[...] "Меченосец" выделяется, прежде всего, внушительной стоимостью - 4 миллиона евро для нашего кино громадные деньги (а у СТВ, заметим, нет финансовых возможностей Эрнста или Роднянского). И тем, что это, по-своему, самая радикальная и бескомпромиссная попытка наладить диалог с незнакомым зрителем. Так немой пытается знаками что-то объяснить слепому. Как понравится этому юному незнакомцу в зрительском зале? Глянцевая эстетика клипа? Пожалуйста, вот кадры красиво снятые Маратом Адельшином. Чтобы музыка цепляла? Вот вам, пожалуйста, саундтрек модного Игоря Вдовина. Насилие? Вот, вам реки крови. Любовь? Пожалуйста, будет и любовь. Но то ли насилия мало, то ли любовь не любовь, но не пошел народ в кинотеатры, а ведь звали очень громко и настойчиво.
Остро чувствуется несогласованность в рядах создателей. Продюсер произносит знаковое слово "блокбастер". Режиссер прямо на пресс-конференции заявляет, что снимал не мэйнстрим. Так что? Не хотим, значит, чтобы зритель рванул в кинотеатры?
"Меченосец", как и сама эта история о молодом человеке Саше, у которого из руки - кинжал, а во взоре романтическая горячка, скопище противоречий, киноаномалия. [...] "Меченосец" невозможно воспринимать, в фильме нет доступного кода. Нет жанровой основы. Нет драматургии. Нет мотиваций (все писали о мотивации жестокостей, но ведь и любовь персонажей ничем не мотивирована). Здесь нет героев. Никто не скажет: "Это фильм про меня". Разве можно идентифицировать себя с мрачнейшим, словно сбежавшим из дурной романтической поэмы мальчиком Сашей? Никто не будет всерьез размышлять о том, от чего и почему бежит главный герой, и не испытает жалость, когда главную героиню подстрелит безымянный гаишник. И никто не поразится корейской жестокости, с которой уголовник Клим отрезает своим подручным пальцы. "Меченосец" - это выстрел в "молоко". [...]
"Меченосцу" зрители отдали ровно столько рублей, сколько он мог заработать. Для нашего словно блуждающего в тумане, и стремящегося нащупать аудиторию кино это хорошая, отрезвляющая новость и прямая рекомендация, в каком направлении нужно двигаться.
Василий СТЕПАНОВ
Дело в шляпе // Cеанс guide: Российские фильмы 2006 года
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1103