16 октября 2007
2269

О деятельности государственной жилищной инспекции Волгоградской области и ходе реформирования жилищной отрасли региона

О деятельности государственной жилищной инспекции Волгоградской области и ходе реформирования жилищной отрасли региона "Волжской правде" рассказала руководитель этой службы Надежда Каминская.

- Надежда Петровна, что представляет собой государственная жилищная инспекция, каковы ее цели и задачи?

- Госжилинспекция является структурным подразделением администрации Волгоградской области и создана по постановлению губернатора Николая Максюты 3 апреля 2006 года. До этого момента она функционировала как отдел областного комитета жилищно-коммунального хозяйства, но, в соответствии с требованиями федерального законодательства, была выделена в самостоятельное структурное подразделение администрации Волгоградской области. Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество частных предприятий, работающих в жилищно-коммунальной сфере, возникает необходимость усиления государственного контроля в данной сфере. В структуре Государственной жилищной инспекции несколько подразделений, занимающихся контролем нормативов и режима обеспечения коммунальными услугами, работой с территориями, инспекционной и административно-информационной деятельностью, правовым обеспечением и административным делопроизводством.

Я не буду очерчивать весь круг полномочий Госжилинспекции, а назову ее главное предназначение. Это обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества. Мы осуществляем государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным нормативам.

- Какой объем работы выполнен за истекшие месяцы этого года?

- Если говорить о проверках технического состояния жилищного фонда, то в их числе есть плановые мероприятия по контролю за техническим состоянием жилищного фонда и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и внеплановые - по жалобам граждан, запросам депутатов или другим сигналам о нарушениях в сфере ЖКХ. На 1 октября в инспекцию поступило 822 письменных обращения от жителей области, поднимающих тысячу с лишним вопросов. Подавляющее количество рассмотрено с принятием положительных решений, жителям даны исчерпывающие разъяснения, часть обращений направлена в другие службы по принадлежности, часть остается на контроле со сроком исполнения в октябре текущего года. На личном приеме у меня побывало 73 человека.

Анализ жалоб свидетельствует, что в большинстве случаев они касаются неудовлетворительного технического состояния и эксплуатации жилья - более 60 процентов, около 18 процентов - некачественных коммунальных услуг. Наиболее часто речь идет о необходимости ремонта лестничных клеток и мест общего пользования, протекающих кровлях, запущенных дворах, плохом состоянии инженерного оборудования, конструктивных элементов домов (балконов, козырьков, входных крылец и т.д.), подвалов, систем вентиляции, лифтов. Среди обращений по поводу ненадлежащих коммунальных услуг лидируют проблемы отопления, за ними следует водоснабжение и энергоснабжение.

С января по сентябрь включительно площадь обследованных домов превысила десять миллионов квадратных метров жилья, выявлено около десяти тысяч нарушений, главным образом правил технической эксплуатации и ремонта жилфонда. Кроме выдачи предписаний об устранении нарушений мы вправе привлекать виновных к административной ответственности по трем статьям Административного кодекса. Во-первых, за нарушение правил пользования жилыми помещениями, когда происходит порча квартир, их нецелевое использование (например, под офис), самовольная перепланировка без разрешительных документов, или переустройство. В таких случаях штраф может достигать 2,5 тысячи рублей. Во-вторых, за нарушение правил содержания жилищного фонда, норм его эксплуатации. Здесь по закону ответственность несут управляющие организации, то есть юридические лица, и их менеджеры. Штрафные санкции гораздо выше - от 40 до 50 тысяч рублей. Иногда люди по старой привычке считают, что ответственность перед ними должны нести ЖЭУ, но в нынешних условиях ЖЭУ лишь исполнительный орган управляющей организации, которая выступает главным субъектом правовых отношений с жителями.

В-третьих, Госжилинспекция привлекает к административной ответственности и за нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами, то есть за отсутствие или перебои подачи тепла, воды, электроэнергии, некачественное водоотведение. Для юридических лиц штрафы предусмотрены от пяти до десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - от 500 рублей до тысячи.

Если две первые статьи больше касаются жителей проживающих в многоквартирных домах, то третья распространяется и на жителей, проживающих в индивидуальных домах (частный сектор).

За отчетный период мы выдали около двух тысяч предписаний, составили примерно столько же актов о нарушениях, вынесли полтысячи протоколов об административной ответственности. Сумма предъявленных штрафов превысила 3,5 миллиона рублей. Только в течение первых четырех дней октября к ним добавились еще 216 тысяч рублей.

