П Р Е Д И С Л О В И Е
Волжский автомобильный строила вся страна. Со всех уголков бывшего Советского Союза приезжали люди на стройку века. Много тогда звучало партийных лозунгов, но один из них в то время, видимо, привлёк и автора этой книги: «Отцы Магнитку строили, а мы автозавод». В 28 лет он принял решение и тоже приехал в Тольятти. Приехал не один – вместе с женой. Молодые, энергичные, любящие жизнь и спорт. Тогда, в далёком 1969-ом году, строительство завода и города уже шло полном ходом.
Молодой человек, прошедший армию, спортсмен, член партии, имевший высшее техническое образование, вписался в вазовские будни. Такие люди были нужны заводу в тот период. Им принадлежало будущее завода и страны. Целеустремлённость молодого человека, полученная им в детстве и юности и подкреплённая спортивными достижениями в армии и знаниями в институте, сыграли свою роль в его судьбе. А членство в партии усилило его положение в карьерном росте. На страницах книги часто повторяются его слова, что армия, спорт и партия сыграли огромную роль в его жизни. И это действительно так. Достаточно прочесть его биографию в начале книги.
Его воспоминания о трудном детстве, о маме, о семье, в которой он родился и вырос, где было заложено его воспитание, сформировался характер – говорят о многом. С какой любовью на страницах книги он обращается к своей внучке Машеньке, рассказывая ей о своей жизни. Кстати, именно внучка одна из первых прочла его воспоминания в рукописи и попросила дедушку написать книгу. Действительно, книга читается с большим интересом.
Работая на заводе и занимаясь партийной работой, он прошёл школу общения с людьми, что всегда ценилось в социалистическом обществе. Его заметили в партийных структурах города, и в дальнейшем работа на заводе чередовалась с работой в райкоме партии Автозаводского района. Занимаясь подготовкой партийных и руководящих кадров в районе и на заводе, он проявил себя хорошим организатором и руководителем, что позволило ему стать заместителем секретаря парткома автогиганта. Это говорит уже о многом.
Одна из глав этой книги носит название: «Главный капитал – человек!». Эту мысль он пронёс через многие годы жизни в стране и за рубежом, и недаром после ухода на заслуженный отдых, он ушёл в сферу страхования жизни людей и продолжает заниматься этим и сейчас. Сегодня в нашем городе многие могут сказать ему – спасибо.
Во время многократных поездок по стране и за границей, он с гордостью носил имя – вазовец, которое не раз служило ему пропуском и помогало в решении деловых и производственных вопросов. Во время всех своих встреч и переговоров он всегда проявлял себя патриотом АВТОВАЗа и страны. А география его командировок настолько обширна, что для описания воспоминаний о них потребуется не одна книга.
Очень интересны воспоминания о его первой командировке в Турин, его впечатления о заводах Фиата, об Италии, и её культуре. А одно из ярчайших впечатлений о ВАЗе, это сборка первого автомобиля на главном конвейере, где он принимал участие как инженер-технолог СКП. Кстати, в год выхода книги исполняется 50 лет с того памятного дня. В честь этого события и принято решение издать книгу, конечно же, с продолжением воспоминаний. Это только небольшие зарисовки из содержания книги.
Естественно, в нескольких строчках подробно не расскажешь о чём книга. Её надо прочитать. Думаю, что эта книга будет интересна не только тем, кто тоже считает себя вазовцем, но будет полезной и молодому поколению, которое может поучиться жизни у автора. Его обоснованное желание идти служить в армию и заниматься спортом, подтверждают, чего можно добиться в жизни.
И в заключение, необходимо сказать, что у него тоже были кумиры и люди, на которых он равнялся в жизни. Это общественные и партийные деятели того времени, о чём в книге ярко отражено в разделе – фотохроника. Конечно же, вазовцы и, в первую очередь, Виктор Николаевич Поляков, с которым он встречался неоднократно (эти воспоминания автор опишет в следующем издании, и не только о нём). А эпилогом книги служит его рассказ о его соратнике по производственной и общественной деятельности – Ляченкове Николае Васильевиче.
В.Арцыков – ветеран АВТОВАЗа с 1970 г.