04 ноября 2008
3082

О борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма

Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Начало XXI века ознаменовалось резким ростом угрозы международного терроризма для всего мирового сообщества. До сих пор в различных регионах мира совершаются масштабные, получающие большой общественный резонанс, теракты, в которых гибнут или получают увечья, в основном, простые граждане. При этом террористы уже не ограничиваются традиционными взрывами бомб и захватами заложников. Они берут на вооружение все более совершенные формы и методы деятельности, тем более, что развитие науки и техники, новые возможности технологий связи, сбора и обработки информации дают им такую возможность. Угроза химического, биологического и ядерного терроризма сегодня уже не так фантастична, как 10-15 лет назад.

В последнее время международный терроризм претерпевает существенные изменения. Наблюдается его трансформация, как общественно-политического явления и вида особо опасных уголовных преступлений.

И не случайно одной из тем различных международных, межгосударственных и других форумов становится борьба с этой глобальной угрозой.

Глубокая интеграция т.н. "террористического интернационала" сочетается с переходом террористических организаций от жестких иерархических структур к гибким сетям хорошо законспирированных ячеек террористов с развитыми горизонтальными связями.

Анализ состояния военно-политической обстановки на территории ряда государств Содружества и в других регионах мира, позволяет сделать вывод о существовании тенденции к сращиванию различных видов региональной и международной преступной деятельности и возрастании угрозы террористических проявлений. При этом главари террористических группировок прибегают к наиболее бесчеловечным формам и методам экстремисткой деятельности с целью устрашения населения и органов власти, пытаясь диктовать им свою волю. Наблюдается смыкание терроризма с различными формами транснациональной преступности: незаконным оборотом наркотиков и оружия, наемничеством, похищением людей и незаконной миграцией.

Помимо терроризма широкое распространение получили в СНГ и иные деструктивные формы экстремизма, основанные на идеологии сепаратизма, национализма, воинствующего клерикализма, которые провоцируют масштабные социальные и вооруженные конфликты в государствах-участниках СНГ, наносят ущерб межгосударственным отношениям.

Деятельность международных религиозно-экстремистских организаций (РЭО) на территориях стран Содружества Независимых Государств в настоящее время превратилась в один из наиболее существенных факторов, оказывающих деструктивное воздействие на общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию, и представляет собой реальную угрозу стабильности общества и государства. Анализ такой деятельности свидетельствует о том, что их преступные устремления направлены на разрушение органов государственной власти и управления с целью радикальной смены политического курса государств, ликвидации существующих светских режимов и создания исламского халифата в регионах Центральной Азии и Северного Кавказа.

Ближайшими союзниками религиозно-экстремистских организаций в странах СНГ становятся террористические и транснациональные организованные группировки самого различного преступного "профиля".

Следствием этого становится непрекращающаяся эскалация террористических проявлений, направленных против государств Содружества, которая является результатом длительной, целенаправленной подрывной работы хорошо законспирированной сети религиозно-экстремистских и террористических организаций.

Наибольшую активность на территориях государств-участников СНГ проявляют такие международные радикальные экстремистские организации террористического толка, как "Исламская партия Туркестана" (бывшее Исламское движение Узбекистана), Всемусульманская ассоциация экстремистских группировок "Братья-мусульмане", международная террористическая сеть "Аль-Каида" и, в особенности, религиозно-политическая партия (РПП) "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" (ХТИ).

Их деятельность представляет собой гремучую смесь из легальных, не выходящих за рамки правового поля национальных законодательств государств действий, и преступных деяний, совершаемых под флагом других, более радикальных организаций.

Ненасильственная составляющая деятельности членов РЭО направлена на максимальное увеличение численности их рядов с последующим проникновением во властные структуры, а по достижении "критической массы" сторонников - переход к выдвижению ультимативных требований радикального характера и организации акций гражданского неповиновения и массовых беспорядков.

Теневая сторона деятельности РЭО подразумевает, прежде всего, создание глубоко законспирированных сетей групп и пособников, занимающихся пропагандой экстремизма, вербовкой новых членов и подготовкой к проведению террористических актов.

Следует отметить, что ужесточение в последнее время правоохранительными органами мер по противодействию террористической и экстремистской деятельности религиозно-экстремистских организаций вызвало определенные изменения в их тактике.

Отмечается переход экстремистов от проповедования идей создания исламского халифата на территории стран с преимущественно мусульманским населением к призывам к вооруженной борьбе и проведению террористических акций.

