Александр Альбертович Вешняков - Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с марта 1999 г. В марте 2003 г. Указом Президента Российской Федерации вновь назначен в состав ЦИК РФ и избран Председателем ЦИК России. Родился в 1952г. в деревне Байкалово Приморского района Архангельской области. Окончил Архангельское мореходное училище. В 1973-1979гг. работал на судах Северного морского пароходства. Окончил в Ленинграде Высшее инженерное морское училище им. адмирала С.О.Макарова. В 1979г. был избран заместителем секретаря комитета ВЛКСМ Северного морского пароходства, а в 1985г. - секретарем парткома Северного речного пароходства. С 1987 по 1990 гг. работал секретарем Архангельского горкома КПСС. В марте 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР - заместителем председателя Совета Республики Верховного Совета РСФСР. Окончил Дипломатическую академию МИД РФ по специальности "международное право". В 1993-1994гг. работал советником Департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. С марта 1994г. - в Аппарате ЦИК России. В 1995 г. Государственной Думой назначен членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избран секретарем Комиссии. А.А.Вешняков активно участвовал в разработке реформы избирательного законодательства. При его участии подготовлена и реализована утвержденная ЦИК России "Программа развития ГАС "Выборы" на 2001-2004 годы". А.А.Вешняков - автор ряда научных работ по вопросам международного и избирательного права, а также многочисленных публикаций на тему выборов и референдумов в периодических печатных изданиях. Кандидат юридических наук. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" 3-й и 4-й степени, медалями. Удостоен награды Союза журналистов России "За открытость в общении с прессой", отмечен другими общественными наградами. Женат, имеет сына и дочь.
- Александр Альбертович, в минувшем году избирательное законодательство серьезно преобразилось -был принят новый Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной думы", внесены существенные изменения в законы, регулирующие избирательные взаимоотношения. К чему в связи с этим готовиться нам, избирателям, и тем, кто будет претендовать на нашу поддержку?
- Прежде всего - о главных целях нововведений. Во-первых, это стимулирование развития политических партий, а также их роли и ответственности в избирательном процессе. Во-вторых, корректировка норм, не оправдавших себя на практике или провоцирующих применение негативных технологий в избирательных кампаниях. И в-третьих, речь идет о естественной и необходимой шлифовке правового регулирования чрезвычайно сложных процессов подготовки и проведения выборов.
Наиболее значительным, без преувеличения реформаторского масштаба, нововведением является переход к формированию депутатского корпуса Государственной думы по пропорциональной системе, когда все 450 депутатов будут избираться только по партийным спискам. Смешанная проnорционально-мажоритарная система действовала у нас с 1993 по 2003 годы и в целом, конечно, сыграла позитивную роль. Но со временем все более явно стали заявлять о себе и ее недостатки.
Например, нередко на выборах в одномандатных округах число голосов, отданных избирателями в пользу кандидата-победителя, оказывалось значительно меньше суммы голосов, отданных за других кандидатов. В результате мнение большого числа избирателей фактически не учитывалось, их голоса как бы пропадали.
Другая типичная ситуация: депутат-одномандатник, который во время избирательной кампании позиционировал себя как независимый кандидат, после избрания пишет заявление о приеме в одну из партийных думских фракций.
Он фактически обманывает своих избирателей, они-то голосовали за него как за независимого кандидата. Число подобных случаев за минувшие 10 лет постоянно возрастало. На выборах в Госдуму в 2003 году, например, 67 парламентариев были избраны именно в качестве независимых депутатов. Но попав в парламент, лишь семь из них остались в этом статусе.
Кстати, впервые пропорциональная система применялась еще в 1898 году в Бельгии. История показывает, что модели пропорциональной системы, единой для всех времен и народов, не существует. Она должна быть адекватной особенностям страны, избирательной системы и политических отношений. И в этом случае пропорциональная система, как показывает ее более чем столетняя история, может стать значимым фактором развития политической конкурентности, создания эффективно работающей политической системы страны.
- При прежней мажоритарно-пропорциональной системе половина депутатов попадала в Государственную думу по партийным спискам. В какой мере новая модель отличается от той, по которой избирались эти 225 депутатов?
- Изменения касаются прежде всего технологии формирования партийных списков. Прежде общефедеральная часть партийного списка была в пределах 18 человек. И если партия побеждала, то в первую очередь эти 18 человек получали мандаты. Теперь же общефедеральная часть партийного списка ограничена тремя кандидатами. Вся остальная часть, в соответствии с новым законодательством, должна быть разбита как минимум на 100 региональных групп. А это значит, что партии должны будут серьезно работать не только в пределах, как говорится, Садового кольца. Теперь если соответствующая региональная группа, та или иная партия получает больше голосов, именно кандидаты этой группы в первую очередь и получат мандаты депутатов. Вы же понимаете, что такая модель серьезно меняет акценты партийной работы и повышает значимость работы партий именно в регионах.
Новым законодательством предусматривается возможность включения в партийные списки не только членов партии, но беспартийных, и даже членов других партий. Именно такая ситуация наблюдалась в конце прошлого года на выборах в Московскую городскую думу, когда на базе партии "Яблоко" была создана своеобразная полипартийная политическая коалиция. И эта тактика, как показали результаты выборов, себя оправдала.
- Отныне партии должны преодолеть барьер не в пять, как было прежде, а в семь процентов голосов. В своих комментариях вы подчеркивали, что это нововведение послужит укреплению политических партий. Не приведет ли это к тому, что многие избиратели лишатся возможности иметь своих представителей в Думе, поскольку уменьшится число партий, способных попасть в Госдуму?
- Да, семипроцентный барьер ужесточает требования к партиям, претендующим на властные полномочия. Но обратите внимание: в Государственной думе должны быть представлены партии, которые в сумме получат не менее 60 процентов голосов от общего числа проголосовавших. И это требование закона - своего рода гарантия обеспечения представительного характера высшего законодательного органа страны. Скажу больше. При определенных обстоятельствах семипроцентный барьер, по сути, будет понижаться. Допустим, в выборах участвуют около 10 партий. Партия Z набирает 30 процентов голосов, партия Х - 20 процентов, партия Y - 8 процентов, партия С - 4,9, остальные - еще меньше. В таком случае получится, что семипроцентный барьер преодолели лишь три партии. В сумме они набирают лишь 58 процентов голосов. Но по новым требованиям победившие партии должны набрать в сумме не менее 60 процентов... В подобных ситуациях к распределению депутатских мандатов будет допущена ближайшая к победителям партия, не преодолевшая заградительного барьера, - в нашем случае это партия С, у которой 4,9 процента голосов. Это, разумеется, теоретический пример. Что будет на практике - посмотрим.
Еще один важный момент связан с заградительным барьером. Прежде предполагалось, что законодатели субъектов Федерации сами, в соответствии с особенностями своих территорий, будут уточнять его размеры. Что же получилось? Некоторые регионы ввели у себя 10-процентный барьер. В минувшем году, например, по этим правилам прошли выборы в Москве, Калмыкии, и барьер в 10 процентов установлен в Дагестане. А в некоторых субъектах Федерации намеревались пойти еще дальше, поднять требования до 12-14 процентов. Федеральное законодательство остудило эти порывы, специально оговорив, что заградительный барьер на выборах в законодательные собрания субъектов Федерации не может превышать семи процентов.
- Благодаря изменениям, внесенным в федеральный закон о гарантиях избирательных прав граждан, устанавливаются своего рода общие стандарты проведения выборов в стране, обязательные для всех субъектов Федерации. Прокомментируйте их, пожалуйста.
- Эти стандарты и раньше были по вопросам единых правил голосования открытого, гласного подведения итогов выборов. А теперь дополнительно установлены единые дни голосования в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления - начиная с 2006 года это второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. К сожалению, ставшие типичными ситуации, когда на один и тот же регион обрушивается по пять и более избирательных кампаний в год, оборачиваются инфляцией самой идеи выборов в глазах населения. Новыми правилами исключена возможность создания избирательных блоков - и это касается выборов всех уровней. К сожалению, организация избирательных блоков превратилась в своего рода манипулятивную технологию, которая приводила к победе некие образования, которые на деле оказывались неработоспособными "политическими пустышками".
Новое избирательное законодательство направлено и на обеспечение большей независимости политических партий от "теневого" финансирования. Государственная поддержка партий увеличена в 10 раз. Но, разумеется, как и прежде, ее ежегодно будут получать политические партии, представленные в Государственной думе и получившие поддержку более трех процентов избирателей на федеральных выборах.
Однако повышен и порог требовательности к деятельности и открытости партий. Так, ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Федерации теперь имеют все права проверять сведения о поступлении и расходовании средств политических партий, контролировать источники и размеры средств, получаемых партиями в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований от граждан и юридических лиц. Цель одна: повысить реальный контроль за порядком финансирования партий, вообще сделать их финансовую деятельность открытой для общества.
Очень важно, на мой взгляд, и то, что новым законодательством повышена степень ответственности избирательных комиссий за нарушения при подведении итогов голосования. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях установлены меры ответственности руководителей избирательных комиссий за выдачу заверенной копии протокола об итогах голосования, содержащей данные, не соответствующие первому экземпляру протокола.
К сожалению, не все предложения Центризбиркома нашли поддержку у законодателя. Например, была отвергнута норма, препятствующая использованию так называемых "рекламных кандидатов". Мы предлагали лишать партию мандата в случае, если кандидат, включенный в общефедеральную часть списка или занимающий первое место в региональной группе кандидатов, откажется от мандата без серьезных на то причин.
- Различные социологические опросы свидетельствуют о том, что симпатизируют партиям не так уж много россиян около 15 процентов. Между тем, весь избирательный процесс сфокусирован именно на партиях. Нет ли здесь противоречия, ведь выборы это прежде всего форма гражданского волеизьявления?
- Я не согласен с тем, что выборы полностью сфокусированы на политических партиях. Да, это можно отнести к выборам депутатов Государственной думы. На региональном же уровне федеральным законом установлен иной стандарт. При формировании законодательных органов на региональном уровне по пропорциональной системе должно быть избрано не менее половины депутатов. Остальное - на усмотрение местных законодателей. Сейчас в субъектах Федерации чаще всего действует схема 50 на 50. Нет никаких обязательных предписаний со стороны федеральной власти и по введению пропорциональной системы выборов на муниципальном уровне. Там, как правило, действует мажоритарная система. Но именно введение новых правил федеральным законом заставило партии выйти за пределы Москвы и серьезно заняться проблемами регионов. Убежден, что без реальных, авторитетных, ответственных партий, деятельность которых прозрачна и не ограничена рамками Садового кольца, без их активного участия в избирательном процессе у нас эффективных выборов и эффективной власти не получится.
Татьяна Сухомлинова
Журнал VIP premier, с.6-8, январь-февраль 2006 г.