Ключевой задачей Министерства юстиции было и остается обеспечение в пределах своих полномочий конституционных прав граждан. Одной из форм обеспечения этих прав является соблюдение правового порядка, основанного на верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов, обеспечение соответствия им ведомственных, региональных и муниципальных актов, реализация прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах, затрагивающих их права и свободы.
Совсем недавно произошли существенные изменения федерального законодательства. Реформирована система исполнительной власти, начата реформа местного самоуправления, по-новому разграничена компетенция между органами государственной власти «по вертикали» после принятия 122-го, 131-го и 95-го базовых федеральных законов. Это не только повлекло необходимость приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным и усиление законотворческой активности регионов, но и возможность по-новому рассмотреть подходы, механизмы работы и взаимодействия в решении задачи по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации.
В 2000 году, Президентом была поставлена задача по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации. Хочу отметить, что ряд проблем в этой сфере решен. Создан постоянно действующий и достаточно эффективный механизм выявления несоответствий в нормативных актах субъектов Российской Федерации и их приведения в соответствие с федеральным законодательством.
За пять лет органами юстиции проведена юридическая экспертиза свыше 230 тысяч нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Подготовлено более 23 тысяч экспертных заключений о выявленных в актах несоответствиях федеральному законодательству, которые были направлены в органы, принявшие акты, а в отдельных случаях - в органы прокуратуры.
В Уральском федеральном округе в текущем году на юридическую экспертизу в органы юстиции поступило 2422 региональных нормативных правовых акта. Из них Главным управлением и его структурными подразделениями проведена юридическая экспертиза 2400 актов. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года этот показатель несколько увеличился. На юридической экспертизе остается 313 актов, из них наибольшее количество актов в отделах Главного управления по Ханты-Мансийскому АО - Югра (203), Курганской области (45) и Тюменской области (29). По результатам проведения юридической экспертизы подготовлено 128 экспертных заключений о несоответствии федеральному законодательству. Наибольшее число незаконных актов действует в Курганской, Челябинской, Тюменской, Свердловской областях.
Принципиально важным в работе по обеспечению единства правового пространства является налаженное органами юстиции тесное взаимодействие с органами власти субъектов федерации, аппаратами полномочных представителей Президента в федеральных округах, органами прокуратуры. В результате такого взаимодействия и совместной работы на основании только экспертных заключений органов юстиции более 80% актов, в которых выявлены нарушения, приведены в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования. В 2000 году этот показатель составлял всего лишь 25%. Следствием такого сотрудничества и совместной работы в 2005 году в Уральском федеральном округе является то, что все акты приведены в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования(136 незаконных актов, в которых выявлены противоречия федеральному законодательству). Наибольшее количество актов приведено в соответствие в Челябинской (66), Курганской (34), Свердловской (31) областях. В 2004 году этот показатель находился на таком же уровне.
Огромную роль в работе по обеспечению единства правового пространства играет также участие органов юстиции в нормотворческой деятельности регионов. Статистика свидетельствует, что органами государственной власти субъектов в среднем учитывается около половины замечаний, высказанных по законопроектам органами юстиции. Считаем, что такой подход является конструктивным и должен быть поднят на более высокий уровень, поскольку учет замечаний на стадии разработки актов более эффективен, чем устранение нарушений в уже действующих нормативных правовых актах. Мы и дальше готовы продолжать сотрудничество с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках соглашений о взаимодействии в сфере юстиции.
Главным управлением по Уральскому федеральному округу используются все формы взаимодействия в сфере нормотворчества: разработка проектов актов, подготовка заключений по проектам правовых актов, участие в рабочих группах, согласование проектов. Однако следует отметить, что, несмотря на активное участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти Уральского федерального округа, структурные подразделения Главного управления по Тюменской области и Ямало-Ненецкому автономному округу не принимают участия в рабочих группах.
В настоящее время актуальным является вопрос приведения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков на совещании 22 августа 2005 года обратил особое внимание органов государственной власти субъектов Российской Федерации на необходимость уточнения в конституциях (уставах) субъектов положений, касающихся наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления. В Уральском федеральном округе по данному вопросу ведется работа структурными подразделениями Главного управления. В настоящее время приведены в соответствие с федеральным законодательством конституции (уставы) всех субъектов округа. Эффективным средством контроля за региональными правовыми актами явилось создание и ведение федерального регистра нормативных актов субъектов Российской Федерации. В настоящее время в нем содержится более 220 тысяч нормативных правовых актов, из них около 153 тысяч действующих.
В федеральный регистр включено 14638 нормативных правовых актов субъектов Уральского федерального округа, в том числе действующих 8368. В регистр включены дополнительные сведения, которые позволяют получать полную информацию о нормативном акте, начиная с момента его принятия и до утраты им юридической силы.
Министерством юстиции обеспечен свободный доступ к федеральному регистру в электронном виде по каналам сети Интернет. Следовательно, гражданам предоставлено конституционное право на получение достоверной информации о нормативных правовых актах регионов.
В одном из субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ (имеется ввиду Тюменская область), федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации имеет статус источника официального опубликования нормативных правовых актов в электронном виде. Министерство юстиции Российской Федерации предлагает другим органам государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа в дополнение к имеющимся печатным источникам официального опубликования закрепить в региональном законодательстве, что источником официального опубликования является также федеральный регистр (в электронном виде).
Все эти меры позволили подавляющее большинство законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации привести в соответствие с федеральным законодательством.
Сегодня по стране количество региональных нормативных правовых актов, в которых выявлены несоответствия федеральному законодательству, по отношению к общему числу действующих актов снизилось до 1,2-1,3%, вто время как в 1999 г. этот показатель равнялся 33%. Так, в Уральском федеральном округе (в 2005 году) продолжает действовать 46 нормативных правовых актов, в которых выявлены противоречия федеральному законодательству, что составляет 4% от общего числа действующих актов округа.