- Наверняка люди не успевают за изменениями в жилищно-коммунальной сфере. Вооружаете ли вы их новыми знаниями?

- Стараемся, привлекая к разъяснительной работе все средства массовой информации. Думаю, это интервью тоже даст ответы на некоторые возникающие вопросы. Кроме того, проводим выездные совещания с руководителями муниципальных образований области, работниками служб ЖКХ, организуем круглые столы с представителями управляющих организаций.

Вы правы: большинство жителей пока еще не знают, как грамотно защищать свои права. И здесь я всем рекомендую внимательно ознакомиться с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", которые утверждены Постановлением Правительства России N307 от 23 мая 2006 года. Они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кругом и рядом люди обращаются за помощью не в те инстанции, куда следует, не оформляют акты о ненадлежащих услугах, без чего нельзя получить перерасчет платы. Надо знать, что перерасчет делается только на основании заявления граждан и при наличии акта обследования и фиксирования того или иного нарушения. Бывает, во всем доме нет воды, а перерасчет получают только те жители квартир, которые вовремя и грамотно оформили документы. Таков закон.

Заставить управляющие организации вернуть жителям деньги за неоказанную услугу наша инспекция не может - это компетенция судебных органов. Административные нарушения - наша сфера, а материальный ущерб, нанесенный жителям в процессе эксплуатации жилищного фонда, - это другое. Допустим, вас затопили соседи. Составить акт обследования по вашему обращению обязана управляющая организация. Ее телефоны должны быть на каждом подъезде, что, кстати, диктуют вышеназванные "Правила". Если виновник затопления не соглашается добровольно возместить нанесенный ущерб, поможет только суд. И надо учиться защищать там свои права с необходимыми документами в руках. Само слова "суд" до сих пор отпугивает нашего человека, а ведь в Европе и Америке к нему обращаются по малейшему поводу, там это в порядке вещей.

- Все мы привыкли чуть что бежать в ЖЭУ. Теперь на арену вышли управляющие организации. В чем суть этих новых институтов на поприще ЖКХ?

- В марте 2005 года в силу вступил новый Жилищный кодекс, который призван сделать большинство граждан настоящими собственниками жилья, а малоимущим дать минимальные гарантии наличия у них жилья. Раньше ответственность за содержание и способы управления жилищным фондом несли органы местного самоуправления, потому что дома являлись муниципальной собственностью. Когда с 2000 года началась массовая приватизация квартир, потребовалось изменить этот порядок. Ведь получался перекос: с каждым годом увеличивалось количество собственников, приватизирующих свои квартиры, и уменьшался процент жилищного фонда, находящегося в собственности государства и муниципалитета. По логике вещей, нужно было подтягивать новоявленных собственников-жильцов к тому, чтобы и они разделили ответственность за состояние своих домов, приняв участие в совместной эксплуатации общих для всех элементов зданий (подвалов, крыш и чердаков, лестничных площадок, лифтов, санитарно-технического и другого оборудования). Принятый Жилищный кодекс закрепил за собственниками ответственность по содержанию жилья. И государство оставило выбор способа управления многоквартирными домами за гражданами. Первая форма управления - товарищество собственников жилья (ТСЖ), вторая - управляющие компании, в третьем случае жители могут напрямую заключать договоры с организациями, предоставляющими коммунальные услуги. Порядок управления домом в любом случае должен быть закреплен договором с управляющей компанией, либо уставом ТСЖ, либо прямыми договорами о техобслуживании, где необходимо четко указывать состав общего имущества, порядок его содержания с детальным расписанием всех услуг и их стоимости. Расчеты, конечно, выполняют управляющие организации, а окончательное утверждение тарифа и его составляющих принимается на общем собрании жильцов.

Пассивность граждан в вопросе выбора управляющих компаний и создания ТСЖ, что имеет место, объясняется как непривычкой бывшего советского человека к самоорганизации, так и рядом моментов, изначально не учтенных Жилищным кодексом. Например, до этого года не был решен вопрос о финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, который должен был в соответствии с ранее действующим законодательством, начиная со времен СССР, финансироваться государством. По экспертной оценке, общее недофинансирование капремонта за последние 30 лет составляет до трех триллионов рублей. А при выборе способа управления домом, в т.ч. и создавая ТСЖ, граждане опасались, что прежние долги государства они должны будут оплачивать. В последнем Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин отметил, что хроническое недофинансирование ЖКХ стало серьезным тормозом преобразования этой сферы. В целях реализации Послания в короткие сроки в стране был разработан и принят Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В качестве государственной поддержки на капремонт жилья выделены 145 миллиардов рублей. В том числе Волгоградская область претендует на 2,8 миллиарда, плюс есть шанс дополнительно получить на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья еще 1,7 миллиарда рублей. Небывалые деньги! Только для получения этих средств необходимо выполнить ряд условий. Первое - наличие созданных товариществ собственников жилья. Не менее чем в пяти процентах многоквартирных домов муниципального образования, претендующего на получение средств для капитального ремонта. Второе - увеличение количества ТСЖ с пяти процентов в 2008 году до 20 процентов в 2011 году. Третье - многоквартирные дома, где собственники помещений не создали ТСЖ, должны быть переданы в управление управляющих компаний по решению собственников ( в тех домах, где собственники не избрали способ управления, муниципалитет должен сделать это через конкурс). Это должны быть, в подавляющем большинстве, только частные управляющие компании. И четвертое - денежные средства на капитальный ремонт конкретного дома, которые будет выделять государство, должны перечисляться на специальные расчетные счета ТСЖ или управляющих компаний лишь тогда, когда жильцы - собственники данного дома - будут согласны участвовать в ремонте суммой в размере не менее пяти процентов от сметной стоимости всех работ. Для чего предоставить соответствующее решение общего собрания собственников помещений данного дома. Иначе говоря, 95 процентов на ремонт вашего дома выделяет бюджет, пять процентов - собственники квартир ( если квартира неприватизированная, за нанимателя платит муниципалитет). Все документы, подтверждающие выполнение данных условий, необходимо представить в Москву не позднее ноября текущего года. Во многих городах и поселениях области активно проводилась работа с жителями многоквартирных домов по выбору способа управления, но она не была доведена до конца по какой-то причине: где-то по вине работников органов местного самоуправления, где-то собственники помещений не должным образом оформили документы, подтверждающие, что они выбрали способ управления домом.

Пока ТСЖ не нашли широкого распространения в Волгоградской области, хотя это очень перспективная форма управления. Она характерна в основном для новостройки. Самый популярный способ - управляющая компания. В Волжском четыре таких образованы на базе бывшего муниципального предприятия "Жилищное хозяйство", еще раньше появились частные компании "Алдан" и "ЖУК". Ваш город стал лидером в этом процессе, поэтому имеет хорошие шансы для получения средств на капремонт из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Использование этих денег предусмотрено на пять наиболее финансово емких видов работ - ремонт крыши, фасада, подвала, замену лифтового оборудования и инженерных внутридомовых сетей. Срок - с 1 января 2008 года до 1 января 2012-го.

При этом муниципалитет, в числе других условий, должен уточнить границы земельных участков в составе общего имущества собственников жилья, зарегистрировать их с присвоением кадастрового номера. Это очень важно. Например, граждане часто жалуются на точечную застройку близ своих домов без согласия проживающих. Потому-то их мнение игнорируется, что земельные участки не оформлены по закону. Когда они станут частью общей собственности управляемых домов, тогда никто не посягнет на землю без согласия всех собственников.

- Собственная квартира как-то ближе к телу, чем лестничная клетка, а тем более скамейка у подъезда - так рассуждают многие жильцы многоквартирных домов. Не изменив этого отношения к общему имуществу, вряд ли мы сделаем окружающий мир краше.

- Недаром в августе прошлого года Постановлением Правительства N491 приняты еще одни правила - о содержании общего имущества. К нему относится все за пределами квартиры - подъезды, крыши, подвалы, лифты, инженерные коммуникации, а также стояки и разводки, транзитом проходящие сквозь квартиры. Плюс земельный участок с элементами благоустройства во дворе. Очень сложно менять привычное мировоззрение: это не мое, и, значит, не заслуживает моего внимания и заботы. Но менять необходимо. Создавая институт собственников, государство перекладывает на них бремя ответственности за имущество общего пользования. Хотите жить красиво, иметь ухоженный двор, чистый подъезд - платите и содержите. Хотите жить среди помоек - ваше право. Верно говорит ваш мэр Игорь Воронин: внешний мир есть зеркальное отражение нашего к нему отношения. А как мы живем, таким и будет наше сознание и сознание наших детей.

Александр Некрасов
pravda.volzhsky.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован