Я смотрел на дорогу, освещаемую светом фар и ярким лучом прожектора, который направлял я, чтобы не прокараулить воронку. Вокруг была кромешная тьма, дорога появлялась, словно из ниоткуда, поэтому и приходилось ее дополнительно освещать, чтобы водитель мог вовремя увернуться, объезжая выбоины и воронки.
Трясло нас, признаться, неплохо и укачивало после рабочего дня. Глаза закрывались, и я уже было думал передать прожектор, как внезапно, сквозь дрему, в ярком луче прожектора увидел сотни огоньков. Да нет, не огоньки это были, а глаза, сотни глаз, и мы неслись прямо на них. Я не сразу сообразил, что происходящее вокруг не сон, как вдруг машина резко затормозила, и я услышал: - Сайгаки! - Что? - Сайгаки! Целое стадо!
В кузове царило непривычное возбуждение. - Сейчас будем охотиться. - А разве не запрещено? - Так мы же в степи, кто нас тут ловить-то будет? - А ты что, ни разу не охотился на них? - А бешбармак-то пробовал? - Как-то не доводилось. - Ну, тогда смотри в оба глаза.
Потом я узнал, что такие стада для степей близ Байконура – привычное дело. Много их развелось, вот местные время от времени и отстреливали, кто с разрешения, а кто и без. Очень уж мясо их считалось нежным и вкусным, а буженина – пальчики оближешь!
И вот наши сайгаки, а было их больше сотни, точно испугавшись рева мотора, понеслись от нас прочь. Но, к моему удивлению, водитель развернул машину и поехал в другую сторону. - А почему не за ними? - Да ты что! Они ж километров семьдесят в час жмут, не догоним, а догоним – не убьем. Тут же с хитростью нужно, с умом. Я внимательно присмотрелся к дороге. Сайгаки убегали от нас прямо по косогору, а мы направлялись в объезд, чтобы встретить их уже с противоположной стороны, в низине. Другой дороги у них не было.
Поохотились в ту ночь мы неплохо – завтраком, обедом и ужином на следующий день были обеспечены. Правда, утром приехали военные и интересовались нашими подвигами в кавычках. Но мы смогли убедить ребят, что мы смирные ребята и больше не будем, так как у нас много работы. Но, как говорится, расстались мы добрыми друзьями. Бешбармак-то выдался отменный, что и говорить.
Отряд у нас был большой, человек тридцать. Обязанностей всем хватало. Кто-то пробивал трассу для линии электропередач, другие бурили шурфы для установки столбов и затем устанавливали изоляторы и натягивали провода. После того, как в очередном шатре загоралась лампочка, вечером был праздник, который устраивали хозяева этого жилища! Таким образом, за два месяца мы перевыполнили задание, которое нам давали. По итогам был митинг с участием комсомольских и партийных руководителей того края. Нас премировали и отметили грамотами, и для нас этого было достаточно. Да и заработали мы неплохо. По приезду в Челябинск нас встречали с восторгом, и наши руководители института гордились нашим трудом.
Иван Дульцев. Глава из книги «МОИ ВОСПОМИНАНИЯ»