Вместе с тем, несмотря на положительную динамику в работе с нормативными правовыми актами субъектов, отмечаются отдельные нарушения в сфере здравоохранения (1%), государственного управления (1%), конституционного строя (2%), финансовой (1%), социального обеспечения и жилищной (1%), законодательства в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды (2%). Обусловлены они не политическим, а правовым характером.
Одной из причин принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации с нарушениями федерального законодательства являются недостатки и пробелы в федеральном законодательстве. Однако они не могут и не должны служить оправданием практики, когда регионами принимаются акты, несоответствующие Конституции и федеральным законам. В связи с этим представляется важным в работе по обеспечению единства правового пространства активизировать взаимодействие субъектов Российской Федерации с законодательными органами федерального уровня в законопроектной сфере.
Субъекты федерации не реализуют предоставленную им возможность участия в законопроектной деятельности Правительства. За все годы от регионов не поступило ни одного предложения о включении в План законопроектной деятельности Правительства какого-либо законопроекта. Полагаем, это направление работы надо развивать. Более того, эффективным, на наш взгляд, было бы использование таких форм участия в законотворчестве, как законодательное предложение и совместная законодательная инициатива.
Отдельно хотелось бы остановиться на проблемах ведомственного нормотворчества. В субъектах Российской Федерации таких актов принято достаточно большое количество.
Конституцией установлено, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционный принцип единства государственной власти, замена прямых выборов глав субъектов Российской Федерации на наделение их полномочиями по представлению Президента предполагает, чтобы субъекты Российской Федерации исходили в основном из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти.
Думаю, что механизмы работы с ведомственными нормативными правовыми актами могут быть едиными, как для федеральных органов исполнительной власти, так и для региональных органов исполнительной власти,
На федеральном уровне в целях обеспечения контроля в сфере ведомственного нормотворчества уже 13 лет Министерством юстиции осуществляется государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов. В настоящее время зарегистрировано более 7 тысяч нормативных правовых актов из представленных на государственную регистрацию 12 тысяч.
Практика государственной регистрации ведомственных актов применяется и в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в республиках Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской, Чувашской, Коми, Саха (Якутия), а так же Калужской, Тамбовской, Ярославской областях. Хочется надеяться, что она будет распространена и востребована также и в других территориях России.
Сегодня одним из важных и актуальных направлений деятельности Министерства является обеспечение соответствия федеральному и региональному законодательству нормативных актов органов местного самоуправления.
131-й и 97-й федеральные законы установили единый порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований, наделили территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации правом государственной регистрации уставов муниципальных образований. Постановлением Правительства от 1 июня 2004 г. на Минюст возложена также функция ведения государственного реестра муниципальных образований. С 1 сентября 2005 г. территориальные органы уже приступили к работе с уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами о внесении изменений в эти уставы.
Органам юстиции предстоит в целом по Российской Федерации в установленном порядке зарегистрировать уставы около 25 тысяч муниципальных образований, создать государственный реестр уставов муниципальных образований и самих муниципальных образований на бумажных носителях и в электронном виде. Главное сейчас - принять меры по реализации этих федеральных актов, создать отлаженный механизм работы органов юстиции с уставами муниципальных образований и по ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.
В Уральском федеральном округе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в некоторых субъектах совместно с отделами законодательства, разработаны модельные уставы муниципальных образований в целях оказания практической помощи органами местного самоуправления. Так, например, в Тюменской области отделом законодательства была проведена экспертиза устава муниципального образования, в результате которой выявлены и устранены нарушения федерального законодательства. Подобная работа ведется и в остальных субъектах, входящих в федеральный округ.
Федеральным законодательством органы юстиции наделены правом контроля за законностью только уставов муниципальных образований. Другие муниципальные акты остаются вне поля его зрения. Министерством юстиции предложено создать банк данных всех нормативных актов органов местного самоуправления (муниципальный регистр). В целом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поддержали такое предложение и готовы к этой работе. В связи с этим Министерством разработана концепция проекта федерального закона, наделяющего органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочием по ведению муниципального регистра. Этот закон предусматривает внесение изменений в отдельные федеральные законы. В настоящее время концепция указанного законопроекта согласована с большинством федеральных министерств и направлена в Правительство.
Предполагается, что каждый субъект Российской Федерации будет вести свой муниципальный регистр (за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации) и обеспечивать передачу информационных ресурсов для внесения их в базу данных Федерального регистра. Для этих целей будет использоваться доработанный программно-технологический комплекс «Регистр», который будет передан Министерством юстиции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям на безвозмездной основе. При этом на Минюст возлагается методическое и организационное обеспечение муниципального регистра, а также контроль за информационным наполнением и единообразием ведения муниципального регистра.
Полагаем, что создание и ведение единого информационного банка данных правовых актов органов местного самоуправления и реестра уставов муниципальных образований позволит иметь актуальную информацию о состоянии муниципального нормотворчества и осуществлять контроль за данными актами. При этом мониторинг нормативных актов органов местного самоуправления, безусловно, должен и будет производиться в тесном взаимодействии и на единой основе с мониторингом актов субъектов Российской Федерации. В частности предусматривается, что единый информационный банк данных правовых актов органов местного самоуправления будет интегрирован с региональным и федеральным законодательством.
Подводя итог, скажу, что в случае реализации выше указанных инициатив Минюста имеется возможность регулярно проводить мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на основе общих принципов и подходов, что, на наш взгляд, позволит существенно повысить эффективность российского законодательства и обеспечивать защиту прав и свобод граждан Российской Федерации.
Опубликовано в журнале Российское право. 2005. № 12. с. 6-8.