европейских стран (в среднем около 30%), 1-8% - для Японии, 8-12% - США [12]. Несколько компаний этих стран превысили долю интернационализации ИиР, равную 90%.
Потребности, связанные с научными исследованиями, по сравнению с потребностями в сфере разработок, повлекли за собой различные организационные и кооперационные проблемы. Так, важные наблюдения были сделаны на основе международного исследования 81 высокотехнологичной компании, проведенном в 2002 г. в Европе, США, Японии, Южной Корее и Китае. Полученные результаты позволили исследователям выделить следующие четыре вида и модели международной интеграции в сфере ИиР [13]:
1. Внутреннее исследование и внутренние же разработки предпочтительнее и более управляемы - ИиР рассматривается как национальное достояние. Такую модель можно охарактеризовать как чисто локальную.
2. Дисперсное исследование и внутренние разработки, когда ИиР и компания в целом ориентированы на технологии. Исследование легче интернационализируется, чем разработки (необходима коммерческая защита результатов, усиленные коммуникации во время создания новшества и т.д.). Это дисперсно-локальная модель.
3. Внутреннее исследование и дисперсные разработки. Если компания в большей степени управляема рынком, где централизация управления затрагивает прежде всего фазу исследований, а не разработок. Это локально-дисперсная модель организации бизнеса.
4. Исследование и развитие рассеяны по миру и объединены в сети, а центробежные силы значительнее, чем центростремительные, т.е. компания становится более глобальной. Такую модель можно назвать глобальной или, лучше, глобализованной.
В таком случае действия компании, определяющие выбор стратегии интернационализации ИиР, будут следующими:
· идентификация четырех моделей международной научно-исследовательской дисперсии (ИиР как национальное достояние, управляемое технологией, либо управляемое рынком, либо глобальное);
· оценка двух важных факторов осуществления ИиР: доступ к местным науке и технике, а также доступ к местным рынкам и клиентам;
· оценка четырех тенденций в интернационализации ИиР (интернационализация исследований, интернационализация разработок, разработки следуют за исследованием, или, наоборот, исследования следуют за разработками);
· достижение существенных выгод посредством географического и функционального разделения;
· оценка сложностей внедрения и управления разными моделями интернационализации ИиР.
Международный характер ИиР не обязательно означает глобально интегрированный подход к ним. Исследования сконцентрированы во всем мире в нескольких областях (био-, нано-, инфо-, экотехнологии), в то время как разработки более рассеяны, чем исследования, и по областям, и территориально. На учреждение новых единиц ИиР влияют два основных фактора: доступ и поддержка местных рынков и доступ к местной науке и технике. Они и дают начало четырем формам организации ИиР. Больше чем географическое положение или наличие промышленности на направление интернационализации ИиР влияет их относительная значимость. Пространственные и функциональные факторы заставляют соединять исследование и разработки.
Управление ИиР становится более сложным из-за ограничений в преобразовании знания, побочных эффектов культурного, лингвистического и поведенческого разнообразия и препятствий или ограничений коммуникации. Видимо, развитие в информационных и коммуникационных технологиях облегчат дальнейшую дисперсию ИиР. В то же время ТНК имеют больше возможностей объединять таланты менеджеров и сосредотачивать полезную информацию, что необходимо для успешного проведения проектов ИиР. С усилением глобального присутствия и связей компании будут в состоянии более легко использовать неместную науку и технику. Но международные ИиР в большей степени повышают способность компании вводить новшества, так как усиливают управление потоками коммуникации и процессами создания и реализации новшества в условиях интегрированной сети ИиР.
5. Развитие кластеров как формы кооперации в условиях глобальной экономики знаний. Одной из экономических форм, способствующих объединению нематериальных активов фирм, в том числе интеллектуального, информационного, человеческого потенциалов, являются кластеры. Они развиваются в различных отраслях производства, в том числе интеллектуального и материального. И охватывают разные секторы, регионы и субрегионы стран и мира.
