Профессор Александр Гусев в программе "Право голоса" с Романом Бабаяном на канале ТВ Центр www.tvc.ru/ 01.03.2013 года
Депутатская неприкосновенность - одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Это не освобождение депутата от юридической ответственности, а особый порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.
Парламентская неприкосновенность - старейшая парламентская гарантия в Европе. Она возникла когда-то для того, чтобы защитить представителей народа от произвола власти, тогда еще - королевской. При разумном ее применении она не является ни привилегией, ни льготой. Она - один из важных инструментов парламентария, у которого, помимо принятия законов, есть две основные задачи: контроль над исполнительной властью и защита прав граждан. Занимаясь этим, депутат очень часто вступает в конфликт с различными должностными лицами, в том числе и теми, кто по должности или в силу иных причин может влиять на действия правоохранительных органов.
Страна, в которой депутаты как бы не являются существами неприкосновенными - Индия. Dejure неприкосновенности нет, а defacto есть.
Почти как в Великобритании. Там принцип парламентской неприкосновенности законодательно не закреплен, но существует де-факто. Британские юристы считают, что права члена парламента охраняются "в достаточной мере" - высоким авторитетом спикера, мнение и согласие которого всегда запрашивается судебными органами, если они намереваются привлечь к уголовной ответственности парламентария.
Институт депутатской неприкосновенности практикуется почти во всех странах мира, хотя в каждом случае есть свои особенности. В ряде стран депутаты защищены от ареста и уголовного преследования лишь на время парламентской сессии (Бельгия, США, Ирландия, Норвегия, Филиппины).
Есть страны, в которых депутатская неприкосновенность распространяется на срок сессии плюс 40 дней перед ее началом и по ее окончании (Австралия, Великобритания, Индия, Канада), иногда - на весь срок действия мандата (Украина, Бразилия, Египет, Германия, Испания, Италия, Мексика, Шри-Ланка, РФ).
В большинстве стран возможность уголовного преследования депутата, его досмотр, обыск или любое ограничение личной свободы возможны только с санкции соответствующей палаты парламента. Существуют также государства, в которых решение о лишении неприкосновенности принимает руководство парламента или его отдельные органы, во время сессии или между сессиями (бюро палаты парламента во Франции; спикер палаты в Великобритании).
В некоторых странах в виде исключения депутат может быть задержан, если будет застигнут на месте совершения преступления (в Германии также в течение следующего дня). Лишены специальной правовой защиты от уголовного преследования и ареста депутаты в Австрии, где члены национального совета могут быть подвергнуты официальному преследованию за уголовно наказуемые деяния в том случае, если это не связано с политической деятельностью данного депутата.
В Индонезии и Аргентине депутат не может быть лишен неприкосновенности ни при каких обстоятельствах.
Следует отметить, что большинство россиян (84%) полагают, что отмена депутатской неприкосновенности может способствовать более эффективной борьбе с коррупцией (56%- "безусловно, да", 29% - "скорее да"). Лишь 7% заявляют, что подобная мера либо скорее не повлияет на борьбу с коррупцией (5%), либо, безусловно, не окажет на нее никакого положительного воздействия (2%).Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса 1600 человек, проведенного в 42 регионах России.
Уверенность в том, что отмена депутатской неприкосновенности положительно скажется на борьбе с коррупцией, наиболее характерна для тех, кто поддерживает демократические партии ("Правое Дело" и "Яблоко") и для сторонников КПРФ (по 91%).
С ними чаще солидарны жители Центрального и Сибирского федеральных округов (по 88%), а также москвичи и петербуржцы (91%). Сторонники ЛДПР, напротив, чаще других выражают мнение, что подобная мера никакого влияния не окажет (14%). К аналогичному мнению также наиболее склонны уральцы (18%). Поддерживают такую точку зрения и жители крупных, средних и малых городов (8-10%).
Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они заявляют, что упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности депутатов даст положительный эффект в борьбе с коррупцией: так, среди опрошенных с начальным или неполным средним уровнем образования доля таких респондентов составляет 82%, а среди тех, кто имеет неполное или полное высшее образование - 88%.
ТВ Центр www.tvc.ru/