Эффективность законопроектных работ и качество принимаемых законопроектов напрямую связаны с развитием конструктивного сотрудничества всех заинтересованных органов государственной власти. В этой связи, важное значение приобретает развитие взаимодействия в законопроектной сфере Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с Министерством юстиции Российской Федерации.
Министерством юстиции Российской Федерации накоплен определенный опыт в указанной области. Так, в феврале 2003 года был утвержден План мероприятий по организации взаимодействия Совета Федерации и Минюста России, предусматривающий совместную организацию и проведение рабочих встреч членов этой палаты российского парламента с руководством Минюста России по различным вопросам законопроектной деятельности на федеральном и региональном уровне. Кроме того, указанным Планом закреплено участие представителей Минюста России в экспертном Совете Совета Федерации для проработки законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации и иными субъектами права законодательной инициативы, ответственным исполнителем по которым является Минюст России, а также участие членов Совета Федерации Федерального Собрания в заседаниях коллегии, совещаниях, организованных по инициативе Минюста России, по вопросам законопроектной деятельности. Планом также предусмотрено участие представителей Минюста России в парламентских слушаниях, в работе «Круглых столов», заседаниях комитетов, комиссий Совета законодателей и президиума Совета законодателей, и иных мероприятиях, проводимых в Совете Федерации; информирование членов Совета Федерации о решениях коллегии, планах работы Минюста России по вопросам законопроектной деятельности.
В целях координации усилий по совершенствованию взаимодействия в законопроектной деятельности между Советом Федерации Федерального Собрания и Минюстом России член Совета Федерации от Ненецкого автономного округа Т.И.Коновалова назначена полномочным представителем от этой палаты парламента в Минюсте России. В настоящее время сложилась практика систематического информирования о различных мероприятиях в нормотворческой сфере, проводимых в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Минюсте России.
В 2003 г., например, в Минюст России поступило около 30 обращений членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Тематика разнообразна: о неисполнении решений судов, о незаконной приватизации имущества, по вопросам наследования и др.
Развитие сотрудничества выявило немало точек соприкосновения в работе, проводимой Советом Федерации и Минюстом России. Так, в контексте взаимодействия между Советом Федерации и Министерством юстиции России проводится большая работа в области мониторинга законодательства и правоприменительной практики, направленной на обеспечение единства правового пространства и эффективной организации исполнения федеральных законов.
В целях соблюдения верховенства Конституции Российской Федерации и Федеральных законов в Российской Федерации, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации Указом
Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» от 10 августа 2000 года № 1486 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" на Минюст России возложена функция по ведению Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В результате исполнения данного Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ число законов субъектов Российской Федерации, противоречащих Конституции РФ и Федеральным законам РФ, снизилось с 32 % в 1999 г. примерно до 3 % в октябре 2003 г.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляют обязательную правовую экспертизу законопроектов до их внесения в Правительство Российской Федерации. Проекты законов, представленные на правовую экспертизу, должны соответствовать требованиям постановления Правительства РФ от 15.04.2000 г. № 347 «О
совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» и требованиям Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 г. № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации». По итогам правовой экспертизы законопроектов, представляемых на рассмотрение Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, Министерство юстиции дает правовые заключения об их соответствии Конституции РФ и законодательству Российской Федерации, а также правилам юридической техники.
При подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания
Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации соотносит сроки вступления в силу федеральных законов со временем, необходимым для подготовки соответствующих правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, и при необходимости включает соответствующие положения в проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации.
Минюст России осуществляет разработку перечней правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства России от 11 ноября 2002 г. № 803. Накопленный Минюстом России опыт может быть использован заинтересованными министерствами и ведомствами.
По нашему мнению, существуют возможности для развития сотрудничества в законопроектной сфере между Правительством и Советом Федерации. Опыт взаимодействия верхней палаты Парламента с регионами в законопроектной сфере может быть шире использован на стадии планирования законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, выработки концепций при подготовке законопроектов федеральными органами исполнительной власти. Так, на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 10 ноября текущего года обсуждался проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения».
Данный законопроект был поставлен на рассмотрение Правительства РФ на следующий день - 11 ноября 2003 г. Поскольку проект относится к сфере совместного ведения, требуется его согласование с субъектами
Российской Федерации. На сегодняшний день законопроект согласован лишь с 4 из 89 субъектов РФ. Вместе с тем, он должен иметь одобрение большинства субъектов Российской Федерации (46 из 89). Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, как ведущему разработчику законопроекта, на стадии согласования с соответствующими министерствами и ведомствами, было бы целесообразно направить его и в субъекты Российской Федерации. Это позволило бы ускорить принятие данного проекта закона на заседании Правительства Российской Федерации.
Существенным резервом улучшения взаимодействия является непосредственное участие членов верхней палаты Федерального парламента в работе над законопроектами в рамках рабочих групп федеральных органов государственной власти, что позволит не только улучшить качество проектов, но и на стадии их подготовки учесть мнения и пожелания регионов. Регламент Правительства Российской Федерации предоставляет возможность для совместного внесения в Государственную Думу законопроектов, в разработке которых вместе с Правительством РФ, участвовали другие субъекты права законодательной инициативы. Представители Министерства юстиции России по решению палат Федерального Собрания Российской Федерации могут быть приглашены на их заседания для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроектам и иным вопросам. Представители Минюста России могут входить в состав рабочих групп, создаваемых комитетами Государственной Думы российского парламента для работы над законопроектами, а также в состав рабочих групп, образованных комитетами и комиссиями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для подготовки вопросов организации парламентских слушаний.
Следует подчеркнуть, что в октябре 2003 г. совместными усилиями Главного Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правового управления Аппарата Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, разработаны «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов», которые будут являться единым критерием оценки качества подготавливаемых законопроектов на всех стадиях их рассмотрения. Работа в этом направлении должна быть продолжена.
Представляется целесообразным подготовить общие рекомендации по законодательной технике, которыми могли бы пользоваться депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные рекомендации должны быть рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при разработке законопроектов, работы по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу. Общие рекомендации должны иметь своей целью обеспечение высокого качества законодательных актов на основе соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.
Изложенные выше предложения позволят значительно сократить сроки подготовки и согласования законопроектов в соответствующих министерствах, ведомствах и субъектах Российской Федерации.
Опубликовано: О совершенствовании взаимодействия в законодательной деятельности Совета Федерации и Правительства Российской Федерации. М., 2004. С. 33-37.