Показательны результаты исследований роли кластеров в развитии инноваций, которые проводились по инициативе Еврокомиссии в 2006 г. в 25 странах-членах ЕС, нескольких странах-кандидатах на вступление в Объединенную Европу, а также в Норвегии, Швейцарии и Исландии. Это уже шестое общеевропейское исследование по проблемам инноваций, начиная с 2001 г. Опросы были проведены в 3528 компаниях, которые действуют в кластерной среде, из общего массива в 20994, выбранного случайно. Респондентами были топ-менеджеры компаний, формирующие стратегические решения [14].
По количеству компаний, оперирующих в кластерной среде, лидирует Великобритания (84% компаний), Латвия (67%) и Ирландия (64%). Чуть менее высокая пропорция кластерных операций была обнаружена в Италии (43%), Болгарии (35%) и Австрии (34%). В конце рейтинга оказались Кипр (только 3% компаний были квалифицированы как кластерные), Польша (4%), Чешская Республика (4%), Греция, Эстония и Литва (по 9%).
В среднем каждая четвертая компания (с числом занятых не менее 20 человек) в ЕС (24%) работает в кластерной среде, характеризуемой тесной кооперацией с другими местными компаниями и сильными связями с локальной бизнес-инфраструктурой. В ЕС-25 наблюдаются существенные различия между старыми членами ЕС и присоединившимися в 2004: в недавно присоединившихся к ЕС странах компании, работающие в кластерной среде, составляют всего 9%, в то время как в странах ЕС-15 это соотношение равно 28%.
Кооперация и конкуренция - центральные понятия парадигмы о кластерах. Хотя около четверти кластерных компаний в ЕС не принимают активного участия в какой-либо бизнес-сети, примерно столько же (23%) принимают участие более чем в одной, и доминантная группа компаний активна в одной подобной сети (50%). Кластерные компании из недавно присоединившихся к ЕС стран в меньшей степени участвуют в такого рода сетях (30% не принимают участия вообще, 30% принимают участие более чем в одной). Наиболее интенсивно развивается налаживание сетей в странах-кандидатах в члены ЕС: в Швейцарии, Исландии и Норвегии 44% компаний активно участвуют по крайней мере в двух сетях [14].
Наиболее высокий уровень и интенсивность сетевых связей наблюдается в cеверных регионах ЕС: Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии. В этих странах большинство кластерных компаний принимают активное участие, по крайней мере, в двух бизнес-сетях (схожие характеристики имеет только Турция), и около девяти из десяти компаний принимают участие хотя бы в одной сети. Стратегия отказа от участия в какой-либо сети оказалась распространенной в Чешской Республике (51% компаний), Италии (49%), Венгрии (48%), Словакии (41%), Бельгии, Португалии и Словении (по 39%) [14].
Лучше всего кластерные компании кооперируются с другими компаниями (среди среднего и малого бизнеса - 70% компаний, среди крупных компаний - 60%, среди недавно открытых - 40%), а также с государственной администрацией (64%), с финансовыми институтами (61%) и с университетами (55%). Треть компаний также заявили, что они кооперируются с государственными лабораториями и исследовательскими центрами (36%) [14].
Интересно, что в большинстве стран все кластерные компании вступают в кооперацию, по крайней мере, с одним из вышеперечисленных агентов: в 25 из 32 исследуемых стран этот процент составил 95%.
6. Направления кооперации в кластере и между кластерами. Кооперация может быть охарактеризована не только участниками и количеством сетей, но также интенсивностью и обширностью областей, в которых она заключается.
Наиболее мягкой формой кооперации является передача информации, она же и самая распространенная форма.
Наиболее распространенная выгода от кооперации связана с человеческими ресурсами: 64% компаний отметили возможность нанимать более подготовленных работников. Чуть меньше компаний (62%) отметили регулярную передачу информации в их кластере. Шесть из десяти компаний (61%) находят, что их кластер способствует поднятию предпринимательского духа. Почти столько же (59%) отмечают, что для их кластера характерно развитие партнерских отношений по специфическим проектам.
Большинство компаний (57%) отмечают наличие обмена опытом внутри кластера, а 55% компаний говорят об обмене информацией, касающейся технологий. 41% компаний отмечают среди позитивных характеристик своего кластера помощь в сокращении времени доступа к рынку.
43% фирм заявляют, что их кластеры обеспечивают доступ к исследовательской инфраструктуре, а 46% компаний утверждают, что их кластеры обеспечивают пользование всех участников важными элементами инфраструктуры: зданиями, исследовательскими лабораториями и пр.
Примерно половина компаний (51%) не подтвердили, что их кластеры могут помочь им в повышении конкурентоспособности на европейском рынке. Хотя 42% компаний высказали противоположное мнение, что не так уж мало и указывает на выгоды кластеризации при определенных условиях.
7. Оценка кооперации между кластерами. Важно, что менеджеры и лица, принимающие стратегические решения, большинства компаний рассматривают кооперирование с другими европейскими кластерами скорее как новую возможность, чем как угрозу. Это мнение разделяют три четверти компаний ЕС и стран-кандидатов. Например, с энтузиазмом межкластерную кооперацию воспринимают в Нидерландах (59%), Польше (88%). Однако во многих странах на эту идею смотрят пессимистически: в Люксембурге, Литве, Словении, и Франции около 1/5 компаний рассматривают такую кооперацию скорее как угрозу их бизнесу, нежели как выгоду.
Около 85% компаний из стран-кандидатов рассматривают кооперацию с европейскими кластерами как шаг к новым возможностям. В то же время 16% компаний в ЕС не смогли высказать определенного мнения по этому поводу, а 10% опасаются, что результат будет скорее плачевным, чем выгодным для их бизнеса. Особенно положительно оценивают межкластерную кооперацию крупные фирмы, наиболее быстро развивающиеся фирмы и недавно образовавшиеся, а также менеджеры, работающие в производственных секторах.
Сложность рынка является одним из наиболее важных катализаторов усиления конкуренции: если местный рынок требует новых, улучшенных или инновационных товаров, кластер будет в силах увеличить затраты на инновации, которые необходимо внедрить для удовлетворения локального спроса. Однако только половина менеджеров компаний разделяет мнение о том, что рынок в их кластере более требователен, чем другие рынки.
8. Кластеры и внутренняя конкуренция. Среди стран ЕС-25 многие компании утверждают, что конкуренция внутри кластера не сильнее, чем в других регионах (так утверждают 43% компаний), но многие также заявляют, что внутри кластера конкуренция более жесткая (44% компаний). Принадлежность к кластеру больше способствует усилению конкуренции в зоне стран-кандидатов в ЕС (65% компаний соглашаются с тем, что конкуренция более интенсивна) и отчасти в странах, недавно вошедших в ЕС (47%), и странах за пределами ЕС (48%) [14].
Фирмы, сталкивающиеся с более интенсивной конкуренцией внутри кластера, признают, что такая ситуация выгодна кластеру. Три четверти стратегических лидеров европейских кластерных компаний признают, что сильная конкуренция в их кластере ведет к повышению конкурентоспособности, и семь из десяти подтверждают, что жесткая конкуренция является неотъемлемой частью успеха их кластера, а, следовательно, и их компаний.
Около четверти компаний в ЕС соглашаются с тем, что спрос на инновационные товары и услуги выше, чем в других странах мира. И только 7% компаний считают, что в ЕС спрос ниже. В целом около половины менеджеров считают, что рынок в ЕС немного или значительно выше мирового.
9. Инновации внутри кластера. В условиях жесткой конкуренции и высокого спроса на инновационную продукцию компании фокусируются на разработках и внедрении инноваций. Многие кластерные компании вовлечены в инновационную деятельность: 60% компаний ЕС внедрили инновационный продукт за последние два года, и около половины внедрили инновационную технологию.
Также популярным стало проведение исследований рынка (за последние два года такие исследования провели 41% компаний ЕС). В зонах стран-кандидатов и новых членов такие исследования даже более распространены, чем улучшения технологий производства. Около трети компаний ЕС проводит исследования самостоятельно, а еще треть компаний заключает контракты с университетами и исследовательскими институтами.