Как показали события в Узбекистане, угрозы со стороны РЭО должны восприниматься вполне адекватно - уже сейчас в государствах региона действуют десятки тысяч адептов религиозно-экстремистских организаций, низовые ячейки создаются практически во всех территориальных субъектах, а количество задерживаемых активистов в отдельных государствах исчисляется сотнями.

При этом деятельность эмиссаров РЭО носит хорошо организованный, продуманный, наступательный характер. Меняется социальная база их членов - от работы в среде маргинальной молодежи вербовщики перешли к вовлечению в свои ряды представителей обеспеченных слоев населения, интеллигенции, студенчества, спортсменов, военнослужащих. Сняты существовавшие ранее возрастные ограничения. Для структуры ряда РЭО характерно наличие в ее составе женского крыла.

Отмечаются попытки, в том числе пресеченные в рамках реализованных уголовных дел, вербовочных подходов к представителям органов государственной власти и управления, а также силовых структур, в том числе с использованием членов их семей.

Активисты РЭО проходят специальную подготовку в зарубежных центрах, где подвергаются интенсивной идеологической обработке, а некоторые из них, в том числе и женщины, впоследствии становятся смертниками. При этом необходимо отметить, что возрастает уровень их преступного "профессионализма". По имеющимся данным, сроки их обучения (например, для членов ХТИ) составляют около двух лет и по степени подготовки не уступают некоторым действующим сотрудникам спецслужб и правоохранительных органов.

Активизация противоправной деятельности религиозно-экстремистских организаций, находящихся под пристальным вниманием органов безопасности и спецслужб государств Содружества, потребовала от них адекватного реагирования. Аресты активистов РЭО, в особенности "Хизб-ут-Тахрир", проводились практически во всех государствах-участниках СНГ Центральноазиатского региона, а также в ряде субъектов Российской Федерации. Значительное число задержанных было привлечено к уголовной ответственности по обвинению в участии в преступных сообществах в целях насильственного изменения конституционного строя, разжигании религиозной, национальной и расовой вражды, а также других преступлениях.

Масштабный характер противоправной деятельности адептов РПП "Хизб-ут-Тахрир" потребовал в ряде государств принятия соответствующих мер на государственном уровне. Партия признана экстремистской организацией в Республике Таджикистан, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, а в Российской Федерации - террористической.

Эскалация угроз безопасности региона со стороны международного терроризма и экстремизма ставит нас перед необходимостью повышения уровня координации антитеррористических усилий и налаживания все более тесного сотрудничества на национальном и региональном уровне, при обязательном привлечении усилий Организации Объединенных Наций и ее структурных подразделений.

Применительно к Центральной Азии конечной целью этих усилий является построение надежной и эффективной региональной системы безопасности, важным составным элементом которой являются механизмы оказания технического содействия и предоставления необходимой помощи заинтересованным государствам для налаживания их систем противодействия терроризму.

Модельное законодательство Содружества, формируемое Межпарламентской ассамблеей СНГ, и национальное законодательство государств-участников СНГ относят вопросы противодействия терроризму и экстремизму к объектам самостоятельного правового регулирования.

В частности, в рамках СНГ приняты отдельные модельные законы "О борьбе с терроризмом" и "О противодействии экстремизму".

В то же время, понятие "насильственного экстремизма" в государствах Содружества рассматривается в неразрывной связке с понятием "терроризма". Подчеркиваю, именно "насильственного", поскольку осуществление экстремистской деятельности далеко не всегда относится к уголовным преступлениям.

Более того, терроризм рассматривается нами как "проявление насильственного экстремизма".

Именно поэтому в правовом поле государств СНГ сложилась устойчивая терминологическая конструкция - "борьба с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма".

Применение данного подхода стало следствием эволюции взглядов государств СНГ на противодействие вызовам и угрозам со стороны современного терроризма за последнее десятилетие, происходившей в условиях постоянного совершенствования системы координации и взаимодействия антитеррористических структур стран Содружества.

Дальнейшее повышение эффективности противодействия экстремистам, безусловно, связано с переходом органов безопасности и специальных служб к проведению совместных межгосударственных мероприятий.

При этом возрастает значение координирующей роли специализированных межгосударственных структур, прежде всего, в сфере информационно-аналитической составляющей антитеррористической и антиэкстремистской деятельности. В этой связи Антитеррористическим центром государств-участников СНГ на постоянной основе осуществляется обобщение, анализ и доведение до компетентных органов и заинтересованных организаций материалов о деятельности религиозно-экстремистских организаций. Изучаются вопросы и предложения по дальнейшей активизации взаимодействия и сотрудничества в борьбе с международным терроризмом.

Центром установлены, поддерживаются и развиваются рабочие контакты с ведущими международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом. Среди них Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, Антитеррористическое подразделение ОБСЕ, Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС), Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и другие.

