Вопрос, кого считать добросовестным налогоплательщиком, а кого не совсем, давно волнует налоговиков и налогоплательщиков. И никак они не могут прийти к общему мнению. В результате каждый из нас, сам того не ведая, может уснуть добропорядочным гражданином, а проснуться безнадежно потерявшим совесть. Забыл, допустим, человек заплатить налоги за апрель, прибежал в мае в налоговую инспекцию, чтобы сразу за два месяца рассчитаться, а там на него смотрят косо, как на потенциального уклониста. Потому что сей гражданин, с точки зрения сборщиков налогов, уже виноват и потому с ним надо разбираться в судебном порядке. И пусть этот гражданин хоть трижды добропорядочный семьянин и является ударником предпринимательского труда это не берется ни в какой расчет.
Но если серьезно, то вопрос этот действительно весьма болезнен и актуален для российских бизнесменов, и не случайно он активно обсуждался на апрельском съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Споры о том, насколько целесообразно введение в законодательство определения "добросовестности налогоплательщика", идут больше года. До сих пор правительство возражало против его появления, ссылаясь на то, что оно носит не юридический, а морально-этический характер. В итоге власть все же пошла навстречу пожеланиям бизнеса. Ведь термин этот на практике носит не только этический характер. Это понятие в сферу налоговых правоотношений было введено решением Конституционного суда. В судебной практике оно приобрело статус законодательной формы и повлекло нелицеприятные юридические последствия.
Вопрос категории добросовестности налогоплательщика получит законодательное обоснование в законопроекте об администрировании налогообложения. На мой взгляд, в налоговой сфере добросовестность - это синоним законопослушности, то есть поведение налогоплательщика полностью соответствует предписаниям закона. Из этого следует, что он не обязан выполнять требования, не предусмотренные законом. Если закон не нарушен, то налогоплательщик является добросовестным гражданином независимо от суждений налоговиков.
К сожалению, мы не можем изменить ситуацию и принимать законы, противоречащие решению Конституционного суда, поскольку оно имеет прямое действие. Недавно и Высший арбитражный суд объявил о своем намерении закрепить сложившуюся практику наказания предпринимателей за "недобросовестность" при уплате налогов без установления факта прямого нарушения закона. Поэтому мне видится выход из сложившейся ситуации в том, чтобы непосредственно в Налоговом кодексе прописать принцип добросовестности налогоплательщика.
Недавно с подачи нашего комитета Госдума рассмотрела еще один важный документ проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса о льготной системе налогообложения предприятий в области информационных технологий. Сложность сбора налогов здесь усугублялась еще и тем фактом, что в этой сфере работает немало индивидуальных предпринимателей, так называемых одиночек-программистов, которые выполняют различные небольшие кусочки своей работы, при этом спокойно продают свой продукт через офшорные территории по Интернету и никаких налогов не платят. В результате у них потом возникают разного рода проблемы с правоохранительными органами. Новым законом будут урегулированы проблемы налогообложения в этой сфере.
Основная часть доходов от этих налогов будет перечисляться в региональные бюджеты. В ряде стран уже давно действуют льготные режимы для предприятий высоких технологий. В некоторых государствах компании, занимающиеся производством программного оборудования, освобождены от уплаты налога на прибыль сроком на 5 лет, а работники этих предприятий освобождены от уплаты подоходного налога сроком на 7 лет.
В Китае, например, ставка подоходного налога на экспорт у таких предприятий снижена вдвое. В специальных экономических зонах налоги находятся на уровне нуля. У нас, к сожалению, ничего такого нет. Поэтому у нас эта отрасль не признается и никаким образом не выделена. И де-факто ее как бы не существует. В результате многие специалисты, не чувствуя перспектив на будущее, покидают страну. Надеюсь, что с принятием этих поправок ситуация изменится в лучшую сторону. Потому что данная система позволит развивать этот вид деятельности как офшорного программирования.
Юрий Васильев , председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам
РОССIЯ. Москва.
25 Мая 2006 г.