Защита интеллектуальной собственности посредством патентов наиболее распространена в странах-кандидатах (39%), затем следует ЕС (23%) и остальные исследуемые страны (11%). Схожая ситуация и с регистрацией торговых марок. Компании из стран, недавно вошедших в ЕС, менее всего склонны к применению легальных каналов патентования и регистрации торговых марок для защиты свей интеллектуальной собственности.
В целом 78% опрошенных компаний в ЕС занимались деятельностью, косвенно указывающей на инновационную активность. Таких компаний больше в странах - новичках (82%), странах, не имеющих отношения к ЕС (86%), но особенно в странах-кандидатах (93%). Картина такова, что чем больше открывается новых рынков и чем моложе компания, тем больше вовлечение в инновационные процессы и стремление развивать бизнес [14].
Кластерные инновационные компании ЕС с большей вероятностью патентует и регистрирует в качестве торговых марок свои инновации и новые продукты/услуги: в 2004 г. на патент претендовали 12% компаний, на новые торговые марки - 14% компаний, а в 2006 г. эта доля составила уже 29% в обоих случаях.
10. Выгоды, которые предоставляет кластер: доступ к рынкам. Кластеры в первую очередь помогают компаниям конкурировать на местных и региональных рынках (около 2/3 компаний в ЕС подтвердили, что принадлежность к кластеру помогает им достичь этих рынков). Также важна роль кластеров в улучшении конкурентоспособности большинства компаний на национальных рынках ЕС и стран-кандидатов (более половины).
Компании из стран-кандидатов (в особенности из Турции) считают, что их кластеры предоставляют им преимущества для конкуренции на рынках Европы и мира. Но в самом ЕС очень мало компаний считают, что кластеры помогают им на европейском или мировом рынках (более 1/3).
Менеджеры из стран-кандидатов в ЕС признавали выгодность принадлежности к кластеру для всех подразделений компании - утвердительный ответ был получен в 85-88% опрошенных подразделений. Схожее распределение голосов, но меньше энтузиазма проявили компании из ЕС - 2/3 подразделений признали свою выгоду от кластера. В странах, недавно вошедших в ЕС, мнения сильно различаются: больше всего с пользой кластеров согласились торговые подразделения, меньше - отделы по человеческим ресурсам.
В целом кластеры больше всего способствуют работе маркетингового отдела, а также при продаже, снабжении, приобретении и поставках. Отделы исследований и разработок получают наибольшую выгоду от кластера в Дании, Финляндии и Литве. В Венгрии и Латвии больше всех выигрывают отделы снабжения и продаж. Маркетинг получает наибольшую выгоду на Мальте, в Нидерландах и Эстонии.
Почти 1/5 часть всех европейских компаний, признавших, что работают в кластерной среде, заявили, что возможность войти в кластер была главным аргументом при принятии решения о текущем местоположении компании. В зоне стран-кандидатов этот процент составил 35%. Однако большинство компаний утверждает, что наличие кластера не влияло на решение о расположении компании (2/3 - в ЕС).
11. Поддержка кластеров государственной властью. Большинство менеджеров кластерных компаний признают, что государственные власти играют важную, если не основную, роль при поддержке кластеров (2/3 компаний разделяют это мнение). Только 15% компаний в ЕС сказали, что власти не играют роли в поддержке кластеров. С другой стороны, в странах-новичках (23%) и странах-кандидатах в ЕС (38%) распространено мнение, что государству не следует вмешиваться в операции бизнеса. Хотя и в этих странах большинство компаний считает, что государство должно играть хотя бы в ограниченных масштабах роль в поддержке кластеров или регионов.
Особенно яро отстаивают независимость бизнеса от государства Турция, Исландия и Чехия. Достаточно популярна такая позиция в Словении и Румынии (свыше 1/3). С другой стороны, ничтожное число стратегических компаний в Ирландии, Греции, Литве, Великобритании, Португалии и Италии (не более 9%) считают, что государство не имеет вклада в поддержку регионов.
Направления и формы поддержки кластеров государством перечислены ниже:
· Прямая финансовая поддержка специфических проектов.
· Обеспечение выполнения административных процедур.
· Предоставление зданий или других составляющих инфраструктуры.
· Снижение налогов на исследовательские и инновационные расходы.
· Снижение налогов на другие расходы, не связанные с исследованиями и разработками и инновациями.
· Организация публичных мероприятий (ярмарки, торговые миссии и пр.).
· Обеспечение сетей с университетами, администрацией.
· Обеспечение сетей с фирмами.
· Поддержка в развитии инкубаторов.
· Поддержка в улучшении репутации региона/кластера.
· Обеспечение передачи информации (запросы рынка, ситуация на рынке, новые правила и пр.).
· Обеспечение транспортных связей с другими кластерами или географическими областями.
В настоящий момент кластерные компании ЕС получают наиболее значимую поддержку государства в форме поиска и опубликования информации (организация публичных мероприятий - 45%, обеспечение передачи информации - 43%), и 44% компаний также отмечают, что власти помогают поддерживать региональную/кластерную репутацию.
В ЕС 41% кластерных фирм также отмечают, что власти внесли вклад в финансирование специфических проектов кластера. Почти такая же доля компаний утверждает, что государство обеспечило налаживание сетей с университетами и администрацией и другими компаниями (около 40%). Менее распространенной формой поддержки является упрощение и выполнение административных процедур, поддержка международных отношений (1/3). Помощь через предоставление зданий и других элементов получают 1/3 компаний, и столько же компаний получают помощь в развитии инкубаторов в кластере/регионе. Наименее распространенной формой поддержки является снижение налогового бремени: 26% компаний имеют налоговые льготы на расходы на исследования и инновации, 24% - общее снижение налогового бремени [14].
Семь из десяти стратегических менеджеров в ЕС чувствуют необходимость в усиленной помощи со стороны властей в улучшении впечатления, создаваемого их кластером/регионом в остальном мире. В настоящий момент почти половина кластерных компаний не вырабатывает стратегических планов для улучшения имиджа кластера или региональной отрасли промышленности, в которой они активно действуют. Но около трети компаний заявили о существовании подобного плана.
***
Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект N 07-02-02018а).
Литература
1. Семёнова Н.Н. Наука в условиях глобализации // Наука. Инновации. Образование. Альманах РИЭПП. М.: Парад, 2006.
2. Семёнова Н.Н. Наука как фактор глобализации // Наука в условиях глобализации. М.: Логос, 2008.
3. Enhancing the Innovative Perfomance of Firms: Policy Options and Practical Instruments. United Nations. ECE/CECI. CR2008. Geneva, 2008.
4. Synopsis of Policy Options for Creating a Supportive Environment for Innovative Development. ECE/CECI/2008/3. Geneva, 9 September 2008.
5. Andersson Thomas, Schwaag Sylvia, Soervik Jens and Hansson, Wise Emily. The Cluster Policies Whitebook. IKED (International Organisation for Knowledge Economy and Enterprise Development). 2004.
6. Synopsis of Policy Options for Creating a Supportive Environment for Innovative Development. United Nations. Economic and Social Council. ECE/CECI/2008/3.
7. Семёнова Н.Н. Российское участие в международном проекте "Глобализация и открытые инновации // Второй Международный форум "От науки к бизнесу", 14-16 мая 2006 г. С-Пб., 2008.
8. Семёнова Н.Н. Глобализация и открытые инновации // Наука. Инновации. Образование. Альманах РИЭПП. Вып. 6. М.: Знак, 2008.
9. Science Technology and Industry Outlook 2006. OECD, Paris, 2006.
10.The Internationalisation of Business R&D: Trends, Impacts and Implications. OECD, Paris, 2008.
11. Science Technology and Industry Outlook 2008. Ch.1// DSTI/STP(2008).
12. Science, Technology and Industry Scoreboard 2007. OECD, Paris, 2007.
13.Von Zedtwitz Maximilian, Gassmann Oliver. Market versus technology drive in R&D internationalization: four different patterns of managing research and development // Research Policy. 2002. N 31.
14.Innobarometer on cluster`s role in facilitating innovation in Europe. Analytical report. The Gallup Organization. July 2006. EC // Flash Eurobarometer. 2006. N 187.
24.11.2008
http://kapital-rus.ru/strateg_invest/element.php?ID=7400