Следует отметить, что существенное деструктивное влияние на региональную систему безопасности в Центральной Азии продолжает оказывать военно-политическая ситуация в Афганистане и проведение на его территории антитеррористической операции. В условиях разгрома крупных вооруженных формирований "Исламского движения Талибан" и "Аль-Каиды" Международными силами содействия безопасности, антитеррористическая операция в стране превратилась в затянувшийся вялотекущий вооруженный конфликт с применением методов партизанской войны. Переход террористических формирований к подобным методам ведения боевых действий ставит под сомнение достижение стабильности в Афганистане. Кроме того, неся потери в живой силе и технике, многие партнеры по коалиции под давлением общественного мнения своих стран сокращают или выводят национальные воинские контингенты. Получается, что за шесть с лишним лет заявленные цели не достигнуты, а число сторонников экстремистов катастрофически растет. В чем же ошибка? Возможно ли только военными средствами одержать победу? Может быть мировому сообществу найти и применить другие, более эффективные меры для профилактики и пресечения террористической угрозы?

В этой связи представляется, что такие меры следует направлять на преодоление глубинных причин, лежащих в основе современного терроризма, вызывающих экстремальные формы протестного поведения. Нужны конкретные действенные шаги по углублению социальной составляющей процесса глобализации, поступательного развития различных регионов мира, ликвидации факторов, способствующих формированию питательной среды для распространения терроризма.

Характер современного терроризма невозможно понять вне контекста сложных и неоднозначных современных процессов глобализации, меняющихся схем политико-психологических взаимоотношений личности, общества и государства.

Сложность и многогранность феномена современного терроризма требует всеобъемлющего подхода, сочетающего силовые, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные действия, предпринимаемые на национальном и международном уровнях.

Недопустимо отступление и на идейно-психологическом фронте борьбы с терроризмом, значение которого в современных условиях многократно усиливается. Успех в борьбе с международным терроризмом в большой степени будет зависеть от того, насколько полно в ней будет задействован потенциал всего гражданского общества - от руководителя государства до отдельного гражданина. Только консолидация всех здоровых сил общества в противостоянии новым вызовам и угрозам способна принести конкретные положительные результаты. В противном случае, если террористам удастся создать в какой-то стране уровень тревоги и напряженности, делающий невозможной нормальную повседневную жизнь людей, это будет означать поражение данной страны в борьбе с терроризмом. Боевики, идеологи и спонсоры терроризма научились искусно манипулировать общественным мнением, использовать законы демократического общества для уничтожения самого общества.

Нельзя допустить сползания мира к конфликту цивилизаций, поэтому чрезвычайно важно стимулировать развитие межконфессионального диалога, формирование условий для сосуществования религий, культур и цивилизаций, добиваться нейтрализации опасных тенденций роста религиозного или любого другого радикализма, исповедующего насилие и экстремизм. Вместе с тем борьба с терроризмом сама по себе не должна подменяться борьбой с какой-либо религией или культурной традицией. Совершенно очевидно, что такой подход контрпродуктивен, терроризм не имеет национальной, религиозной или другой идентичности.

К сожалению, новая антитеррористическая солидарность на практике пока часто размывается сохраняющимися различиями в реальных подходах государств, прежде всего, в определении конкретного содержания и оптимальных параметров антитеррористического взаимодействия, инерцией логики двойных стандартов. Нельзя допустить, чтобы международное сообщество оказалось расколотым, ослабленным внутренними трениями и конфликтами тогда, когда от него требуется особая сплоченность и политическая воля перед лицом масштабной угрозы терроризма.

Необходимо более досконально отслеживать процессы, приводящие в своем развитии к терроризму и иным опасным проявлениям экстремизма. При этом следует иметь в виду, что акцент на силовые методы борьбы с терроризмом, сведение ее к уничтожению существующих террористических структур и их лидеров, организаторов и исполнителей террористических акций является малоэффективным путем. Приоритетными должны стать меры профилактики террористических проявлений, для чего нужен мониторинг и тщательный анализ обстановки, а также совместные меры по выявлению и устранению первопричин, истоков насилия, экстремизма и терроризма.

Уважаемые коллеги! Антитеррористический центр СНГ готов к дальнейшему сотрудничеству по указанным вопросам со всеми заинтересованными организациями. Расширение взаимодействия в этой области будет способствовать усилению международной антитеррористической коалиции и укреплению единого фронта борьбы с угрозой терроризма и экстремизма.

Благодарю за внимание.


04.11.2008

ww.atcsng.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован